СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУд на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.

Сформированность универсальных учебных  действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Предметные географические умения:

  1. Умения работать с географическими картами и моделями Земли;
  2. Умения ориентироваться на местности;
  3. Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов;
  4. Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.

Универсальные учебные действия:

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Познавательные
  4. Коммуникативные

Личностные УУД:

Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  1. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а также проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
  2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.
  3. Внеклассные мероприятия на военно-патриотическую тематику формируют основные нравственно-эстетические понятия.
  4. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания: например, тема урока в 7 классе «Народы Африки». Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУд на уроках географии»

Формирование УУД на уроках географии.

Учитель географии Цыценкова Е.М.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.

Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Предметные географические умения:

  1. Умения работать с географическими картами и моделями Земли;

  2. Умения ориентироваться на местности;

  3. Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов;

  4. Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.

Универсальные учебные действия:

  1. Личностные

  2. Регулятивные

  3. Познавательные

  4. Коммуникативные

Личностные УУД:

Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  1. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а также проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.

  2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.

  3. Внеклассные мероприятия на военно-патриотическую тематику формируют основные нравственно-эстетические понятия.

  4. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания: например, тема урока в 7 классе «Народы Африки». Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?

Регулятивные УУД:

  1. Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

  2. В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.

  3. В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.

  4. В 7 классе даем описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи

  5. В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даем комплексную характеристику России.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я
применяю следующие задания:

  • Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

  • Задания на упорядочивание и группировку

Сгруппируйте географические объекты по смыслу: Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис

  • Задание “Найди ошибки в тексте”.

В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.

  • Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.

Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….

…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.

Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в

……………… океан.

Амазонка …………. в течение всего года.

На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..

Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..

Самая высокая вершина Анд - ……………

Познавательные УУД:

  1. Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

  2. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведется в следующих направлениях:

  3. Работа с картами (Что является причиной формирования смерчей в Северной Америке?)

  4. Работа в контурных картах (учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа способствует логическому запоминанию. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ.)

  5. Построения графиков

  6. Презентации учеников (формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.)

Коммуникативные УУД:

  1. Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  2. Игровые уроки

  3. Обобщающие уроки

  4. Исследовательские уроки

  5. Создание проектов

Этапы формирования учебных действий на уроках географии:

Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

  • ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;

  • тренировка в применении этого умения;

  • проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками;

  • умение применять действие в любых ситуациях.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.