Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Предметные географические умения:
- Умения работать с географическими картами и моделями Земли;
- Умения ориентироваться на местности;
- Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов;
- Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.
Универсальные учебные действия:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Личностные УУД:
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
- Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а также проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
- Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.
- Внеклассные мероприятия на военно-патриотическую тематику формируют основные нравственно-эстетические понятия.
- Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания: например, тема урока в 7 классе «Народы Африки». Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУд на уроках географии»
Формирование УУД на уроках географии.
Учитель географии Цыценкова Е.М.
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю».
Китайская мудрость
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Предметные географические умения:
Умения работать с географическими картами и моделями Земли;
Умения ориентироваться на местности;
Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов;
Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.
Универсальные учебные действия:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные УУД:
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а также проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.
Внеклассные мероприятия на военно-патриотическую тематику формируют основные нравственно-эстетические понятия.
Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания: например, тема урока в 7 классе «Народы Африки». Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?
Регулятивные УУД:
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.
В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.
В 7 классе даем описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи
В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даем комплексную характеристику России.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я
применяю следующие задания:
Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
География 7 класс. Тема: «Северная Америка»
Сгруппируйте географические объекты по смыслу: Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис
В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.
ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.
Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….
…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в
……………… океан.
Амазонка …………. в течение всего года.
На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
Самая высокая вершина Анд - ……………
Познавательные УУД:
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведется в следующих направлениях:
Работа с картами (Что является причиной формирования смерчей в Северной Америке?)
Работа в контурных картах (учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ.)
Построения графиков
Презентации учеников (формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.)
Коммуникативные УУД:
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Игровые уроки
Обобщающие уроки
Исследовательские уроки
Создание проектов
Этапы формирования учебных действий на уроках географии:
Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
тренировка в применении этого умения;
проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками;
умение применять действие в любых ситуациях.
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.