СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование здорового образа жизни воспитанников в условиях санаторной школы-интерната».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работаю над методической темой: «Формирование здорового образа жизни у учащихся». Выбор темы был для меня закономерен. Во-первых, потому, что она актуальна, особенно в условиях санаторной школы-интерната. Во-вторых, особенности контингента наших учащихся таковы, что педагогам часто приходится возмещать недостатки семейного воспитания. В-третьих, школьная среда – один из мощных факторов, где у детей отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, на воспитателя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого воспитанника. Поэтому я, как воспитатель, считаю своим долгом создать благоприятные условия для здоровья и формирования у учащихся устойчивой мотивации в потребности в здоровом образе жизни.

Просмотр содержимого документа
««Формирование здорового образа жизни воспитанников в условиях санаторной школы-интерната».»


«Формирование здорового образа жизни воспитанников в условиях санаторной школы-интерната».


Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказано, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим.

Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года — игры с мячом, скакалкой, городки и др.; зимой — катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».

1. Прогулка.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха, быть насыщенной играми и развлечениями. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии.

Игровая прогулка.

Сразу поле выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т. д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т. д.), за птицами (летают стаей, по парам и т. д.), за настроением людей и их одеждой.

Затем предлагаю детям спокойные игры. Очень любят ребята играть с мячом. (Игра “Я знаю 5 названий”). Увеличиваю темп прогулки с помощью игры “Вышибалы”. Если у ребят нет желания играть в “Вышибалы” предлагаю им не менее подвижную игру “Перехват на бегу” (“Собачки”). Если нет погодных условий для игры в мяч, то предлагаю детям не менее интересную игру, связанную с прыгалками, ведь скакалка является одним из самых доступных спортивных снарядов. Она помогает детям укрепить свою выносливость, приобрести ловкость. Постепенно подвожу детей к игре “Часики”.

Не менее интересны спортивные игры. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания: «Перебежки», «Атака со всех сторон», «Салочки», «День и ночь».

Раз в неделю (в воскресенье) провожу с детьми игры – эстафеты. Есть дети, которым нельзя по состоянию здоровья такие активные движения, тогда они помогают мне с организацией эстафет. Стараюсь, чтобы эстафетные упражнения были доступны детям. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят. Перед игрой рассказываю детям о влиянии упражнений на состояние здоровья.

2. Пешие экскурсии. В содержании моей работы входят психолого-педагогические наблюдения. В повседневной работе планомерно и основательно знакомлю детей с красотой родного края, города, в котором живут дети.

Провожу наблюдения за природными явлениями или аномалиями (зима – нет снега, лето – идет снег, утки не улетели, река не замерзла – почему?). Провожу пешие прогулки к реке Волга и экскурсии к памятникам города. Такая коллективно-групповая деятельность влияет на развития положительного отношения к учению, повышает заинтересованность, приучает быть внимательным к мнению товарищей, учит напряженно работать в отведенное время.

Экскурсионные занятия преследуют оздоровительно-воспитательные цели. Я рассматриваю их как одну из форм отдыха, поэтому на них применяю методы и средства организации досуга. Кроме того, периодически, я могу прервать занятия играми развлекательного характера. Большое внимание стараюсь уделять протяженности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях.

С нынешнего года на природоведческих экскурсиях стала применять нетрадиционную методику релаксации для психического и психологического равновесия. Ребятам предлагается выбрать любое понравившееся дерево и прислониться к нему минут на 5-7 затылком. После месяца использования данной методики были заметны изменения в поведении детей.

3. Экскурсия к водоему.

Предлагаю детям прогулку к реке или озеру. Берем с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, семечки, крошки, печенье). Идем медленно, по дороге рассматривая погодные условия и растения. Спрашиваю, что появилось нового в природе.

К пешей прогулке мы готовимся заранее. Разрабатываем маршрут, договариваемся о дне прогулки, предшествует предварительная разъяснительная работа, по вопросам безопасности детей перед экскурсиями, походами проводим инструктажи.

В своей работе стараюсь прививать воспитанникам санитарно-гигиенические навыки. Учащимся постоянно внушаю, если человек хочет прожить дольше, он обязательно должен соблюдать правила личной гигиены. Чистыми должны быть: тело, одежда, жилище. Чистая кожа человека - это за­щита организма от проникновения болезнетворных микробов, солнеч­ных лучей, поддержание нормальной температуры тела и обогащение организма кислородом.

Чтобы использовать закаливающее воздействие воздуха в помещении, мы проветриваем комнаты по графику.

Строго слежу за выполнением режима дня, т.к. режим дня - это внешняя и внутренняя организованность, залог здоровья и успеха. Приучаю детей санитарно-гигиеническим процедурам: мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как лечь спать или покушать. Ноги мыть перед сном каждый день, чистить зубы утром и вечером.

Выше перечисленные направления работы считаю приоритетными в своей деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей.