СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание на уроках немецкого языка (из опыта работы)»

Формирующее оценивание на уроках немецкого языка

(из опыта работы)


    Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам предполагает:

  • объективное оценивание учащимися своих учебных достижений;

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • учёт мнения окружающих при самооценивании;

  • оценивание своего вклада при выполнении группового задания.

    В своей практике я использую формирующее и итоговое оценивание.

Приучаю детей к оцениванию уже с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения.

Для учащихся старших и средних классов я использую в качестве инструментов формирующего оценивания листы самооценки деятельности на уроке, с которыми обучающиеся работают в процессе изучения и в конце темы, листы индивидуальных достижений, мини-обзоры в конце урока.

    На уроках я использую педагогические приёмы, которые помогают формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников: 

  • приём «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

  • приём «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибок);

  • приём «сопоставление своих действий и результата с образцом»;

    Одной из методик формирующего оценивания является критериальное само- и взаимооценивание. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Более того, эти критерии мы вырабатываем совместно с детьми. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень выполнения работы и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: Где я сейчас нахожусь?

Что я знаю и чего пока не знаю?

Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему?

В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося. 
    Чтобы сделать данную работу эффективной, я использую алгоритм действий.



Знаю все буквы немецкого алфавита




Могу рассказать о моем любимом животном




Могу сказать, что я делаю каждый день




Могу сказать, что мой друг делает каждый день


При изучении новой лексики на этапе вводного устного курса (2 класс), когда у детей еще нет возможности записывать и повторять дома новые слова я использую приём «Раскраска».  Например, при изучении темы «Сказочные герои» учащиеся получат задание: раскрасить только тех героев, которых он может назвать по-немецки. При этом ученик сам делает вывод, запомнил ли он данные лексические единицы. Такой же приём я использую и при отработке диалоговых фраз: учащимся предлагаются фразы на русском языке, их задача раскрасить те, которые они могут сказать по-немецки.

Во время проверки письменных работ часто использую очень перспективный и целесообразный прием включения учащихся в самостоятельную оценочную деятельность: отказываюсь от исправле­ния ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирую ее место. Для более сильных учащихся я указываю только количество допущенных ошибок и даю возможность им самостоятельно их найти и исправить. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что учащийся сам их находит, выясняет причи­ну их возникновения и собственной рукой исправляет. Таким способом ученик вводится в ситуа­цию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность. Более того, зритель­ный образ (поиск места ошибки и определе­ние ее характера) взаимодействует с двига­тельным (факт исправления ошибки) и ло­гическим (определение причины ошибки) образами, что, в конечном счете, и определяет положительный результат - формирование умений самоконтроля. Еще один, используемый мною, интересный прием называется «Райтинг» (от англ. Right - правильно). Суть данного приема заключается в том, что ученик, завершив работу, сам себе ставит отметку. За ту же работу отметку ставит учитель. Записывается дробь. Например, 4/5, где 4 – отметка ученика, 5 – отметка учителя. Данный прием я использую при оценивании индивидуальных домашних заданий, диктантов, самостоятельных работ. Прием полезен и для приручения ученика к регулярному оцениванию своего труда.



Одним из эффективных способов организации накопительной системы оценки это портфолио учащегося. В портфолио учеников начальной школы включаю выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе внеурочной деятельности; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.), проектные работы.
    В качестве проектов для внеурочной работы УМК по немецкому языку предлагает широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются в портфолио учащегося в виде индивидуальных и коллективных работ, постеров, таблиц с результатами проведенных опросов, писем, игр, 
тестов для самопроверки обучающихся, что позволяет им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы. 

Результаты формирующего оценивания

  •  Снижается уровень тревожности учащихся, появляется вера в свои силы

  • Проводится своевременная коррекция;

  • Повышается объективное оценивание ученической успешности;

  • Стимулируется активизация учебной деятельности;

  • Развивается самостоятельность, воспитывается сотрудничество;

  • Отслеживается динамика развития успеха ученика на всех этапах обучения;

  • Обеспечиваются благоприятные условия для каждого ученика;

  • Формируется адекватная самооценка;

  • Повышается мотивация в обучении


даёт возможность учителю точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, увидеть действительную картину усвоения материала обучающимися;

  • формирует ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по продвижению вперед;