МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Формирование универсальных учебных действий
учащихся начальной школы с использованием
проблемно-диалогической технологии.
работа Воронцовой Галины Петровны
учителя начальных классов
Сентябрь 2016 г.
Развитие и образование ни одному человеку не могут
быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним
приобщиться, должен достигнуть этого собственной
деятельностью, собственными силами, собственным
напряжением. (Адольф Дистервег)
Мы живем в эпоху, которая ярко характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, качественным образом преобразующих нашу жизнь.. Скорость обновления знаний настолько высока, что на протяжении жизни нам приходится неоднократно переучиваться, и непрерывное образование становится жестким требованием реальности, необходимостью и условием самореализации и самоактуализации человека.
Очевидно, что и образование требует новых подходов, которые заложены в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, я постаралась понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности. И я была рада, что работаю по ОС «Школа 2100».Так как в этой системе заложен набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями
Но как?
Я принимала первый класс. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Для этого изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Поэтому я выбрала выше указанную методическую тему.
Главная цель работы над темой:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.
Задачи:
Изучить сущность универсальных учебных действий.
Проанализировать УМК «Школа 2100» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД .
Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.
Предполагаемые результаты:
Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Повышение своего уровня профессионализма
Повышение качества преподавания предметов
Первым шагом в моей работе было детальное ознакомление с универсальными учебными действиями. Вот к какому заключению я пришла:
Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
ЛичностныеУУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование
В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.
РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.
Познавательные УУД система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, знаково – символические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Одной из современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников является проблемно-диалогическое обучение. Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет формировать в детях все виды УУД. Рассмотрим урок окружающего мира. 4 класс
Тема: Кожа – «пограничник» организма
Цели:
– формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о строении и роли кожи, о терморегуляции;
– развивать понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи;
– развивать понятия о клеточном строении организма, об обмене веществ, о единстве строения и функции органа (на примере кожи).
Оборудование: иллюстрации с изображением строения кожи человека, гигиенические и косметические средства.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка). – Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему? Высказывают гипотезы: Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы. – Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос? – Как могут мёртвые клетки защитить наш организм? – О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.) – Какие знания нам пригодятся? 1. Из каких частей состоит организм животного? человека? 2. Как называется наименьшая часть живого организма? 3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов она имеется? 4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей? 5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей? – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4 3 Познавательные УУД (. На основе анализа объектов дети делать выводы.) Коммуникативные УУД (Оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные УУД(Прогнозировать предстоящую работу) Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1. Беседа. – Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12. – Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.) – Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.) – Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.) – Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.) 2. Практическая работа. – Давайте определим, какая у нас кожа. Для этого проведём наблюдение: оттяните пальцами кожу на кисти (руке) и отпустите, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Почему? Выполняют работу. (Кожа мягкая, эластичная, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму.) 3. Работа с учебником. – Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14. (Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.) – Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.) – Как вы понимаете название темы урока: «Кожа – “пограничник” организма»? (Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.) – Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14.) – Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.) – Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.) – Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Познавательные УУД (Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации Коммуникативные УУД ( строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Личностные (Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.) Регулятивные УУД (контроль, коррекции своих действий; развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 1. Работа в учебнике. 1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником). Важно обратить внимание на вопрос 3 – обсуждение гигиенических правил ухода за кожей. Можно предложить ребятам разработать памятку по уходу за кожей. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Выполнение заданий из рабочей тетради. Коммуникативные УУД (Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Регулятивные УУД(Развиваем умение высказывать своё пре предположение на основе работы с материалом учебника.) Познавательные УУД(Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Личностные | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание. | Чтение учебника (тема 2). Задания из рабочей тетради на выбор. | |
V. Итог урока. | 4 Регулятивные УУД (Осуществлять познавательную и личностную рефлексию) – Почему кожу называют нашей природной одеждой? – Кожа – это природный покров, который защищает наш организм от воздействия внешней среды. То же самое делает одежда. | |
Таким образом, учитель помогая ученикам открыть новые знания, «пропуская» школьников через все звенья проблемно-диалогической технологии формирует УУД своих учеников – это и есть смысл технологии проблемного диалога .
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.Результаты демонстрирует таблица «Этапы проблемного урока, направленные на формирование УУД»
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
II. Формулировка целей и задач, планирование | Регулятивные. коммуникативные |
III. Поиск решения | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
IV. Выражение решения | Познавательные Коммуникативные Личностные |
V. Самостоятельное применение знаний. | Познавательные Коммуникативные Личностные |
VI. Итог урока. | Коммуникативные Регулятивные |
Результаты работы над данной темой:
1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. 2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.
Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить его стартовый уровень – уровень сформированности УУД у школьников, а так же отслеживать уровень развития УУД в течение всего периода обучения в школе.
В ходе работы над темой, я отслеживала результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
| Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Личностные УУД |
| Умение определять цель деятельности на уроке | Умение работать по плану | Умение контролировать выполнение заданий | Умение ориентироваться в учебнике, искать нужную информацию | Умение сравнивать и группировать предметы | Умение извлекать информацию из сюжетного рисунка | Умение переводить информацию из одного вида в другой | Умение переводить информацию из одного вида в | Умение вычитывать информацию их текста и схемы | Умение оценивать чужие поступки | Умение самостоятельно проверять общие для всех людей правила поведения |
1 класс | | | | | | | | | | | |
Всего баллов | 70 | 36 | 15 | 64 | 62 | 51 | 61 | 31 | 84 | 59 | 39 |
% | 97 | 50 | 63 | 89 | 86 | 71 | 85 | 43 | 87 | 82 | 81 |
% | 70 | 77 | 81 | 77 | 81 |
Средний балл | 3,5 | 3,8 | 4.0 | 3,8 | 4,0 |
2 класс | 66% | 65% | 66% | | |
3 класс | | | | | | | | | | | |
Всего баллов | 32 | 18 | 30 | 74 | 84 | 62 | 74 | 42 | 92 | 61 | 42 |
% | 94 | 75 | 74 | 89 | 92 | 80 | 86 | 56 | 90 | 91 | 94 |
% | | 81 | | 82 | 93 |
Средний балл | | 4,1 | | 4,1 | 4,6 |
Анализ динамики развития учащихся показывает рост ключевых УУД.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения, положенная в основу ОС «Школа 2100», позволяет учителю сегодня целенаправленно работать над формированием ключевых УУД: регулятивных, обеспечивая формирование умения решать проблемы и умения организовывать свою учебную деятельность. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования проблемного диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Отмечу, что данная технология универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть проблемно-диалогического обучения, который способствует развитию УУД .В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться.
Литература:
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
3. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс
Автор: Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Козлова С. А., Чиндилова О. В.