СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете, может кому-то пригодится... При реализации ФГОсов второго поколения пыталась разобраться в новых понятиях и терминах...Но все чаще убеждаюсь, что все новое-это хорошо забытое старое, менять название еще не значит изобрести что-то новое...

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках математики»

Формирование универсальных учебных действ ий на уроках математики У читель высшей категории  МБОУ СОШ №165 Г. о. С амара  С инельникова М. В.

Формирование

универсальных учебных действ ий

на

уроках математики

У читель высшей категории МБОУ СОШ №165 Г. о. С амара С инельникова М. В.

 ФГОС II поколения  Формирование универсальных учебных действ ий на уроках математики  Самара, 2013 г.

ФГОС II поколения

Формирование

универсальных учебных действ ий

на

уроках математики

Самара, 2013 г.

В чем заключается задача школы? интеграция, обобщение, осмысление новых знаний; умение связать новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого  ребенка умения учиться – учить СЕБЯ.

В чем заключается задача школы?

  • интеграция,
  • обобщение,
  • осмысление новых знаний;
  • умение связать новые знания с жизненным опытом.

Формирование у каждого

ребенка умения

учиться – учить СЕБЯ.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и  оценивать свои  достижения.

Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
  • проектировать пути её реализации,
  • контролировать и

оценивать свои

достижения.

ФГОС II поколения  Запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала общего начального образования  Универсализация содержания образования Актуальность концепции развития УУД   ения  Формирование установок на здоровый образ жизни   Желание самих учащихся – научиться учиться 2

ФГОС II поколения

  • Запросы общества
  • Смена парадигмы образования
  • Приоритет развивающего потенциала общего начального образования
  • Универсализация содержания образования

Актуальность концепции развития УУД

ения

  • Формирование установок на здоровый образ жизни

  • Желание самих учащихся – научиться учиться

2

 Понятие «УУД» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Понятие «УУД»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Функции универсальных учебных действий

1

  • обеспечение возможностей детей самостоятельно учиться ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения контролировать и оценивать процесс и результаты своего учения
  • обеспечение возможностей детей самостоятельно учиться
  • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения
  • контролировать и оценивать процесс и результаты своего учения

2

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности

3

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Личностные Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логические Познавательные, включая общеучебные и логические Знаково-символические Знаково-символические Коммуникативные Коммуникативные Виды универсальных учебных действий 1 1. 2. 3 4. 5.  2 3 3.1 4
  • Личностные
  • Личностные
  • Регулятивные, включая действия саморегуляции
  • Регулятивные, включая действия саморегуляции
  • Познавательные, включая общеучебные и логические
  • Познавательные, включая общеучебные и логические
  • Знаково-символические
  • Знаково-символические
  • Коммуникативные
  • Коммуникативные

Виды универсальных учебных действий

1

1.

2.

3

4.

5.

2

3

3.1

4

 действия смыслообразования  Действия самоопределения Личностные УУД Мониторинг результатов эксперимента (по Чечель И.Д.) действия нравственно-этического оценивания  9

действия

смыслообразования

Действия

самоопределения

Личностные УУД

Мониторинг результатов эксперимента (по Чечель И.Д.)

действия

нравственно-этического

оценивания

9

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД действие смыслообразования установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него действие нравственно-этического оценивания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

действие смыслообразования

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

действие нравственно-этического оценивания

  • исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
  • исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание Планирование Прогнозирование Волевая саморегуляция Контроль Оценка Коррекция

Регулятивные

универсальные

учебные

действия

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Волевая

саморегуляция

Контроль

Оценка

Коррекция

 Регулятивные действия п ланирование  целеполагание  постановка учебной задачи соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата составление плана и последовательности действий прогнозирование  предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Регулятивные действия

п ланирование

целеполагание

постановка учебной задачи

соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

составление плана и последовательности действий

прогнозирование

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

 Регулятивные действия (продолжение) оценка  коррекция  контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению осознание качества и уровня усвоения волевая  саморегуляция  способность к мобилизации сил и энергии к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий

Регулятивные действия (продолжение)

оценка

коррекция

контроль

в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

осознание качества и уровня усвоения

волевая саморегуляция

способность к мобилизации сил и энергии

к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий

Формирование регулятивных действий средствами учебного предмета - математики, обеспечивается:   логикой развёртывания содержания и его структурой, системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,

Формирование регулятивных действий средствами учебного предмета - математики, обеспечивается:

  • логикой развёртывания содержания и его структурой,
  • системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,
системой математических жизненных ситуаций, системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками
  • системой математических жизненных ситуаций,
  • системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками
самоконтроль умение осознать необходимость проверки своих действий умение составлять план проверки поэтапное усложнение  (вопросы учителя)

самоконтроль

  • умение осознать необходимость проверки своих действий
  • умение составлять план проверки
  • поэтапное усложнение

(вопросы учителя)

Эффективным средством можно считать проверку работы ученика, выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. При этом указывается задание, в котором сделана ошибка.  Эту работу, в зависимости от уровня внимательности учащегося, можно разбить на этапы: на первом указывается строка, в которой сделана ошибка, на втором – блок строк записи,  на третьем – только задание

Эффективным средством можно считать проверку работы ученика, выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок.

При этом указывается задание, в котором сделана ошибка.

Эту работу, в зависимости от уровня внимательности учащегося, можно разбить на этапы:

на первом указывается строка, в которой

сделана ошибка,

на втором – блок строк записи,

на третьем – только задание

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -  действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки решения задачи

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -  действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки решения задачи

Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является  парная взаимопроверка самостоятельной работы
  • Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является

парная взаимопроверка самостоятельной работы

Познавательные УУД логические, включая  знаково-символические действия обще- учебные, включая  специально-предметные  действия Познавательные УУД постановка  и решение  проблем

Познавательные УУД

логические, включая

знаково-символические

действия

обще-

учебные, включая

специально-предметные

действия

Познавательные УУД

постановка

и решение

проблем

 Познавательные УУД.  Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств структурирование знаний выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные УУД. Общеучебные УУД

самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели

  • поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
  • поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

структурирование знаний

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 Познавательные УУД ( продолжение)   Общеучебные УУД постановка и формулирование проблемы умение строить речевое высказывание смысловое чтение осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели извлечение необходимой информации , определение основной и второстепенной информации адекватно, осознанно и произвольно в устной и письменной речи (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера действие со знаково-символическими средствами замещение, кодирование, декодирование, моделирование

Познавательные УУД ( продолжение) Общеучебные УУД

постановка и формулирование проблемы

умение строить речевое высказывание

смысловое чтение

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

извлечение необходимой информации , определение основной и второстепенной информации

адекватно, осознанно и произвольно в устной и письменной речи (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

действие со знаково-символическими средствами

замещение, кодирование, декодирование, моделирование

 Познавательные УУД (продолжение)   Логические УУД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты подведение под понятия, распознавание объектов установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков выдвижение гипотез и их доказательство

Познавательные УУД (продолжение) Логические УУД

выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

подведение под понятия, распознавание объектов

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков

выдвижение гипотез и их доказательство

 Знаково-символические УУД представляют действия обеспечивают  универсальные действия конкретные способы преобразования учебного материала моделирования функции  отображение учебного материала выделения существенного отрыв от конкретных ситуативных значений

Знаково-символические УУД

представляют действия

обеспечивают

универсальные действия конкретные способы преобразования учебного материала

моделирования

функции

отображение учебного материала

выделения существенного

отрыв от конкретных ситуативных значений

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
  • В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить); использовать знаково-символьные средства для обработки информации,  осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования; осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.
  • решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить);
  • использовать знаково-символьные средства для обработки информации,
  • осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования;
  • осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества  Постановка вопросов Построение речевых высказываний  Лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативные УУД

Планирование

учебного

сотрудничества

Постановка

вопросов

Построение

речевых

высказываний

Лидерство и

согласование

действий с

партнером

 Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Донести свое   Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи

Донести свое

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи
Договориться   Слушать и понимать других, управлять поведением партнера, принимать точку зрения партнера

Договориться

  • Слушать и понимать других, управлять поведением партнера, принимать точку зрения партнера
Понять других   Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация, выполнение различных ролей в группе

Понять других

  • Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация, выполнение различных ролей в группе
Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) диалог в большой группе (учитель – ученики); б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики); в) диалог в паре (ученик – ученик).
  • Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
  • а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
  • б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
  • в) диалог в паре (ученик – ученик).
Основные выводы  Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.

Основные выводы

Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.

 Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения. Но везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и созидает что-либо новое. Л.С.Выготский Л.С.Выготский Л.С.Выготский Л.С.Выготский Л.С.Выготский Л.С.Выготский Л.С.Выготский Л.С.Выготский Л.С.Выготский  Сочинение математической сказки, задачи, стихов – путь развития  способности к творчеству

Творчество на деле существует не только там,

где оно создает великие исторические произведения.

Но везде, где человек воображает, комбинирует,

изменяет и созидает что-либо новое.

  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский
  • Л.С.Выготский

  • Сочинение математической сказки,

задачи, стихов

путь развития

способности к творчеству

!!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование  УУД.

!!! В каждом УМК

должна быть выстроена система учебных заданий, направленных

на формирование

УУД.

 УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

Базовые

образовательные технологии

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ

«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ »)

Между обучением и психическим

развитием человека всегда

стоит его деятельность

образовательная задача

состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания

  • образцов деятельности,
  • различных методических или дидактических средств,
  • последовательности выполняемых действий,
  • особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя

  • обнаруживают предмет свого действия,
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
  • частично – запоминают.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .

Цель – самостоятельное решение

проблем

Средство – постановка проблем

и открытие знаний вместе с учениками

Технология проблемного диалога может использоваться в любой Образовательной системе

Технология проблемного диалога

может использоваться

в любой Образовательной системе

Базовые образовательные технологии Триада : замысел- -реализация- -продукт ПРОЕКТНАЯ  и исследовательская ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения русскому языку (клавиатурному письму, алфавиту) является проект «Моя первая записная книжка». Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Базовые образовательные

технологии

Триада :

замысел-

-реализация-

-продукт

ПРОЕКТНАЯ

и исследовательская

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения русскому языку (клавиатурному письму, алфавиту) является проект «Моя первая записная книжка».

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:  Программно  формируется  умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников  и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентацию…)

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:

Программно

формируется

умение детей работать в группе,

принимать помощь от одноклассников

и оказывать помощь,

вести урок (фрагмент урока),

формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж,

презентацию…)

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:  Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации  (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников,  их справочники и словари).

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:

Особое внимание уделяется обучению детей

работе с источниками информации

(оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).

Процесс формирования исследовательских навыков на уроках математики.

Процесс формирования исследовательских навыков на уроках математики.

Развитие умений видеть проблемы Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон

Развитие умений видеть проблемы

  • Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон
1.Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа.    2. «Нет ли здесь ошибки: Вычитаемые и прибавляемые, есть такие числа?», «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н.Кузанский, немецкий философ)»

1.Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа.

2. «Нет ли здесь ошибки: Вычитаемые и прибавляемые, есть такие числа?», «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н.Кузанский, немецкий философ)»

Развитие умений выдвигать гипотезы Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон

Развитие умений выдвигать гипотезы

  • Способность изменять собственную точку зрений, смотреть на объект исследования с разных сторон
1. Дан квадрат со стороной 5Х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице.   2. Найти правило, закономерность

1. Дан квадрат со стороной 5Х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице.

2. Найти правило, закономерность

Развитие умения задавать вопросы Умение задавать вопросы направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая его к умственному труду

Развитие умения задавать вопросы

  • Умение задавать вопросы направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая его к умственному труду
1. Задание «Угадай, о чем спросили» Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.  Например: это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?) надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.

1. Задание «Угадай, о чем спросили»

Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.

Например:

это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?)

надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.

2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы  Зачем? Почему? Как? Что?

2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы

Зачем? Почему? Как? Что?

Развитие умения давать определения понятиям Определение понятия – это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысл и значение

Развитие умения давать определения понятиям

  • Определение понятия – это процесс придания термину,

обозначающему тот

или иной предмет,

смысл и значение

Какие числа называют взаимно обратными?  Что называют отношением двух чисел?
  • Какие числа называют взаимно обратными?
  • Что называют отношением двух чисел?
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения Умозаключение есть форма мышления, посредством которой на основе имеющегося знания и опыта возникает новое знание

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения

  • Умозаключение есть форма мышления, посредством которой на основе имеющегося знания и опыта возникает новое знание
1. Заработная плата увеличилась  на 50%, значит ли это, что она увеличилась в 2 раза?   2. Как изменится величина правильной дроби, если к числителю и знаменателю прибавить одно и то же число?

1. Заработная плата увеличилась на 50%, значит ли это, что она увеличилась в 2 раза?

2. Как изменится величина правильной дроби,

если к числителю и знаменателю прибавить одно и то же число?

Развитие умений классифицировать Познание мира предполагает не только восприятие предметов и явлений, но и выделения в них общих существенных признаков

Развитие умений классифицировать

  • Познание мира предполагает не только восприятие предметов и явлений, но и выделения в них общих существенных признаков
1. Выявите признак и проведите классификацию следующих добей: 1/5,1/8, 2,67, 2/16, 7/6, 0,5.   2. Вывести следствия из определения «модуль числа»

1. Выявите признак и проведите классификацию следующих добей: 1/5,1/8, 2,67, 2/16, 7/6, 0,5.

2. Вывести следствия из определения «модуль числа»

Развитие умений наблюдать Наблюдение – доступной, ценнейший и совершенно незаменимый источник получения разнообразных данных о мире.

Развитие умений наблюдать

  • Наблюдение – доступной, ценнейший и совершенно незаменимый источник получения разнообразных

данных о мире.

1. Круговые примеры или цепочки   2. Вместо звездочек, написать пропущенные цифры.

1. Круговые примеры или цепочки

2. Вместо звездочек, написать пропущенные цифры.

Базовые образовательные технологии ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,  информационная поддержка учебного процесса ,

Базовые образовательные

технологии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И

КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

  • открытое (но контролируемое) пространство

информационных источников,

  • информационная поддержка учебного процесса ,

Базовые образовательные технологии  Метод интеллект-карт (графическое изображение мыслей)  «заставляет» работать оба полушария мозга.

Базовые образовательные

технологии

Метод интеллект-карт

(графическое изображение

мыслей)

«заставляет» работать оба полушария мозга.

Написание конспекта по плану с использованием дополнительных источников информации Составление логических схем Составление интеллект-карт ( опорных конспектов) Проведение сравнительного анализа табличным способом….
  • Написание конспекта по плану с использованием дополнительных источников информации
  • Составление логических схем
  • Составление интеллект-карт ( опорных конспектов)
  • Проведение сравнительного анализа табличным способом….

Базовые образовательные

технологии

Основа:

дифференциация требований

к уровню освоения, явное выделение

базового и повышенных уровней

УРОВНЕВАЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Основные принципы:

  • открытость системы требований,
  • предъявление образцов деятельности,
  • «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
  • посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,
  • добровольность в освоении повышенных уровней требований,
  • работа с группами «подвижного» состава,
  • накопительная система оценивания.

Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение , в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.

Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.

Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.

В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.

Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует

  • созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
  • обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
  • формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
  • формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.

Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.

Образовательная среда: учебное и игровое пространства   Назначение : для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации   Учебное  пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

Образовательная среда:

учебное и игровое пространства

Назначение :

  • для подвижных занятий и для спокойной работы,
  • для общения и для уединения,
  • для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
  • для поиска информации

Учебное

пространство:

  • место учителя,
  • свободно оформляемое место

для работы учащихся,

  • «центральное» место для выступлений,
  • «центральная» доска,
  • рабочие доски,
  • уголок книг и других информационных

источников,

  • аудио- и видеоцентр, центр «письма»
  • стол с раздаточными материалами
  • выставки, стенды и т.п.

Модель реализации программы урочная внеурочная вход выход процесс Программа формирования универсальных учебных действий Личностные Портрет выпускника Познавательные Коммуникативные Регулятивные  внешкольная средства Технологические Средства социализации Методологические Проектная и исследовательская деятельность  Взаимообучение служба взаимопомощи   Интегрированное портфолио  Научное общество учащихся КТД Системно-деятельностный подход Личностно-деятельностный подход  Система типовых задач по развитию УУД ресурсы Опытно-экспериментальная деятельность Готовность учителя Материально-техническое оснащение Финансовое стимулирование Информационная среда   Педагогический коллектив (учителя нач. классов, учителя-предметники, логопеды, психологи, администрация) Учащиеся школы Родительское сообщество  Социальные партнеры

Модель реализации программы

урочная

внеурочная

вход

выход

процесс

Программа формирования универсальных учебных действий

Личностные

Портрет выпускника

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

внешкольная

средства

Технологические

Средства социализации

Методологические

Проектная и исследовательская деятельность

Взаимообучение

служба взаимопомощи

Интегрированное портфолио

Научное общество учащихся

КТД

Системно-деятельностный подход

Личностно-деятельностный подход

Система типовых задач по развитию УУД

ресурсы

Опытно-экспериментальная деятельность

Готовность учителя

Материально-техническое оснащение

Финансовое стимулирование

Информационная среда

Педагогический коллектив (учителя нач. классов, учителя-предметники, логопеды, психологи, администрация)

Учащиеся школы

Родительское сообщество

Социальные партнеры

Дорогие коллеги! Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI– век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны !

Дорогие коллеги!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI– век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны !