СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование здоровой, социально-активной, высоконравственной, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации в современных условиях личности с развитым национальным самосознанием.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье - это полное физическое, социальное, нравственное, психическое, интеллектуальное, личностное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование здоровой, социально-активной, высоконравственной, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации в современных условиях личности с развитым национальным самосознанием.»


Современные инновационные подходы к управлению общеобразовательной организацией




Долгушева Людмила Ивановна








Задачей современного общеобразовательного учреждения является формирование здоровой, социально-активной, высоконравственной, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации в современных условиях личности с развитым национальным самосознанием.

Анализ деятельности школы за предыдущие годы показал эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей, профилактики вредных привычек. Но, несмотря на это, проблема формирования у школьников ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни продолжает оставаться одной из серьезных проблем, требующих целенаправленных комплексных действий.

Здоровье - это полное физическое, социальное, нравственное, психическое, интеллектуальное, личностное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Для эффективного протекания процесса формирования у школьников стремления к ЗОЖ необходимо создать ряд условий. Одним из важнейших условий эффективности работы по оздоровлению учащихся является: мотивация педагогов и учащихся на участие в процессе формирования у школьников стремления к ЗОЖ. Ведь мотивирование является наиболее сложной структурой личности, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-целостное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта, способствует выработке собственных личностных жизненных целей и ценностных ориентации как систем устремлений, направленных на принятие существующих и порождение новых способов деятельности.

Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при  которой происходит качественное обучение. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Приоритетными задачами работы нашей школы являются формирование у детей и подростков здорового образа жизни, активной жизненной позиции и профилактика вредных привычек. Основой успешной работы мы считаем сложившуюся в школе гуманистическую воспитательную систему индивидуально-личностной ориентации, которая строится на приоритете творческой индивидуальности ребёнка, его способности к

самоосуществлению, раскрытию и реализации своего личностного потенциала; самоопределение человека в различных сферах становится основой учебно-воспитательного процесса.  

   Но лишь взаимодействие, комплексность деятельности всех блоков может обеспечить положительный результат данной работы, мы рассматриваем это как своего рода идеологическое обеспечение комплексной программы.

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.

Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в целом характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.

Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 9 класс резко снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.



Как показывают результаты исследований, более чем у половины учащихся школы не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены.

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).

В процессе взросления проявляется еще один фактор негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

- Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.

- Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, ростом требований к уровню подготовки выпускников.

- Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровье сберегающего пространства школы.

Исходя из вышеизложенных факторов, под здоровьесбережением участников образования следует понимать решение образовательных задач с учетом состояния их здоровья и с целью его сохранения, а, по возможности, укрепления. Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой - условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся.

Модель здоровьесберегающей среды Руководство



Духовная среда Организационная культура



Социальное окружение и взаимоотношения

ЗДОРОВЬЕ

Физическое окружение Образовательные и учебные программы

Информационная среда

Педагогические технологии

  1. Формируемые компетенции.

Руководство определяет цели, политику и стратегию, ценности и приоритеты. Определяющим при этом становится понимание руководством сохранности здоровья как одного из ключевых звеньев развития школы, осуществление системно-аналитического подхода к управлению образовательным процессом в целом и реализации данного направления в частности. Решающую роль в осуществлении политики здоровьесбережения играют позиции и уровень компетентности руководящего аппарата по вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Участвуя в определении цели, политики и стратегии, ценностей и приоритетов заместитель директора школы по безопасности, учитывая мнение профсоюзного комитета, членов учредительного совета школы и родительской общественности в формировании здоровьесберегающей среды, сосредотачивает внимание на решении жизненно важных задач, таких как состояние охраны и осуществление контрольно-пропускного режим в школе, обеспечение пожарной безопасности, электробезопасности и взрывобезопасности, безопасности, связанной с техническим состоянием среды обитания. Важно принять исчерпывающие меры по исключению угроз

безопасности в основе своей имеющих человеческий фактор (русское «авось», да «и так сойдет», самоуверенность, что все плохое происходит где-то и с кем-то, но не у нас и не с нами).

Организационная культура школы является одним из ведущих факторов, который может, как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Её основными компонентами являются:

  • особенности устава школы и норм школьной жизни;

  • стиль управления администрации, характер отношений по вертикали;

  • психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали;

  • организационно-педагогические условия учебно-воспитательного процесса;

  • внешняя коммуникационная среда и место школы в ней;

  • наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Социальное окружение и взаимоотношения являются одним из главных компонентов образовательной среды и условий формирования здоровьесберегающей среды. От учителя в большей степени зависят психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания, особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничения в свободе учащихся. Немалую важность имеют личностные особенности учителя, его способность к психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и отношение к своему здоровью, готовность учителя к внедрению здоровьесберегающих технологий.

Образовательные и учебные программы возможно считать здоровьесберегающими при условии, что:

  • они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной, социальной, эмоциональной;

  • они в равной степени направлены на физическое, социальное, эмоциональное развитие ребенка;

  • они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения ребенка в школе), отсутствие фрагментарности и динамичность в аспекте здоровьесбережения;

  • обязательным компонентом является постоянное развитие компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и

  • материально-технических ресурсов.

Педагогические технологии как «система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определенную модель обучения и воспитания». Моделирование результата целостного развития школьника по ступеням зрелости среди основных его компонентов выделяет сохранность физического здоровья и готовность к сохранению собственного здоровья. Отсюда вытекает необходимость использования тех форм, методов и средств обучения и воспитания, которые способствуют сохранности психического и физического здоровья школьников, а также формируют представление о ее необходимости. Позитивный настрой, обучение согласно типам модальности и другим психолого-физиологическим особенностям, использование инновационных технологий при оптимальном отборе из их многообразия создают базу для достижения указанной цели.

Первые навыки здорового образа жизни ребёнок получает в семье. Именно в семье его учат мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребёнку, что необходимо заботиться о своём здоровье. Главная же задача школы – дать ученику необходимые знания, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, которые необходимы для его социальной адаптации. Ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется,  приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растёт и развивается.   Если  условия хороши, такая адаптация протекает благоприятно, ребёнок становится сильнее, здоровее, умнее. Если же условия не отвечают основным требованиям, то организму приходится расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу. Чем ниже уровень здоровья подрастающего поколения, тем выше ответственность школы за его укрепление и сбережение. Школа должна содействовать сохранению здоровья детей методами, доступными любому образовательному учреждению.

Здоровье школьников вообще достоверно ухудшилось. Численность здоровых детей в первом классе снизилась с 38,7 до 5,2%. Особенно увеличилась частота хронических заболеваний органов пищеварения, нервной и иммунной систем. Потребность в ведении здорового образа жизни у школьников не развита, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Состояние здоровья детей вызывает тревогу. По данным специалистов около 90 % детей имеют отклонения  в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Дисциплины, имеющие лишь некоторый потенциал бессистемно поданных знаний о здоровье и его факторах,  мало  способствуют

формированию системы знаний о здоровом образе жизни и ответственном отношении к здоровью.  Об этом свидетельствуют, в частности, результаты анкетирования старшеклассников.

Образ жизни и его составляющие изучаются ежегодно учителями-предметниками или классными руководителями под руководством практического психолога. Некоторые процедуры мониторинга проводятся на уроках (например, оценка ценностных ориентаций и познавательного интереса, самооценка здоровья и образа жизни). Другие — отдельными учащимися или группой учащихся.

В ходе многолетней работы выяснено, что много детей  с заболеваниями лор-органов. Именно это наиболее опасно, поскольку некоторые болезни, дошкольного и школьного детства, вызывают серьёзные осложнения, переходят в хроническую форму, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.                              

 Очень часто можно видеть, что не только младшие школьники, но и учащиеся старших классов дышат через рот. Правильно дышит ребенок или нет, зависит все его развитие - и физическое и интеллектуальное.    Мы провели исследовательскую работу.  По ее результатам выяснилось,  то, что  в этом году наблюдается  самый низкий показатель заболеваемости.

Считается ли проведение за компьютером или телевизором большого времени одним из главных факторов ухудшения зрения школьников?

Зрительное утомление развивается интенсивнее при чтении и письме. Телевизор вреден тогда, когда ребенок много занимается и к тому же еще и смотрит телевизор, изображение которого не очень четкое. То же самое относится и к компьютеру.

Одной из важных форм профилактики зрительного утомления являются перерывы между зрительными нагрузками. Длительность перерывов не должна быть меньше 10 минут, а их частота зависит от возраста школьника. Так, младшим школьникам такие перерывы следует устраивать через 20 минут зрительной работы, а для старших школьников — через 30–40 минут. Чтобы дать глазам отдых, необходимо их закрыть или смотреть вдаль [3].

 На протяжении роста и развития человека  действуют факторы, которые предрасполагают к появлению патологии ОДС (Опорно-двигательной системы). У детей и подростков нетравматическая патология костей и суставов чаще всего связаны с врожденной слабостью соединительной ткани, которая сильнее всего проявляется в подростковом возрасте, когда имеют место сложные изменения гормонального фона и интенсивный рост костей скелета. Слабость соединительной ткани способствует появлению патологии позвоночника.                                                                                                            Большая роль в предупреждении заболеваний позвоночника у детей принадлежит профилактическим мероприятиям, направленным на регуляцию объема нагрузок, которые приходятся на всю ОДС.

К моменту первоначальной постановки на воинский учет выявляется значительное количество запущенных хронически больных подростков.

За последние годы уровень здоровья выпускников школ снизился в 4 раза! Только 10% школьников могут считаться здоровыми, 50% имеют морфологические отклонения от нормы, а еще у 40% обнаружены хронические заболевания. Несмотря на столь пугающие цифры, работ, посвященных комплексному изучению здоровья юношей, не проводилось. Врачи, изучающие патологию подростков, бьют тревогу по поводу роста пограничных психиатрических состояний в периоде пубертата (период времени, на протяжении которого организм развивается до достижения половой зрелости), венерических заболеваний, болезней мочеполовой системы, опорно–двигательного аппарата, алкоголизма и токсикомании.
Патология центральной нервной системы занимает прочное второе место после болезней органов дыхания среди хронических заболеваний подростков.

Нынешние школьники едят слишком много картофеля и хлебобулочных изделий. Специалисты считают, что есть можно все, но умеренно. Выпечка и сладости должны составлять лишь 5% дневного рациона; 30% — злаки, крупы, макаронные изделия; 30-35% — фрукты и овощи, а 20-25% — мясо и рыба.
Справиться с психоэмоциональными перегрузками поможет правильный распорядок дня, 8-часовой сон и прогулки на свежем воздухе. Но самое главное — доверительная и дружелюбная обстановка в семье. Если ребенок будет знать, что дома его всегда примут, поймут и поддержат — все школьные нагрузки и сложные жизненные ситуации он перенесет намного легче .

 Бичом нашего времени являются болезни сердца, к тому же в последнее время сердечнососудистые заболевания « угрожающе» помолодели. Среди детей и подростков процент этих заболеваний растёт. Этому способствуют малая физическая активность, лишний вес, гипертония, пристрастие к курению. Нередки случаи раннего пристрастия к алкоголю и наркотикам. Немаловажное значение имеет и фактор наследственности. Избыточное потребление соли способствует развитию гипертонии. Привычка мам кормить своих чад до обжорства ведёт к ожирению, повышению уровня холестерина в крови. В этот список нужно добавить стрессовые ситуации, которые регулируют сосудистый тонус, холестериновый обмен и обмен веществ в мышце сердца – миокарде. Здоровье сердца школьника. Необходима профилактика сердечно сосудистых заболеваний с целью предупреждения ишемической болезни сердца и гипертонии. Ишемическая болезнь сердца напрямую связана с повышением холестерина в крови, наличием гипертонии и привычкой курения. В свою очередь развитие гипертонии зависит от образа жизни. Нужно обязательно заняться спортом, например, научиться кататься на сноуборде, для этого всего лишь нужно его  приобрести. Необходимо избегать стрессовых ситуаций, правильно распределять своё время и нагрузку.
Если устранить все перечисленные факторы, то количество сердечно сосудистых заболеваний среди школьников значительно сократится

    • 5) Рациональная организация образовательного процесса:

    •  Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму

    • учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания, режим дня, организация досуга) обучающихся. (Этот вопрос не раз проверялся и обсуждался на педсоветах и совещаниях при завуче).

    •  Во время уроков с целью профилактики нарушений осанки проводятся физкультурные паузы, которые позволяют снять мышечные напряжения; для профилактики нарушений остроты зрения проводится гимнастика для глаз, проводится дыхательная гимнастика, пальчиковые упражнения.

    • -Во время перемен организуются подвижные игры для коррекции гиподинамии.

    •  Анализ расписания уроков и его корректировка с учетом неблагоприятных тенденций.

    •  Изучение современных тенденций и ежегодная корректировка учебного плана школы с целью снятия перегрузок учащихся

    •  Использование современных образовательных технологий, методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, обеспечивающих личностное развитие ребенка.

    •  Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютеры, аудиовизуальные средства).  Соответствующая требованиям организация уроков физической культуры.  При организации учебного процесса учитывается его физиологическое и психологическое воздействие на организм учащихся.

    •  За каждым учащимся класса закрепляется определенное рабочее место по медицинским и психологическим показателям.

    • Основные компоненты работы педагогического коллектива по здоровьесберегающей технологии:

    • 1. Мотивация педагогического коллектива на проблематику здоровьесбережения.

    • 2. Обновление содержания образования, введение курсов «Азбука безопасности», «Уроки здоровья».

    • 3. Общие требования к уроку с точки зрения здоровьесбережения (выполнение санитарно-гигиенических условий, личностно-ориентированные технологии, комфортное эмоционально-психическое состояние учителя и учащихся).

    • 4. Обеспечение индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

    • 5. Разноуровневое обучение.

    • Укрепление здоровья учащихся

    • Сегодняшняя ситуация в школе. Сохранение и укрепление здоровья учащихся - одно из направлений работы школы. Его основная задача - формирование представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников учебно-воспитательного процесса, причем через такие формы, которые интересны и привлекательны для школьников, направлена на создание условий сохранения здоровья детей, на формирование культуры здорового образа жизни и профилактику вредных привычек у детей и

    • подростков.

    • Первоочередное внимание в школе уделяется состоянию здоровья детей. Здоровье сберегающая деятельность осуществляется через ежегодные углубленные медицинские осмотры, охват детей горячим питанием, витаминизацию пищи, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, физкультурно-оздоровительную работу с детьми, а также через расписание, составленное согласно валеологическим требованиям.

    • Расписание уроков строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся, анализируется с помощью шкалы трудностей предметов. При составлении расписания учитываются гигиенические требования к расписанию уроков .

    • Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся показывает, что в основном идет снижение заболеваемости среди детей. Остается по-прежнему высоким показатель заболеваний опорно-двигательного аппарата, как следствие гиподинамии, а также лор-заболеваниями, вызванными природными условиями (морозы, ветры).

    • За состоянием здоровья ведется постоянный контроль. .

    • Коррекционно-профилактической работы по предупреждению правонарушений, проводятся групповые и индивидуальные консультации, тренинги, беседы с учащимися, родителями и педагогами.

    • Большую роль играет профилактическая работа среди учащихся и родителей, которая начинается заблаговременно, охватывает не только учащихся разных возрастных групп, обеспечивая преемственность воспитательного процесса, но и родителей и педагогов как авторитетных людей, способных квалифицированно организовать воспитательный процесс и служить основой эффективного образования учащихся.

    • Спортивно-оздоровительная работа проводится через уроки, спортивные мероприятия, кружки с включением национальных видов спорта.

    • Большое внимание уделяется и организации летнего отдыха детей. Ежегодно в школе функционирует одна смена летнего оздоровительного лагеря. По желанию учащиеся, достигшие 14 лет, могут работать в трудовых бригадах по благоустройству школы и пришкольной территории.


    • Основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса:

    • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников;

    • Организация работы медико-психолого-педагогического консилиума;

    • Деятельность социального педагога по профилактике психосоциальных проблем, педагога-психолога-по профилактике, коррекции психоэмоционального состояния учащихся;

    • Воспитательная деятельность педагогов, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических условий, формирование здорового образа жизни;

    • Работа с родителями, оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

    • Деятельность школьного фельдшера по профилактике заболеваемости учащихся;

    • Ведение мониторинга физического и психического состояния учащихся;

    • Межведомственная работа по решению вопросов сохранности здоровья детей и подростков.

    • Ожидаемые результаты:

Повышение функциональных возможностей организма учащихся;

План работы по программе здоровье сбережения

«Образовательная среда как основа духовного и физического здоровья учащихся»

месяц Мероприятия
1. Сентябрь

1. Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний, динамика. Проведение мониторинга «Твое здоровье»

2. Проблема охвата горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль) 3. Практикум «Правила поведения в столовой, на перемене, на школьной территории. 4. Легкоатлетический кросс «Золотая осень». 5. Оформление стенда «Курить – здоровью вредить»

6. Лекторий для родителей «Режим дня школьника» «Адаптационный период» для родителей первых классов.

7. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- рациональная плотность урока составляет не менее 60 % и не более 75-80 %;

- в содержательной части урока включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- рациональное расписание уроков.

8. Физминутки (контроль, разработка комплексов,). Размещение информации на школьном сайте, страничка «Здоровье».

9. Контроль за прохождением учебного плана курса «Основы здорового образа жизни»

10 Практическое занятие «Светофор», занятие для 1-4 классов «Мой путь домой», месячник «Внимание, дети!»

11. Организация дежурства по школе и по классам.

12. Организация работы кружков и секций, организация работы ГПД.

13 Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

14. Организация работы спецгруппы в рамках уроков физкультуры.

15. Заседание Совета старшеклассников «Организация работы с обучающимися и родителями по профилактике вредных привычек»

2. Октябрь 1. Смотр-конкурс школьных кабинетов: соблюдение норм СаНПин, требований гигиены и здоровьесбережения. 3. Корректировка списков на льготное питание. 4. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль). 5. Фотоконкурс и конкурс рассказов «Курить – здоровью вредить»

6. Конкурс на лучшее сочинение, посвященное пропаганде здорового образа жизни (1-4, 5-9, 10-11 классы). Размещение лучших сочинений на сайте школы.
7. Составление социологических карт по классам.

8. Организация игр на переменах дежурным классом

9. Работа спортивных кружков, (контроль).

10.Обеспечение требований техники безопасности на уроках и во внеурочной деятельности (контроль)

11. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- количество видов учебной деятельности не менее 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

- в урок включены виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

12. Школьные соревнования по баскетболу, футболу. Освещение результатов на информативном стенде. 13. Воспитательные часы «Золотые правила этикета». Культура речи в общении со старшими

14. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

15. Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

16. День пожилого человека Концерт для ветеранов, круглый стол «Нам года не беда» ЗОЖ в разном возрасте.

17. Воспитательные часы «Золотые правила этикета». Культура речи в общении.

18. «Психолого-педагогический портрет первоклассника» диагностика психоэмоционального состояния первоклассников.

19. «Осенняя пора! Очей очарованье…» - конкурс стихов. Рисунков об осени; Осень в творчестве поэтов, художников, композиторов. Цветотерапия.


3. Ноябрь

1 Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».

2. Конкурс открытых уроков «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе». 3. Игровая программа «В гостях у Чистюльки».

5. Турниры по шашкам и шахматам (1-4, 5-8, 9-11 классы)

6. Оформление стенда «Наркотики и статистика».

7. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- в течение урока использование не менее 3-х видов деятельности;

- обучение проводится с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

8. Воспитательные часы- диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( пропаганда ЗОЖ) Воспитательные часы с элементами самоанализа «-Я и другие. Я глазами других»

9. Школьные соревнования по баскетболу. Освещение результатов на информативном стенде.

10. Лекторий для родителей «Уроки физкультуры: нужны ли они школьнику?» 11. Устный журнал «Семейные традиции» 12. Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль)  
4. Декабрь

1 Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.

2. Лыжные эстафеты.

3. Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.

4. Путешествие в страну Здоровья «В страну Неболейку по маршруту здоровья» .

5. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

-физминутки, динамические паузы и паузы релаксации на уроках.

6. Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:

- определение группы здоровья

- занятость в спортивных секциях в школе, в спортивной школе, секциях города.

7. Организация постоянно действующего семинара для 5-6 классов «Творим здоровье души и тела» 8. Школьные соревнования по пионерболу. Освещение результатов на информативном стенде. 9. Школьные соревнования по мини-футболу. Освещение результатов на информативном стенде. 10. Физзарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль) 11. Конкурс постановок новогодних сказок . (сказкотерапия)
5. Январь 1. Общешкольное родительское собрание «Береги здоровье смолоду». 2. День здоровья: зимние забавы.

3. Конкурс на лучший рисунок «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и «В здоровом теле – здоровый дух».

4. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- создание благоприятного психологического климата и  эмоциональные разрядки

- включение технологических приёмов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

5. Создание банка данных оздоровительных программ для взрослых. 6. Проведение конкурса на самый спортивный класс. (конкурсы, викторины, спортивное портфолио класса). 7. Организация лыжного сезона. Школьные соревнования по лыжным гонкам. Освещение результатов на информативном стенде. 8. Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль). Витаминизация блюд. 9. Выставка книг, посвященная блокаде Ленинграда. О. Бергольц. Беседа о хлебе. 9. Профилактическая работа во время эпидемии гриппа.
6. Февраль

1. Операция «Милосердие».

2. Круглый стол «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга»

3. День здоровья: молодецкие утехи.

4. Организация встреч с медицинскими работниками.

5. . Подготовка и проведение курса лекций по проблеме своевременного предупреждения вирусных заболеваний.

6. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;

7. Соревнования по шашкам.

8. Школьные соревнования по волейболу. Освещение результатов на информативном стенде. 9. Соревнования по физкультуре в рамках месячника военно-патриотической работы.
7. Март 1. Проблема охвата горячим питанием учащихся, калорийность блюд (контроль). Витаминизация блюд. 2. День здоровья: мартовские догонялки. 3. Лекторий для родителей «Школьник и компьютер»

4. Конкурс плакатов «Мы за жизнь».

5. Работа по мониторингу организации здоровьесберегающего урока.

- проведение целенаправленной рефлексии в течение всего урока и в итоговой его части

6. Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8-10 кл.

7. Оказание консультативной помощи семьям.

8. Школьные соревнования по настольному теннису. Освещение результатов на информативном стенде. 9. Физическая зарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль).
8. Апрель 1. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль) 3. Круглый стол «Полезно ли загорать?» 4. Подведение итогов мониторинга организации здоровьесберегающего урока. 5. Проведение мониторинга среди учащихся о результатах работы программы. 6. «Орленок» (подготовка команды к конкурсу по основам медицинских знаний). 7. Школьные соревнования по легкой атлетике. Освещение результатов на информативном стенде. 8. Физическая зарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль)
9. Май 1. Общешкольное родительское собрание «Нам стоит подвести итог...» 2. День здоровья (летние игры).

3. Конкурс сочинений «Почему я выбираю здоровый образ жизни». Размещение на школьном сайте.

4. Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.

5. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

6. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

7. Подготовка к работе летней оздоровительной площадки .

10. Июнь 1. Организация летнего отдыха учащихся. 2. День здоровья: лагерной смене – ура!

3. Оформление стенда «Правила безопасности на воде».