Прогрессова О.В.,
кл.руководитель 8 класса
МАОУ «СОШ № 46»
Формирование здорового образа жизни как одна из форм работы классного руководителя
«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
Франсуа Вольтер
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
спортивно-оздоровительное направление является одним из основных направлений воспитательной работы школы.
Основные направления воспитательной работы школы:
учебно-познавательное;
Гражданско-патриотическое;
Художественно-эстетическое;
Трудовое;
Профилактика правонарушений;
Профессиональное самоопределение;
Дополнительное образование;
Работа с родителями.
спортивно-оздоровительное;
Цель воспитательной работы: воспитание и развитие свободной, талантливой личности, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению, ориентированной на творчество, самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, практической культурой, личным достоинством; формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению; формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, перед нами встают следующие задачи:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
На основе медицинских обследований в личные медицинские карты вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре, показатели физического развития, а также социальные показатели. Совместно с учителем физкультуры, преподавателем-организатором ОБЖ проводится мониторинг здоровья обучающихся. Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья.
Таким образом, складывается система по формированию здорового образа жизни:
Четкое функционирование всей данной системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно- воспитательного процесса.
В систему входит:
- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
-воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателя – организатора ОБЖ, социального педагога по формированию здорового образа жизни;
- организация горячего питания обучающихся;
-сотрудничество с другими учреждениями и организациями (ДЮСШ, ВПО «Призывник»).
Направления работы классного руководителя:
1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3.Организация оздоровительной работы.
Прогнозируемый результат:
- усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения;
- умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающим;
- адекватная оценка учащимися своих возможностей;
- стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;
- формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.
- Снижение количества пропусков учащихся по болезни.
- Возрастание качества знаний.
Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, создание благоприятного психологического климата.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды предполагает также разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение. Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз. Посадочные места для обучающихся в классе определяются классным руководителем согласно рекомендациям врача.
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни. Очень важно, чтобы эта работа имела целостный системный характер
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
Организация рационального режима дня;
Организация рационального режима питания;
Классным руководителем ежедневно анализируются причины пропусков уроков обучающимися. Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья.
Система организации питания в школе ставит перед классным руководителем следующие задачи (13 льготников, 9 платников):
- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Здоровый психологический климат в классе и школе;
Культура движений;
Активный развивающий досуг.
Формы работы:
1.Лекции о вреде курения, алкоголизма (в том числе при сотрудничестве с центром «Улыбка», ЦРБ)
2. Классный час «Мы – за здоровый образ жизни».
3. Беседа «Быть здоровым значит быть красивым».
4.Беседа «Правила поведения в школе и на улице».
5.«Твое здоровье в твоих руках»
Ведется учет занятости учащихся в спортивных кружках, секциях:
Из 24 учащихся класса – 13 учащихся.
Из них:
баскетбол – 11 учащихся
футбол – 1 учащийся;
легкая атлетика – 1 учащийся.
Работа с родителями
Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.
На родительских собраниях рассматривались следующие вопросы:
Режим дня ребенка;
Профилактика дорожно – транспортного травматизма;
Компьютерная зависимость
Формы:
тематические классные собрания,
индивидуальные беседы;
Совместные мероприятия по ЗОЖ (экскурсии, походы, поездки).
Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Проводимая работа по формированию здорового образа жизни на протяжении ряда лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса мало курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»
Н.К. Смирнов
Для осуществления деятельности по формированию ЗОЖ классный руководитель должен уметь:
Планировать работу по здоровьесбережению.
Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.
Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.
Сотрудничать со специалистами школы.
Отслеживать результативность деятельности