СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание на уроках

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание на уроках»

Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории

Выступление на МО учителей истории и обществознания. ( февраль 2021г)

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: во-первых, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; в-вторых, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; в-третьих, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .

Благодаря ФГОСам я познакомилась с системой формирующего оценивания. Эта система помогает учителю получить информацию об обучающихся, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели .

При использовании формирующего оценивания учитель может использовать различные техники оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения . Какие методики применяются мной как учителем на своих занятиях?

1.«Трехминутная пауза». Я предоставляю обучающимся трёхминутную паузу, которая даёт последним возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты: Я изменил свое отношение к… Я узнал больше о… Я удивился тому, что…Я относился к…

2. Я использую одноминутное эссе. Одноминутное эссе — это техника, которую я использую с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания подобного творческого задания я использую следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными? Что я хотел бы узнать?

Оценочная рубрика для эссе

Уровень

достижений

Основная презентация

Объяснения,

аргументация

Образцовый

(10 баллов)

­ -Обеспечивает ясное и обстоятельное введение и обоснование

­- Отвечает на вопрос. ­ Представляет логичные аргументы

­ -Использует приемлемый стиль и грамматику.

­ -Демонстрирует точное и полное понимание вопроса.

- Использует разнообразную аргументацию, примеры и данные, подкрепляющие выводы.

Качественный

(8 баллов)

­-Достаточно качественное, но менее обстоятельное (1-2ошибки)

­-Менее детально, но достаточно точно.

­ - Использует только один аргумент и пример, который подкрепляет вывод.

Адекватный

(6 баллов)

­ -Не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится ­

-Аргументирует до определённой степени релевантно.

-Некоторые аргументы вполне логичны.

­-Использует адекватный стиль и грамматику (более 2-х ошибок)

­-Демонстрирует минимальное понимание вопроса.

­-Использует незначительное число возможных идей в поддержку своей

аргументации.

Нуждается в улучшении

(4 балла)

­ -Не отвечает на вопрос.

­- Не даёт релевантных

аргументов, не демонстрирует логики и последовательности.

­ -Не находит

приемлемого стиля и грамматики.

­ -Не демонстрирует

понимания вопроса.

­ - Не приводит доказательств,

подтверждающих ответ на вопрос.

Нет ответа (0баллов)





Проанализировав ответы обучающихся можно сделать выводы о качестве достигнутого детьми результата на уроке. По своей сути это рефлексия содержания учебного материала

3.Методика «Составление тестов». Данная методика может использоваться на уроках истории в 5 классах. Самостоятельное составление тестов — это есть составление текста, который имеет форму вопроса. Для составления теста обучающийся должен выполнить много действий: ‒ очертить для себя границы темы; ‒ вспомнить, что он знает по этой теме; ‒ составить высказывание, касающееся данной темы и имеющее форму вопроса; ‒сформулировать вопрос.

Если учитель требует определенную форму составления тестов: (открытый или закрытый вопрос, тест с множеством ответов или предполагающий однозначный ответ да/нет и т. п.) .



«Россия в эпоху Петра I» Пример планирования формирующего оценивания по теме №3

Уровни освоения

освоения

Образовательные результаты

Критерии оценивания

Самооценка

анкета Фостера

Рекомендации учителя, что нужно сделать, чтоб улучшить результат деятельность

Воспроизведение

Знать хронологию событий, исторические факты. Назвать предпосылки петровских преобразований. Назвать основные реформы Петра I. Знать имена и исторические роли сподвижников Петра. Показать на карте места событий. Знать итоги и последствия преобразований.

Выполнение тестовых заданий с выбором ответа 80%-5; 60%-4; 40%-3



Понимание

Пояснить связи между экономическим развитием и политическим строем; находить различия в сословных правах и обязанностях; объяснять необходимость реформ Петра I; узнавать деятелей петровской эпохи по кратким характеристикам

Правильно выполнить задания с кратким ответом, соотносить понятия и факты.

80%-5; 60%-4; 40%-3




Применение

Соотносить даты событий петровского времени с именами, фактами; определять последовательность и длительность важнейших событий


Выполнение заданий на соответствие дат и событий, имен и событий; указать последовательность исторических событий

80%-5; 60%-4; 40%-3



Анализ

Применять в качестве доказательств исторические факты; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства разных источников; применять ранее полученные знания; правильно оперировать понятиями и терминами.

Аргументировано и доказательно (не менее двух аргументов) объяснить свое отношение к событиям, участникам, процессам.






4.ОЦЕНИВАНИЕ В ХОДЕ УРОКА «Две звезды и желание» Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка)

Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.






5. Оценочная рубрика для исследовательской работы

(35 возможных баллов)


Уровень

достижений

Основная

презентация

(10 баллов)

Понимание

понятий

(10 баллов)

Структура

аргументации

(10 баллов)

Использование

литературы и

других

источников

(5 баллов)

Образцовый ­ (10 ед.)

  • Обеспечивает ясное и обстоятельное введение и обоснование.

  • Ставит конкретные и проверяемые вопросы для исследования

  • Обеспечивает ясное объяснение предлагаемых

  • методов исследования

  • Логично и последовательно аргументирует рациональность и содержательность предлагаемого исследования.

  • Использует приемлемый стиль и грамматику. (10 ед.)

  • Демонстрирует полное понимание предлагаемого исследования.

  • Использует широкий набор информации для построения и развития аргументации.

  • Демонстрирует полное понимание возможного применения полученных данных. (10 ед.)

  • Чётко, ясно и убедительно обосновывает причины, по которым предлагаемое исследование важно и должно быть осуществлено.

  • ­Обеспечивает релевантные подтверждения в пользу сделанных выводов.

(10 ед.)

  • Выбирает правильный формат цитирования.

  • ­Использует информацию, релевантную предлагаемому исследованию.

  • ­Обосновывает выбор переменных (показателей), по которым были сделаны те или иные выводы.

(5 ед.)

Адекватный

(8 ед.)

  • Обеспечивает введение и обоснование, которые только частично существенны для эксперимента.

  • Ставит ясные, но не проверяемые вопросы исследования.

  • Обеспечивает адекватное объяснение методов предлагаемого исследования.

  • Делает попытку логично и последовательно аргументирует рациональность и содержательность предлагаемого исследования.

  • ­Использует приемлемый стиль и грамматику. (1-2 ошибки) (8 ед.)

  • Демонстрирует частичное понимание предлагаемого исследования.

  • Использует для аргументации информацию из 2-3 источников.

  • Демонстрирует частичное понимание возможного применения полученных данных

(8 ед.)

  • ­Заявляет причины, по которым предлагаемое исследование важно и должно быть осуществлено, но даёт слабые подтверждения и доказательства сделанных выводов.

(8 ед.)

  • Выбирает правильный формат цитирования, но не на протяжении всего проекта.

  • Использует ограниченное число источников информации, релевантной предлагаемому исследованию.

(4 ед.)

Нуждается в

исправлении

(6 ед.)

  • Обеспечивает введение и обоснование, которые не являются существенными для эксперимента

  • Ставит нечёткие и не проверяемые вопросы исследования.

  • Даёт сумбурное объяснение методов предлагаемого исследования.

  • Сумбурно и слабо аргументирует рациональность и содержательность предлагаемого исследования.

  • Не удаётся использовать приемлемый стиль и грамматику ( 2 ошибок).

(6 ед.)

  • Не демонстрирует понимания предлагаемого исследования.

  • Использует для аргументации менее 2 источников информации.

  • Не проявляет понимания возможного применения полученных данных.

(6 ед.)

  • Заявляет причины, по которым предлагаемое исследование важно и должно быть осуществлено. Но даёт слабые подтверждения и доказательства сделанных выводов.

(3 ед.)

  • Не следует правильному формату цитирования.

  • Не использует информации, релевантной предлагаемому исследованию.




6. «Поиск ошибки» Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких- либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем после исправления дать оценить другой группе, которая либо согласиться с ответом, либо укажет на допущенные неточности.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учитель

Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей , принципов, логики выполненного задания.

7. «Рассуждение по алгоритму» На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания.( в 5 классе начинаем учиться по «Памяткам на форцатцах учебника) Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка)

Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения.

8«Перевод информации» Учащемся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учитель

Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.



9.Одним из направлений постепенного перехода к системе формирующего оценивания является использование рейтинговой системы оценивания . Преимущества рейтинговой системы оценивания для обучающихся: ‒ стремление к получению более высокого балла и продвижению к первому номеру рейтинг-списка через:

-систематическую учебно-познавательную деятельность;

-своевременное выполнение работ,

-систематическое посещение занятий;

-творческую активность, научно-исследовательскую деятельность;

Данная работа позволяет со стороны учащегося управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей деятельности.

Таким образом, использование отдельных техник формирующего оценивания на уроках истории и обществознания 1). позволит решить ряд проблем, Например, проблема справедливости выставленных оценок.

2)формирующее оценивание позволяет постоянно поддерживать обратную связь , знать на каком уровне обучения находятся мои ученики.

3) формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода . Это впоследствии должно привести к выводу, что мы идём на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют,а использовать вариативность и индивидуализацию обучения, которые обеспечат запросы и возможности обучающихся.