ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23»
Сообщение на методическом объедении воспитателей по теме:
«Формирование устной речи глухих детей при проведении экскурсии »
Воспитатель первой квалификационной категории: Пойдунова Е.А.
Ноябрь 2016-2017 учебный год
В учебно-воспитательном процессе особое внимание уделяется развитию речи глухих детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны устной речи. Во всех специальных школьных организовано целенаправленное обучение глухих детей, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребёнка, обеспечение коррекции дефекта слуха.
Общение воспитателя с глухими воспитанниками в школе-интернате должно проходить на основе словесной речи.
Одной из важнейших обязанностей воспитателя является развитие устной разговорно-обиходной речи глухих детей. Участвуя в различных видах внеклассной деятельности (на занятиях), дети должны научиться понимать обращенную к ним устную речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, вступать в беседу. При этом внимание воспитателя обращается на обогащение словаря детей новой лексикой, новыми структурами предложений. Важно подсказать нужное слово, заставить ребёнка подумать, как можно сказать, поддержать детскую активность.
Во внеклассное время общение воспитанников происходит, как правило, в естественной ситуации. Но речевые ситуации могут создаваться воспитателем и специально. При этом важно, чтобы они были приближены к естественным. Речевой материал, который должны усвоить дети, дается, прежде всего в виде устной речи воспитателя, а также на таблицах, плакатах, записывается на доске. Нужно помнить, что речь воспитателя должна быть эмоциональна и выразительна, а также он должен уметь пошутить, посмеяться с воспитанниками, а в отдельных случаях выразить правильную артикуляцию, не допускать скандирования. Воспитатель должен знать уровень развития устной речи своих воспитанников, следить за качеством речи, внятности, не допуская резких норм отклонения, знать, какие звуки поставлены ученику.
С целью развития диалогической речи глухих детей необходимо постоянно варьировать разговорно-обиходную лексику, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Учит правильно строить ответные реплики предельно кратко: Да! Нет! Я не понял! Повторите! Все составляет содержание работы воспитателя. И только правильная организация этой работы позволит расширить кругозор глухого ученика, т.е. должен быть создан специальный педагогический процесс для глухих детей.
Значительное место во внеклассной работе по развитию устной речи занимают экскурсии. Следует приучить глухих детей интересоваться окружающим, обращать внимание на красоту природы, рассматривать отдельные объекты, показывать их. Воспитателю необходимо создать познавательный или научный интерес к экскурсии, побудить воспитанников к активному словесному общению в процессе подготовки, проведения и запомнить. Дать вопросы, на которые дети должны ответить. Для этого взять фотоаппарат, блокноты или тетради, где можно сделать зарисовки, записи по ходу экскурсии.
После экскурсии проводится её обсуждение, обобщение материала. Перед такой экскурсией воспитатель должен познакомиться с объектом наблюдения. Составить план и предложить его детям, дать задания, предложить вопросы. После проведенной работы можно предложить детям описать слово Экскурсия и все.
Экскурсии надо проводиться 1 раз в неделю. Это наблюдение за сезонными изменениями в природе в связи со сменой времен года, наблюдения за птицами, деревьями, растениями, насекомыми, экскурсия на почту, ателье, парикмахерскую, в библиотеку, по улицам города, по историческим местам города, в зоопарк, в краеведческий музей, художественный музей, в парк и в храм.
Детей постоянно настраивать на устную речь. Для этого целесообразно знакомить их и приучить к плану работы воспитателя на неделю, который можно вывешивать в конце каждой недели в классном уголке. Дети будут знать, что их ждет в течение недели, к чему им готовиться, что интересного они узнают, отсюда появится интерес к речи и общению.
Литература:
Зикеев А.г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.- М.,2000.
Зыкова Т.С., составитель сборника: Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1 вида, Сборник 1, М., «Просвещение»,2003г.