Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся по математике
Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
Формирующее оценивание позволяет определить возникающие у учащихся трудности в освоении учебного материала, выявить слабые и сильные стороны, определить причины появления ошибок и наметить пути решения возникающих проблем, найти наиболее эффективные способы разбивки учащихся на учебные группы, подготовить дифференцированные задания.
Актуальность данной работы состоит в том, что при формирующем оценивании, учащегося привлекают к процессу оценивания самого себя и соучеников с тем, чтобы развить его умение ставить перед собой цели, на основе их оценивать собственную учебу и поведение, повышать мотивацию к учебе. При этом стандартизированное оценивание обеспечивает подход к разным ученикам с “одной меркой”, независимо от их индивидуальных возможностей и потребностей. Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. “Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали "вкус" к учебе!”
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Смысл и цель формирующего оценивания —систематическая обратная связь и корректировка процесса обучения для каждого ученика.Формирующая оценка выявляет пробелы в усвоении знаний и дает возможность их устранить.
В работе использую разные формы контроля знаний. Традиционные формы контроля знаний, умений и навыков такие как :тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы, использую на уровнях воспроизведения и понимания . В других случаях уже для оценки образовательного результата на уровне применения использую обратную связь, для того, чтобы у учащихся была возможность улучшить свой образовательный результат.
Таким образом для обеспечения формирующего оценивания требуется новый инструмент – листы обратной связи.
Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания
Лист обратной связи – это инструмент, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования. Благодаря листу обратной связи, каждый учащийся может:
ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов..
Формирующее оценивание с помощью критериев
Для достижения навыков оценивания учеником, учитель совместно с ними должен составить критерии для правильной организации работы. Использования критериев дает ученику уверенность в том, что он правильно оценил себя на данном этапе урока. Оценка, поставленная учеником себе или однокласснику, становится объективной и понятной для ученика.
При формирующем оценивании учитель всегда рядом с учеником, учитель контролирует, чтобы ученик хорошо понимал цели, задачи обучения и согласно составленным критериям мог оценить свое участие на уроке. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.
При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока:
1. Объявить ученикам цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Написать на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедится, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположить критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выбрать приоритетные критерии.
7.Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия.
В литературе и в практике педагогов можно встретить большое количество вариаций листов обратной связи.
Безусловно, при составлении листов обратной связи:
выделяют уровни учебных целей воспроизведение, понимание, применение, анализ и синтез;
учитывают предметные результаты, задания и упражнения;
включают самооценку, оценку и комментарий учителя.
В 6 классе были выделены основные вопросы, по которым я начала разработку листов обратной связи:
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Умножение, деление обыкновенных дробей
Задачи на проценты
Сложение и вычитание рациональных чисел
Умножение и деление рациональных чисел
Лист обратной связи
ФИ _________________класс___________
Тема урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 6 класс
1 вариант
Уровень усвоения | Учебные действия | Задания | Самооценка | Оценка учителя | Коммен-тарии учителя |
Воспроизведение | Знаю правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями | Вставь пропущенные слова. Чтобы сложить обыкновенные дроби с разными знаменателями 1.Нужно привести их к........................знаменателю 2 Найти дополнительные множители.Как ?.( ...................... новый знаменатель на старый) 3. Найти новый числитель ( умножив дополнительный множитель на ..........................) 4.Сложить ...................,а знаменатель оставить прежним | | | |
Воспроизведение | Знаю правило вычитания обыкновенных дробей | Вставь пропущенные слова. Чтобы вычесть обыкновенные дроби с разными знаменателями, надо: 1. 2. 3. 4. | | | |
Понимание | Умею складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями | Вычислить: 1. = 2. 3. 4 - = 4. | | | |
Применение | Умею решать простейшие уравнения | Реши уравнение: а) Х= б)Х-3 =7 | | | |
Применение | Умею применять правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями при решении задач | Реши задачу: В первом кувшине л молока , а во втором — л. В каком кувшине молока больше и на сколь ко литров? | | | |
Анализ | Умею находить ошибки в решении примеров на сложение и вычитание десятичных дробей | Найди ошибки в решении примеров 1. 2.12 - 8 = = 8 3.Запиши какие ошибки допущены в примерах 4.Что нужно знать, чтобы не допускать такие ошибки. | | | |
Синтез | Умею оценивать решение по предложенным критериям | Оцени решение примера по критериям 1) Верно выполнен порядок действий(1 б) 2) Верно выполнено сложение(1б) 3)Верно выполнено вычитание(1б) 4)Верно выполнено вычитание(1б) 1 3 2 (6 1)6 = - = 2) 3) 5)Оцени решение, исходя из 4 максимальных баллов(1б) 6)В чем допущены ошибки (перечисли)(1б) | | | |
Критерии оценок
Воспроизведение-2б (за каждое правильное правило -1 балл)
Понимание- 4б (за каждый правильно решенный пример -1 балл)
Применение-3б (за каждое уравнение -1 балл, за задачу- 1 балл)
Анализ - 6б (нашла ошибки и исправила -2 балла, ответила на 2 вопроса– 4 балла)
Синтез - 6б (нашла ошибки и исправила -4б, ответила на 2 вопроса -2б)
СКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ ВАРИАНТОВ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ: МОТИВИРУЮЩИХ, ВДОХНОВЛЯЮЩИХ, ОКРЫЛЯЮЩИХ, ФОРМИРУЮЩИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ САМООЦЕНКУ И ЖЕЛАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ НОВЫЕ ВЫСОТЫ?