Зугрэсская специальная общеобразовательная школа-интернат №31 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Учитель-дефектолог: Болдырева В.В.
Статья.
Формирование жизненной компетенции на уроках природоведения в системе специального образования.
" Овладение новым, лелея старое - путь к настоящему учителю."
Конфуций
Реформирование образования является одной из важнейших проблем нынешнего времени, требующего повышения эффективности обучения учащихся, одно из важнейших мест в котором занимает процесс обучения природоведению. Решение отмеченной проблемы является актуальной и для системы специального образования, в частности для детей с нарушениями умственного развития.
Характер современной жизни общества определяется быстрыми изменениями. Для того, чтобы в условиях современности ребенок с интеллектуальными нарушениями смог социализироваться, ему необходима возможность и умение развить свою жизненную компетенцию.
Жизненная компетенция сочетает в себе такие приобретения личности, как знание, умение, навыки, способы деятельности, развитие возможности восприятия, понимания и творческого использования материальных и духовных ценностей общества.
Компетенция позволяет человеку правильно оценить сложные социально-культурные, экономические, производственные ситуации, принимать верные решения и действовать согласно обстоятельствам социальной, культурной и экономической жизни общества. Жизненная компетенция проявляется в сфере социальных отношений (взаимодействие, взаимоотношение, межличностное общение). В онтогенезе первоосновой жизненной компетенции является процесс социализации ребенка в определенном обществе.
Формирование жизненных компетенций рассматривается сегодня как необходимый компонент образования. Это требует использования образовательных технологий, которые активизируют учеников, в отличие от передачи абстрактной, готовой информации, оторванной от жизни и жизненного опыта.
Перспективный путь развития образования - внедрение инновационных, рефлексивно-предметных, игровых технологий. Считаю, что самыми эффективными технологиями обучения жизненным навыкам являются проектные, игровые, личностно-ориентированные , интерактивные технологии, технология индивидуализации и дифференциации , здоровьесберегающая, информационно- коммуникационные технологии . Они ставят ребенка в позицию творца, а не исполнителя чужой воли.
Что бы научить детей любить природу, дружить с нею, формирую у учащихся знания и представления о природе, развиваю их познавательные интересы. Этого я достигаю путём эффективного обучения , которое способствует формированию компетенций у учащихся.
Эффективность урока во многом зависит от того, как активно принимают участие дети в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, всегда прочнее, проще и глубоко осознаны. Внимание детей привлекаю материалом необычно интересным, загадочным, неожиданным. Учащимся всегда интересно разгадывать , кроссворды, ребусы, слушать захватывающие рассказы, легенды, интересные статьи, играть в игры и т.п.. Для этого я составила порт фолио "Интересный материал по природоведению", который использую на своих уроках. Интересный материал является одним из способов формирования жизненных компетенций на уроках природоведения потому, как носит воспитательный характер, побуждает детей делать выводы, получать интересную информацию из дополнительной литературы.
На каждом уроке стараюсь сделать обучение активным. Создаю для детей такие условия, при которых они постоянно находятся в состоянии поиска, хотят получить ответы на вопросы, имеют потребность в информации для решения проблемы, или задумываются над другим способом выполнения задания. Этого я достигаю с помощью интерактивного обучения.
Интерактивные технологии обучения способствуют моделированию жизненных ситуаций, использованию ролевых игр, общему решению проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующих ситуаций. Они эффективно действуют на формирование навыков и умений, на создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дают возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива. Внедряю разнообразные интерактивные формы как в целом, так и их отдельные элементы, которые более рациональны на разных этапах урока.
Детям интересные технологии ситуативного моделирования, которые предусматривают создание модели учебы учеников в игре, то есть построение учебного процесса с помощью привлечения учеников в игру. Детям нравится попадать в так называемые " игровые оболочки". Например: ученики попадают в какой-то странный мир, где они должны пройти испытание, чтобы кого-то найти или спасти. Каждое испытание - это задание на развитие определенных навыков. Игра в этом случае выступает " в качестве мифа", защитным шаром тренинговой работы, который делает эту работу более привлекательной и интересной в глазах участников. С этой целью разрабатываю уроки с учетом технологии ситуативного моделирования. Сюжетно-ролевые игры помогают мне привлекать детей в разные сферы социальной жизни особенно на уроках природоведения. На своих уроках пытаюсь использовать 2-3 кратковременные игровые ситуации или весь урок строю в виде сюжетно-ролевой игры. Такие игры дают возможность познакомить учеников с разными профессиями, воспитывают уважение к труду, воспитывают культуру поведения в общественных местах, воспитывают культуру общения, ответственное отношение к любому делу, прививают любовь к природе, учат детей работать в команде. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей.
Большое внимание уделяю дидактическим играм таким как: " Дешифровальщик", " Утверждение", " Так или нет", " Круг желаний" и другие. Такие игры содействуют развитию зрительной, оперативной
( кратковременной) и долговременной памяти, слуховому восприятию, логическому мышлению. Ученики учатся умению анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, находить нарушение данной закономерности и тому подобное. Мной были испытаны на уроках такие интерактивные технологии обучения :" Мозговой штурм", " Работа парами", " Микрофон", " Пласт"," Поиск информации", " Аквариум", " Учась - учусь" и тому подобное.
Применения интерактивных технологий обучения пробуждает у учеников заинтересованность, эмоциональные переживания, побуждают формирование позитивных жизненных позиций. Активная позиция учеников в процессе усвоения учебного материала способствует формированию обществоведческих компетенций, совершенствует поступки, привычки, умения должным образом вести себя в социальном окружении.
В старших классах применяю нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса, к которым принадлежат, : лекция, семинар, конференция деловая игра, и другие.
Эффективность усвоения учениками природного материала мною достигается с помощью методов присущих именно этой науке: наблюдений, опытов, демонстрированию натуральных объектов, муляжей и др.
Лабораторные и практические работы являются видом исследовательских работ учащихся , направленных на восприятие и осмысление новых знаний при изучении курса природоведения.
Лабораторные занятия развивают наблюдательность, вызывают интерес к предмету и к изучению живой и неживой природы, активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют лучшему усвоению учениками знаний, практических умений, формируют ряд жизненных компетенций у школьников. Проведённые мною исследования показали, что качество и глубина понимания учебного материала при проведении практических и лабораторных работ повышается на 0,4%( в сравнении с их отсутствием). Во время проведения опытов на лабораторных занятиях, ученики становятся исследователями, занятыми поиском ответов на поставленные вопросы. Они непосредственно познают новые объекты, процессы, явления. Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью формирования биологических понятий, умений и навыков и формируют жизненные компетенции у учащихся.
Развитие устно связной речи и проведение самостоятельных работ на уроках природоведения способствуют формированию коммуникативной, социальной, информационной компетенций у учащихся.
Большое внимание на каждом уроке уделяю развитию устной связного речи учащихся. Обязательным является систематическое проведение словарной работы, которая дает возможность расширять словарный запас умственно отсталых школьников, дает им представление о предметах и объектах природы, помогает правильно использовать изученные слова. Учу учеников давать полные ответы на поставленные вопросы, правильно составлять предложение и говорить. Развивая устную связную речь умственно отсталых школьников, формирую коммуникативную компетентность, которая предусматривает воспитание взаимоуважения учеников друг к другу, эмоциональную уравновешенность, умения общаться.
Успехи учебной деятельности учеников в большой степени зависят от формирования у них навыков самостоятельной работы с целью повышения качества усвоения ими знаний и применения их в практической деятельности. Для самостоятельной работы на уроке применяю карточки, перфокарты, тесты с разноуровневыми заданиями и т. д.. Во время самостоятельной работы учитываю индивидуальные возможности учеников. Самостоятельная работа является условием крепкого, быстрого и качественного усвоения учебного материала. Она учит учеников делать выбор, принимать решение, быть самостоятельными, что способствует формированию социальной, коммуникативной, информационной компетенций. Самостоятельные работы на уроках природоведения провожу для проверки знаний, умений и навыков учеников по изученному материалу.
Большое внимание на уроках уделяю здоровьесберегающей работе: проводятся физкультминутки; используются скороговорки для дыхательных упражнений; пальчиковая гимнастика; комплекс упражнений гимнастики для глаз; физические упражнения и игры для формирования правильной осанки.
Проверяя качество знаний , умений и навыков учащихся по изученной теме, учитываю позитивные качества ученика и его психофизические возможности, предлагаю дифференцированные задания для оценивания изученного материала: разноуровневые карточки, задания, тесты, вопросы . Это эффективно влияет на весь процесс деятельности учеников, их коммуникативное и социальное отношение. Мною разработано несколько вариантов тестов для опроса учащихся 6-9кл. , которые включают задание разной сложности и позволяют проверить уровень усвоения знаний , умений и навыков учащимися по изученной теме.
Результаты мониторинга, который я провожу каждый год, показывают позитивную результативность работы. По результатам мониторинга большинство учащихся успевают по предмету на "5"и"4" при общей успешности 100%.
Подводя итог , хочется ещё раз отметить , что проанализировав свою работу, убедилась в правильности выбора проблемы, над которой работаю. Обучение в современной специальной школе должно быть эффективным. С помощью интерактивных, здоровьесберегающих, личностно- ориентированных, игровых, информационно- коммуникационных технологий, технологии индивидуализации и дифференциации обучения можно реализовать любую учебную и воспитательную задачу, максимально приблизив к жизненной ситуации, а в таких условиях развитие жизненной компетенции учащихся достигает наибольшего результата.
Исследуя формирование жизненных компетенций у школьников на уроках природоведения за последние три года , можно сделать вывод, что уровень жизненной компетенции у учеников вырос на 0,7%. Формирование жизненной компетенции является подготовкой выпускника школы к дальнейшей самостоятельной жизни.