Формирование
универсальных учебных действ ий
на
уроках математики
У читель высшей категории МБОУ СОШ №165 Г. о. С амара С инельникова М. В.
ФГОС II поколения
Формирование
универсальных учебных действ ий
на
уроках математики
Самара, 2013 г.
В чем заключается задача школы?
- интеграция,
- обобщение,
- осмысление новых знаний;
- умение связать новые знания с жизненным опытом.
Формирование у каждого
ребенка умения
учиться – учить СЕБЯ.
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути её реализации,
- контролировать и
оценивать свои
достижения.
ФГОС II поколения
- Смена парадигмы образования
- Приоритет развивающего потенциала общего начального образования
- Универсализация содержания образования
Актуальность концепции развития УУД
ения
- Формирование установок на здоровый образ жизни
- Желание самих учащихся – научиться учиться
2
Понятие «УУД»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Функции универсальных учебных действий
1
- обеспечение возможностей детей самостоятельно учиться ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения контролировать и оценивать процесс и результаты своего учения
- обеспечение возможностей детей самостоятельно учиться
- ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения
- контролировать и оценивать процесс и результаты своего учения
2
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности
3
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Знаково-символические
- Коммуникативные
- Коммуникативные
Виды универсальных учебных действий
1
1.
2.
3
4.
5.
2
3
3.1
4
действия
смыслообразования
Действия
самоопределения
Личностные УУД
Мониторинг результатов эксперимента (по Чечель И.Д.)
действия
нравственно-этического
оценивания
9
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
действие смыслообразования
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
- Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
действие нравственно-этического оценивания
- исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
- исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Волевая
саморегуляция
Контроль
Оценка
Коррекция
Регулятивные действия
п ланирование
целеполагание
постановка учебной задачи
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
составление плана и последовательности действий
прогнозирование
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Регулятивные действия (продолжение)
оценка
коррекция
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
осознание качества и уровня усвоения
волевая саморегуляция
способность к мобилизации сил и энергии
к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий
Формирование регулятивных действий средствами учебного предмета - математики, обеспечивается:
- логикой развёртывания содержания и его структурой,
- системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,
- системой математических жизненных ситуаций,
- системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками
самоконтроль
- умение осознать необходимость проверки своих действий
- умение составлять план проверки
(вопросы учителя)
Эффективным средством можно считать проверку работы ученика, выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок.
При этом указывается задание, в котором сделана ошибка.
Эту работу, в зависимости от уровня внимательности учащегося, можно разбить на этапы:
на первом указывается строка, в которой
сделана ошибка,
на втором – блок строк записи,
на третьем – только задание
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки решения задачи
- Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является
парная взаимопроверка самостоятельной работы
Познавательные УУД
логические, включая
знаково-символические
действия
обще-
учебные, включая
специально-предметные
действия
Познавательные УУД
постановка
и решение
проблем
Познавательные УУД. Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
структурирование знаний
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Познавательные УУД ( продолжение) Общеучебные УУД
постановка и формулирование проблемы
умение строить речевое высказывание
смысловое чтение
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
извлечение необходимой информации , определение основной и второстепенной информации
адекватно, осознанно и произвольно в устной и письменной речи (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
действие со знаково-символическими средствами
замещение, кодирование, декодирование, моделирование
Познавательные УУД (продолжение) Логические УУД
выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
подведение под понятия, распознавание объектов
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков
выдвижение гипотез и их доказательство
Знаково-символические УУД
представляют действия
обеспечивают
универсальные действия конкретные способы преобразования учебного материала
моделирования
функции
отображение учебного материала
выделения существенного
отрыв от конкретных ситуативных значений
- В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
- решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить);
- использовать знаково-символьные средства для обработки информации,
- осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования;
- осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Донести свое
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи
Договориться
- Слушать и понимать других, управлять поведением партнера, принимать точку зрения партнера
Понять других
- Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация, выполнение различных ролей в группе
- Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
- а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
- б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
- в) диалог в паре (ученик – ученик).
Основные выводы
Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.
Творчество на деле существует не только там,
где оно создает великие исторические произведения.
Но везде, где человек воображает, комбинирует,
изменяет и созидает что-либо новое.
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Л.С.Выготский
- Сочинение математической сказки,
задачи, стихов
– путь развития
способности к творчеству
!!! В каждом УМК
должна быть выстроена система учебных заданий, направленных
на формирование
УУД.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Базовые
образовательные технологии
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ »)
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания
- образцов деятельности,
- различных методических или дидактических средств,
- последовательности выполняемых действий,
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет свого действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .
Цель – самостоятельное решение
проблем
Средство – постановка проблем
и открытие знаний вместе с учениками
Технология проблемного диалога
может использоваться
в любой Образовательной системе
Базовые образовательные
технологии
Триада :
замысел-
-реализация-
-продукт
ПРОЕКТНАЯ
и исследовательская
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения русскому языку (клавиатурному письму, алфавиту) является проект «Моя первая записная книжка».
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
Программно
формируется
умение детей работать в группе,
принимать помощь от одноклассников
и оказывать помощь,
вести урок (фрагмент урока),
формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж,
презентацию…)
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
Особое внимание уделяется обучению детей
работе с источниками информации
(оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Процесс формирования исследовательских навыков на уроках математики.
Развитие умений видеть проблемы
- Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон
1.Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа.
2. «Нет ли здесь ошибки: Вычитаемые и прибавляемые, есть такие числа?», «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н.Кузанский, немецкий философ)»
Развитие умений выдвигать гипотезы
- Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон
1. Дан квадрат со стороной 5Х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице.
2. Найти правило, закономерность
Развитие умения задавать вопросы
- Умение задавать вопросы направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая его к умственному труду
1. Задание «Угадай, о чем спросили»
Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.
Например:
это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?)
надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.
2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы
Зачем? Почему? Как? Что?
Развитие умения давать определения понятиям
- Определение понятия – это процесс придания термину,
обозначающему тот
или иной предмет,
смысл и значение
- Какие числа называют взаимно обратными?
- Что называют отношением двух чисел?
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения
- Умозаключение есть форма мышления, посредством которой на основе имеющегося знания и опыта возникает новое знание
1. Заработная плата увеличилась на 50%, значит ли это, что она увеличилась в 2 раза?
2. Как изменится величина правильной дроби,
если к числителю и знаменателю прибавить одно и то же число?
Развитие умений классифицировать
- Познание мира предполагает не только восприятие предметов и явлений, но и выделения в них общих существенных признаков
1. Выявите признак и проведите классификацию следующих добей: 1/5,1/8, 2,67, 2/16, 7/6, 0,5.
2. Вывести следствия из определения «модуль числа»
Развитие умений наблюдать
- Наблюдение – доступной, ценнейший и совершенно незаменимый источник получения разнообразных
данных о мире.
1. Круговые примеры или цепочки
2. Вместо звездочек, написать пропущенные цифры.
Базовые образовательные
технологии
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
- информационная поддержка учебного процесса ,
Базовые образовательные
технологии
Метод интеллект-карт
(графическое изображение
мыслей)
«заставляет» работать оба полушария мозга.
- Написание конспекта по плану с использованием дополнительных источников информации
- Составление логических схем
- Составление интеллект-карт ( опорных конспектов)
- Проведение сравнительного анализа табличным способом….
Базовые образовательные
технологии
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основные принципы:
- открытость системы требований,
- предъявление образцов деятельности,
- «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
- посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,
- добровольность в освоении повышенных уровней требований,
- работа с группами «подвижного» состава,
- накопительная система оценивания.
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение , в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.
Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует
- созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
- обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
- формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
- формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Образовательная среда:
учебное и игровое пространства
Назначение :
- для подвижных занятий и для спокойной работы,
- для общения и для уединения,
- для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
- для поиска информации
Учебное
пространство:
- место учителя,
- свободно оформляемое место
для работы учащихся,
- «центральное» место для выступлений,
- «центральная» доска,
- рабочие доски,
- уголок книг и других информационных
источников,
- аудио- и видеоцентр, центр «письма»
- стол с раздаточными материалами
- выставки, стенды и т.п.
Модель реализации программы
урочная
внеурочная
вход
выход
процесс
Программа формирования универсальных учебных действий
Личностные
Портрет выпускника
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
внешкольная
средства
Технологические
Средства социализации
Методологические
Проектная и исследовательская деятельность
Взаимообучение
служба взаимопомощи
Интегрированное портфолио
Научное общество учащихся
КТД
Системно-деятельностный подход
Личностно-деятельностный подход
Система типовых задач по развитию УУД
ресурсы
Опытно-экспериментальная деятельность
Готовность учителя
Материально-техническое оснащение
Финансовое стимулирование
Информационная среда
Педагогический коллектив (учителя нач. классов, учителя-предметники, логопеды, психологи, администрация)
Учащиеся школы
Родительское сообщество
Социальные партнеры
Дорогие коллеги!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI– век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны !