СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках русского языка в 5 - 9 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дает представление об основных видах УУД и типовых заданиях для их формирования на уроках русского языка в 5 - 9 классах

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках русского языка в 5 - 9 классах»

Автор презентации – Нерчинская Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №76» города Ростова-на-Дону

Автор презентации –

Нерчинская Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №76»

города Ростова-на-Дону

 Виды УУД 1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные .

Виды УУД

1. Личностные

2. Регулятивные

3. Познавательные

4. Коммуникативные .

1. Личностные УУД

А) Написание обучающих сочинений и изложений

Оцениваемые УУД: действия самоопределения - развитие адекватной позитивной самооценки; действия смыслообразования - развитие учебных мотивов, мотивов достижения успехов в учебной деятельности; морально-этическая ориентация - ориентация на выполнение моральных норм и оценка своих поступков ( в зависимости от темы сочинения или изложения).

Описание задания: Напиши небольшое сочинение на одну из предложенных тем: «Почему я люблю учиться?», «Кто такой хороший ученик?», «Почему нужно помогать друг другу?» и др.

Б) Самоопределение и выбор действия (стороны)

Оцениваемые УУД: действия самоопределения - формирование самоиндентификации и самоопределения.

Описание задания: Какие советы может дать детям злая волшебница, а какие - добрая? Каким советам вы будете следовать? Запишите сначала парами прилагательные-антонимы, затем советы доброй волшебницы.

Добрая волшебница

1. Говорите своим друзьям ласковые слова.

2. Садитесь за стол с чистыми руками.

3. Ешьте только полезную пищу.

4. Дружите с добрыми людьми.

Злая волшебница

1. Говорите своим друзьям грубые слова.

2. Садитесь за стол с грязными руками.

3. Ешьте только вредную пищу.

4. Дружите со злыми людьми.

1. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД  В) Задание «Анализ текста» (самоопределение)  Тема урока «Язык и речь» (5 класс).  Цель : прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка.  1.Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете?  «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его ». Гоголь Н.В.  2. Приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка.

1. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

В) Задание «Анализ текста» (самоопределение)

Тема урока «Язык и речь» (5 класс).

Цель : прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка.

1.Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете?

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его ». Гоголь Н.В.

2. Приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка.

1. Личностные УУД Г) СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ. МОТИВАЦИЯ  Игровое задание «Моя Вселенная»  (при изучении собственных и нарицательных существительных).  Нарисовать в центре листа окружность, в которой поместить букву «Я», а вокруг нее шесть окружностей, в которых написать существительные - окончания следующих предложений: 1. Мое любимое занятие… 2. Мой лучший друг… 3. Мое любимое животное… 4. Мое любимое время года… 5. Мой любимый фильм… 6. Мой любимый литературный герой…  Вопросы: Какие из записанных существительных собственные, а какие нарицательные? Что нового вы узнали сегодня о себе? Как вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

1. Личностные УУД

Г) СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ. МОТИВАЦИЯ

Игровое задание «Моя Вселенная» (при изучении собственных и нарицательных существительных).

Нарисовать в центре листа окружность, в которой поместить букву «Я», а вокруг нее шесть окружностей, в которых написать существительные - окончания следующих предложений:

1. Мое любимое занятие…

2. Мой лучший друг…

3. Мое любимое животное…

4. Мое любимое время года…

5. Мой любимый фильм…

6. Мой любимый литературный герой…

Вопросы: Какие из записанных существительных собственные, а какие нарицательные? Что нового вы узнали сегодня о себе? Как вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

1. Личностные УУД  Нравственно-этическая ориентация  Д) Тема: «Основная мысль текста»  Порядочный человек  Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?  Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по квартире свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?  Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность , благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.  Задания:  1. Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева?   1. Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева?   2. Как ты понимаешь слово «порядочный»?  3. В каком предложении сформулирована основная мысль текста?

1. Личностные УУД

Нравственно-этическая ориентация

Д) Тема: «Основная мысль текста»

Порядочный человек

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?

Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по квартире свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?

Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность , благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Задания:

1. Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева?

  • 1. Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева?

2. Как ты понимаешь слово «порядочный»?

3. В каком предложении сформулирована основная мысль текста?

2. Регулятивные УУД 1. Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз» (6 класс) Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока. Тема урока: «Безличные глаголы».  Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока: - Дать определение глаголу. - Найти глаголы в тексте. - Научиться определять безличные глаголы, запомнить, в каких формах они могут употребляться. 2. Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».  Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель урока:  1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.  2.Определять самостоятельные и служебные части речи.  3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

2. Регулятивные УУД

1. Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз» (6 класс)

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.

Тема урока: «Безличные глаголы».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

- Дать определение глаголу.

- Найти глаголы в тексте.

- Научиться определять безличные глаголы, запомнить, в каких формах они могут употребляться.

2. Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель урока:

1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.

2.Определять самостоятельные и служебные части речи.

3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

2. Регулятивные УУД 3 . Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи по плану» (6 класс) Темы уроков: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Числительное», «Местоимение», « Наречие». Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном (имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии и т.д.) по плану: 1.Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает 3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные). 4.Синтаксическая роль в предложении. Все ли верно в твоем рассказе? (Прочитай правило в учебнике).

2. Регулятивные УУД

3 . Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи по плану» (6 класс)

Темы уроков: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Числительное», «Местоимение», « Наречие».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном (имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии и т.д.) по плану:

1.Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает

3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные).

4.Синтаксическая роль в предложении.

Все ли верно в твоем рассказе? (Прочитай правило в учебнике).

2. Регулятивные УУД 4. Задание «Проверь знания у соседа».  Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».  Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.  План. 1.Что такое словообразование? 2.Какие способы словообразования вы знаете? 3.Что такое словообразовательный разбор? 4.Что такое словообразовательная цепочка?  Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).  Практический блок: Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

2. Регулятивные УУД

4. Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану,

рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

План.

1.Что такое словообразование?

2.Какие способы словообразования вы знаете?

3.Что такое словообразовательный разбор?

4.Что такое словообразовательная цепочка?

Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).

Практический блок: Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

3. Познавательные УУД 1. Задания, помогающие развить умение видеть проблему.  а) Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа».  «Представь себе, что ты на какое-то время стол столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни». При выполнении задания учитель поощряет самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы. Необходимо отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую чёрточку, свидетельствующие о глубине проникновения ребёнком в новый, непривычный для него образ.  б)  Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».  При выполнении этого задания детям дают возможность сначала хорошо подумать, что могло закончиться так. В первую очередь оцениваются логичность и оригинальность изложения: «…Нам так и не удалось выехать на дачу»; «… И тут прозвенел звонок»; «…Котёнок так и сидел на дереве» и т.д.

3. Познавательные УУД

1. Задания, помогающие развить умение видеть проблему.

а) Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». «Представь себе, что ты на какое-то время стол столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни». При выполнении задания учитель поощряет самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы. Необходимо отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую чёрточку, свидетельствующие о глубине проникновения ребёнком в новый, непривычный для него образ.

б) Задание «Составь рассказ, используя данную концовку». При выполнении этого задания детям дают возможность сначала хорошо подумать, что могло закончиться так. В первую очередь оцениваются логичность и оригинальность изложения: «…Нам так и не удалось выехать на дачу»; «… И тут прозвенел звонок»; «…Котёнок так и сидел на дереве» и т.д.

3. Познавательные УУД 2. Задания для развития умения задавать вопросы.  а) « Вопросы машине времени».   Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.  б)  «Да-нетка», или Универсальная игра для всех .  Учитель загадывает нечто (число, предмет, лингвистический термин, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

3. Познавательные УУД

2. Задания для развития умения задавать вопросы.

а) « Вопросы машине времени».

Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.

б) «Да-нетка», или Универсальная игра для всех .

Учитель загадывает нечто (число, предмет, лингвистический термин, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

3. Познавательные УУД  3. Развитие умения сравнивать  а)  Задание «Скажите, на что они похожи».  Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться следующим упражнением. Объясните, на что похожи: узоры на ковре, старые автомобили, облака, новые кроссовки, очертания деревьев за окном.  б)  Задание «Назовите как можно больше предметов».  Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)? Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твёрдыми.

3. Познавательные УУД

3. Развитие умения сравнивать

а) Задание «Скажите, на что они похожи».

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться следующим упражнением. Объясните, на что похожи: узоры на ковре, старые автомобили, облака, новые кроссовки, очертания деревьев за окном.

б) Задание «Назовите как можно больше предметов».

Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)? Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твёрдыми.

3. Познавательные УУД 4. Распределение слов по группам Оцениваемые УУД:  логические учебные действия - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Описание задания: Распределите имена существительные в три группы, которые сочетались бы со словами он мой, она моя, оно моё . Запишите их, выделите окончания. Текст: Он мой - дядя, ...  Она моя - улица, ...  Оно моё - окно,... Дядя, пассажир, улица, окно, конь, поле, аллея, чудо, лестница, ягода, лес, завтрак, мороженое, молоток, осина, октябрь, пальто, работа, яблоко, метро, кино, морковь.

3. Познавательные УУД

4. Распределение слов по группам

Оцениваемые УУД: логические учебные действия - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Описание задания: Распределите имена существительные в три группы, которые сочетались бы со словами он мой, она моя, оно моё . Запишите их, выделите окончания.

Текст: Он мой - дядя, ... Она моя - улица, ... Оно моё - окно,...

Дядя, пассажир, улица, окно, конь, поле, аллея, чудо, лестница, ягода, лес, завтрак, мороженое, молоток, осина, октябрь, пальто, работа, яблоко, метро, кино, морковь.

4. Коммуникативные УУД а) Игра

4. Коммуникативные УУД

а) Игра "Спорщики"

Оцениваемые УУД: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие возможностей ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, уметь работать в паре с собеседником; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Описание задания: Со словами для выбора один из играющих составляет предложение-утверждение, другой - предложение-отрицание.

Образец: У меня есть книга. У тебя нет (чего?) книги.

Слова для выбора: кот, собака, портфель, ручка, сапоги, ботинки, яблоки, апельсины.

б) Составление диалога с учетом интересов собеседника

Оцениваемые УУД: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие умения задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой речи.

Описание задания: Представьте, что вы пришли в магазин. Составьте диалог покупателя и продавца о покупке имеющихся в магазине товаров. Какие слова вежливости они должны употребить? Запишите 4-5 составленных вами предложений.

4. Коммуникативные УУД      в) Игра

4. Коммуникативные УУД

в) Игра "Четвертое лишнее"

Оцениваемые УУД: действия умения слушать и вступать в диалог - развитие умения строить монологическое высказывание; уметь договариваться с партнером в паре и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Описание задания: Найди в каждой строчке одно лишнее слово. Объясни свой выбор.

Текст: Я, он, на, ты. Они, мы, но, он. Вы, она, нос, ты.

Успехов в освоении ФГОС!

Успехов в освоении ФГОС!