СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения. 

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся по математике»

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся по математике

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения. 

Формирующее оценивание позволяет определить возникающие у учащихся трудности в освоении учебного материала, выявить слабые и сильные стороны, определить причины появления ошибок и наметить пути решения возникающих проблем, найти  наиболее эффективные способы разбивки учащихся на учебные группы, подготовить дифференцированные задания.

Актуальность данной работы состоит в том, что при формирующем оценивании, учащегося привлекают к процессу оценивания самого себя и соучеников с тем, чтобы развить его умение ставить перед собой цели, на основе их оценивать собственную учебу и поведение, повышать мотивацию к учебе. При этом стандартизированное оценивание обеспечивает подход к разным ученикам с “одной меркой”, независимо от их индивидуальных возможностей и потребностей. Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. “Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали "вкус" к учебе!”







ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Смысл и цель формирующего оценивания —систематическая обратная связь и корректировка процесса обучения для каждого ученика.Формирующая оценка выявляет пробелы в усвоении знаний и дает возможность их устранить.

В работе использую разные формы контроля знаний. Традиционные формы контроля знаний, умений и навыков такие как :тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы, использую на уровнях воспроизведения и понимания . В других случаях уже для оценки образовательного результата на уровне применения использую обратную связь, для того, чтобы у учащихся была возможность улучшить свой образовательный результат.

Таким образом для обеспечения формирующего оценивания требуется новый инструмент – листы обратной связи.

Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания

Лист обратной связи – это инструмент, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования. Благодаря листу обратной связи, каждый учащийся может:

  • ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;

  • получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;

  • получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;

  • овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.

Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов.. 

Формирующее оценивание с помощью критериев

     Для достижения навыков оценивания учеником, учитель совместно с ними должен составить критерии для правильной организации работы. Использования критериев дает ученику уверенность в том, что он правильно оценил себя на данном этапе урока. Оценка, поставленная учеником себе или однокласснику, становится объективной и понятной для ученика.

При формирующем оценивании учитель всегда рядом с учеником, учитель контролирует, чтобы ученик хорошо понимал цели, задачи обучения и согласно составленным критериям мог оценить свое участие на уроке. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.  

При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока: 

1. Объявить ученикам цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела. 

2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы. 

3. Написать на доске критерии, предложенные учащимися. 

4. Убедится, что все учащиеся поняли предложенные критерии. 

5. Расположить критерии по степени важности. 

6. В процессе обсуждения выбрать приоритетные критерии. 

7.Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия.


В литературе и в практике педагогов можно встретить большое количество вариаций листов обратной связи.

Безусловно, при составлении листов обратной связи:

  • выделяют уровни учебных целей воспроизведение, понимание, применение, анализ и синтез;

  • учитывают предметные результаты, задания и упражнения;

  • включают самооценку, оценку и комментарий учителя.



 В 6 классе были выделены основные вопросы, по которым я начала разработку  листов обратной связи:

  1. Сложение и вычитание обыкновенных дробей

  2. Умножение, деление обыкновенных дробей

  3. Задачи на проценты

  4. Сложение и вычитание рациональных чисел 

  5. Умножение и деление рациональных чисел

Лист обратной связи   

 ФИ _________________класс___________                 

 















Тема урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 6 класс

1 вариант

Уровень усвоения

Учебные действия

Задания

Самооценка

Оценка учителя

Коммен-тарии

учителя

Воспроизведение

Знаю правило сложения 

обыкновенных дробей с разными знаменателями

 

Вставь пропущенные слова.

Чтобы сложить обыкновенные дроби с разными знаменателями

1.Нужно привести их к........................знаменателю

2 Найти дополнительные множители.Как ?.( ...................... новый знаменатель на старый)

3. Найти новый числитель

( умножив дополнительный множитель на ..........................)

4.Сложить ...................,а знаменатель оставить прежним

 

 

 

Воспроизведение

Знаю правило вычитания 

обыкновенных дробей


Вставь пропущенные слова.

Чтобы вычесть обыкновенные дроби с разными знаменателями, надо:

1.

2.

3.

4.

 

 

 

Понимание

Умею складывать и вычитать

обыкновенные дроби с разными знаменателями

Вычислить:

1. =

2.

3. 4 - =

4.

 

 

 

Применение

Умею решать   простейшие уравнения

Реши уравнение:

а) Х= б)Х-3 =7










 

 

 

Применение

Умею применять правила сложения и вычитания  обыкновенных дробей с разными знаменателями при решении задач

Реши задачу: 

 В первом кувшине л молока , а во втором — л. В каком кувшине молока больше и на сколь ко литров?

 

 

 

 

 

Анализ

Умею находить ошибки в решении примеров на сложение и вычитание 

десятичных дробей

Найди ошибки в решении примеров

 

1.

2.12 - 8 = = 8

 

3.Запиши какие ошибки допущены в примерах

4.Что нужно знать, чтобы не допускать такие ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

Синтез

Умею оценивать решение по предложенным критериям

Оцени решение примера по критериям

1)    Верно выполнен порядок действий(1 б)

2)  Верно выполнено сложение(1б)

3)Верно выполнено вычитание(1б)

 4)Верно выполнено вычитание(1б)

        1       3      2

(6

1)6 = - =

2)

3)

5)Оцени решение, исходя из 4 максимальных баллов(1б)

6)В чем допущены ошибки (перечисли)(1б)

 

 

 

 

  

Критерии оценок

Воспроизведение-2б (за каждое правильное правило -1 балл)

Понимание- 4б (за каждый правильно решенный пример -1 балл)

Применение-3б (за каждое уравнение -1 балл, за задачу- 1 балл)

Анализ - 6б (нашла ошибки и исправила -2 балла, ответила на 2 вопроса– 4 балла) 

Синтез - 6б (нашла ошибки и исправила -4б, ответила на 2 вопроса -2б)



СКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ ВАРИАНТОВ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ: МОТИВИРУЮЩИХ, ВДОХНОВЛЯЮЩИХ, ОКРЫЛЯЮЩИХ, ФОРМИРУЮЩИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ САМООЦЕНКУ И ЖЕЛАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ НОВЫЕ ВЫСОТЫ?