СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из основных положений концепции ФГОС -формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморегуляции и самосовершенствованию. Это достигается путём сознатель ного, активного привоения учащимися социального опыта. качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках истории и обществознания»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТОРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Республика Бурятия, Джидинский район, с.Нижний Торей, ул. Комсомольская, 29,

тел.:8(30134)94-2-26, факс.: 94-2-26, эл.почта[email protected]



Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО зам. директора по УР Директор

естественных наук ____________ __________

Протокол № 2 Семенова Л.К. Смолин С.Н.

от «22» сентября 2015 г «25» сентября 2015 г «25» сентября 2015 г

Приказ № 53 от «25» сентября 2015 г.





Формирование УУД на уроках истории и обществознания

(Выступление на педагогическом совете МБОУ «Нижнеторейская СОШ»)

Выполнил: учитель истории и обществознания

МБОУ «Нижнеторейская СОШ»

Щербаков В.В.



















Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Задачи УУД:

  • Познавательные

      • работа с информацией

      • работа с учебными моделями

      • использование знако-символических средств, общих схем решения

      • выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятия.

  • Личностные

    • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);

    • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);

    • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.

  • Регулятивные

    • управление своей деятельностью

    • контроль и коррекция

    • инициативность и самостоятельность

  • Коммуникативные

      • речевая деятельность

      • навыки сотрудничества

Актуальность темы. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.

Какие УУД можно формировать по средством предметов «история» и «обществознание»?



Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

В ходе подготовки к данному выступлению, я попытался систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.

Регулятивные УУД.

 К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Познавательные УУД.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

УУД. Приёмы и методы формирования УУД.

Регулятивные - метод проектов

- приёмы целеполагания

- приёмы работы с текстом: создание алгоритмов действий

- постановка вопросов по теме и выход на задачи.

Познавательные:

проблемная ситуация, дидактические игры

 Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)

  • Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»

  • Кластеры, логические цепочки

  • Дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы

  • Таблицы, работа в группах, зигзаг

  • Приемы проведения рефлексии

Коммуникативные: Диалоговое взаимодействие, дискуссии, дебаты, конференция, круглый стол, ролевые игры, деловая игра, технология сотрудничества.

Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): Синквейн, мозговой штурм, «Смытое слово» и др.).

Способы получения знаний:

Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Учебная ситуация.

  • ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

  • Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
результаты освоения истории и обществознания.

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

  • Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);

  • Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной

работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Формирование УУД на уроках обществознания.

Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно - ориентированные задания. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

Приемы и методы:

  • проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ

  • театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).

  • составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток.

  • подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде).

  • подготовка и защита проектов.

  • деловая игра.

Деловая игра.

Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры связаны  с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.

С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:

  • развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях;

  • развитие умений находить и анализировать необходимую информацию;

  • формирование навыков групповой деятельности;

  • повышение коммуникативной культуры;

  • овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

  • формирование групп;

  • моделирование реальной ситуации;

  • работа в группах;

  • подготовка к публичному выступлению;

  • выступления групп;

  • подведение итогов.

Приёмы по формированию регулятивных учебных действий:

Приём целеполагания «Тема – вопрос». Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Например: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»

План действий:

1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3. Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
4. Сделать вывод.

Приём целеполагания «Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе «Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

На доске, напечатанные на листах понятия: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись.

Задания:

  • В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;

  • Запишите понятия в тетрадь по памяти;

  • Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;

  • Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;

  • Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

Приём целеполагания «Группировка».

Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии».

Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.

Ключевое слово: природа ← Древняя Индия → люди

Природа – сюда входят слова: климат, растительный мир, животный мир;

Люди – сюда входят слова: занятия, изобретения, жилище, пища.

Ответ:

  • Какие животные водились в Древней Индии?

  • Какие растения росли в Древней Индии?

  • Чем занимались люди Древней Индии?

  • Во что верили индийцы?

  • Как добывали пищу?

  • Где жили?

Познавательные УУД.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- составление вопросов к тексту, ответы на них;

- составление простого и сложного плана;

- составление сравнительных, хронологических таблиц;

- подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

- составление логической схемы, цепочки;

- составление определения к термину;

- приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»

Например: выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:

Тепло, дожди, солнце, река, лес, пустыня, оазисы, плодородная почва.

Работа с картой.

Например: вставь пропущенные слова:

  • Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.

  • На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).

  • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.

  • На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

Приёмы по формированию логических УД.

Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

Например данный прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации.

Последовательно раскрывая эти вопросы (сделать в виде таблицы), можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

Вопрос: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему?

Например: вопрос Что? Что хотели персы? Ответ: Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию.

Вопрос: Где? Где произошла Марафонская битва?

Ответ: Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине в

сорока километрах от Афин и т.п.

В ходе подготовки к данному выступлению, я попытался систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.