МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕТОРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Республика Бурятия, Джидинский район, с.Нижний Торей, ул. Комсомольская, 29,
тел.:8(30134)94-2-26, факс.: 94-2-26, эл.почта[email protected]
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО зам. директора по УР Директор
естественных наук ____________ __________
Протокол № 2 Семенова Л.К. Смолин С.Н.
от «22» сентября 2015 г «25» сентября 2015 г «25» сентября 2015 г
Приказ № 53 от «25» сентября 2015 г.
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
(Выступление на педагогическом совете МБОУ «Нижнеторейская СОШ»)
Выполнил: учитель истории и обществознания
МБОУ «Нижнеторейская СОШ»
Щербаков В.В.
Формирование УУД на уроках истории и обществознания
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Задачи УУД:
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятия.
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.
Регулятивные
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Актуальность темы. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.
Какие УУД можно формировать по средством предметов «история» и «обществознание»?
Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
В ходе подготовки к данному выступлению, я попытался систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.
Регулятивные УУД.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Познавательные УУД.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
УУД. Приёмы и методы формирования УУД.
Регулятивные - метод проектов
- приёмы целеполагания
- приёмы работы с текстом: создание алгоритмов действий
- постановка вопросов по теме и выход на задачи.
Познавательные:
проблемная ситуация, дидактические игры
Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)
Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»
Кластеры, логические цепочки
Дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы
Таблицы, работа в группах, зигзаг
Приемы проведения рефлексии
Коммуникативные: Диалоговое взаимодействие, дискуссии, дебаты, конференция, круглый стол, ролевые игры, деловая игра, технология сотрудничества.
Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): Синквейн, мозговой штурм, «Смытое слово» и др.).
Способы получения знаний:
Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Учебная ситуация.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
результаты освоения истории и обществознания.
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной
работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Формирование УУД на уроках обществознания.
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно - ориентированные задания. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
Приемы и методы:
проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ
театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).
составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток.
подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде).
Деловая игра.
Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры связаны с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.
С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:
развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях;
развитие умений находить и анализировать необходимую информацию;
формирование навыков групповой деятельности;
повышение коммуникативной культуры;
овладение основными видами публичных выступлений.
Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:
Приёмы по формированию регулятивных учебных действий:
Приём целеполагания «Тема – вопрос». Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Например: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3. Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
4. Сделать вывод.
Приём целеполагания «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе «Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
На доске, напечатанные на листах понятия: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись.
Задания:
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Приём целеполагания «Группировка».
Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Ключевое слово: природа ← Древняя Индия → люди
Природа – сюда входят слова: климат, растительный мир, животный мир;
Люди – сюда входят слова: занятия, изобретения, жилище, пища.
Ответ:
Какие животные водились в Древней Индии?
Какие растения росли в Древней Индии?
Чем занимались люди Древней Индии?
Во что верили индийцы?
Как добывали пищу?
Где жили?
Познавательные УУД.
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- составление вопросов к тексту, ответы на них;
- составление простого и сложного плана;
- составление сравнительных, хронологических таблиц;
- подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
- составление логической схемы, цепочки;
- составление определения к термину;
- приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»
Например: выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:
Тепло, дожди, солнце, река, лес, пустыня, оазисы, плодородная почва.
Работа с картой.
Например: вставь пропущенные слова:
Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
Приёмы по формированию логических УД.
Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.
Например данный прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации.
Последовательно раскрывая эти вопросы (сделать в виде таблицы), можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Вопрос: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему?
Например: вопрос Что? Что хотели персы? Ответ: Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию.
Вопрос: Где? Где произошла Марафонская битва?
Ответ: Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине в
сорока километрах от Афин и т.п.
В ходе подготовки к данному выступлению, я попытался систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.