СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующее оценивание

как процесс совместной деятельности учителя и учащегося

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание в начальной школе»

Формирующее оценивание

как процесс совместной деятельности учителя и учащегося

В настоящее время на уроке важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Этому и служит формирующее оценивание, которое стимулирует процесс обучения, мотивируя обучающихся на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Важно, чтобы ученик точно знал критерии оценки за устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит достижение конечного результата. В связи с этим на уроках мы с учениками стараемся уделить время для совместной разработки критериев оценки задания, текущей или итоговой работы. У школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит своевременно скорректировать свою работу.

Таким образом, формирующее оценивание – это процесс плавно переходящий в результат. Процесс – потому что это совместная деятельность учителя и учащегося, результат – потому что ожидается и наступает прогресс в понимании темы (текста, задания, теста) учащимися.

На уроках в начальной школе для формирования контрольно – оценочной самостоятельности ребёнка, полезно использовать следующие задания, упражнения, приёмы:

  1. Задания - «ловушки»:

  • задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя

  • задания, различающие понятийную и житейскую (или формальную) логику;

  • задачи, не имеющие решения;

  • задачи с недостающими данными;

  • ситуации открытого незнания.

  1. Совместная выработка правил, инсценировки, позволяющие обыграть выбор ребенка (действовать по правилу или нарушать его).

  2. Игровые ситуации (например, «Дошкольник – школьник»).

  3. Внешние опоры – средства соблюдения правил.

  4. Задания, требующие определение общей цели и способов ее достижения, распределения функций (ролей), планирования.

  5. Взаимоконтроль.

Из опыта работы

Рассмотрим на предмет формирующего оценивания комплексную работу для 1-ого класса по рассказу В. Сутеева «Три котёнка» (Приложение 1). Работа состоит из тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом. Целью данной работы является не проверка уровня формируемых предметных и метапредметных результатов, а развитие контрольно – оценочной самостоятельности учеников. Но, тем не менее, задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.

Разработка учебных заданий для данной работы осуществлялась по следующему плану:

  1. Определение, какие результаты будут проверяться;

  2. Формулирование ответа, который будет получен от учащегося;

  3. Формулирование самого задания;

  4. Оценка задания по заданным параметрам;

  5. Разработка (совместно с учениками) критериев оценки. (Если необходимо, внесение корректив самим учителем).

В ходе совместной деятельности в процессе оценивания, обсуждения критериев, а затем и при выполнении работы, педагогу следует своевременно делать необходимые комментарии, замечания, советы, указания.

После выполнения работы учащиеся занимаются самооценкой по плану:

  1. Внимательно сравни с образцом – ответом на доске каждое задание, оцени свой ответ по нашим критериям.

  2. Сравни полученный тобою балл и максимальный балл за каждое задание.

  3. Сложи все баллы и определи уровень выполнения работы.

Заключительный шаг – обозначение учениками сигналом «Мне требуется помощь» (красным цветом) тех заданий, которые у них вызвали наибольшие затруднения в процессе выполнения.

На следующем уроке педагог может организовать работу по взаимооценке и корректировке тех умений и действий, которые были отмечены сигналом «Мне требуется помощь».

В таблице 1 представлены критерии оценки комплексной работы для 1 –ого класса по рассказу В. Сутеева «Три котёнка», которые были отобраны нами в процессе совместной деятельности.

Таблица 1

№ задания

Критерии оценивания

Максимальный балл за выполнение задания

1

Верно выбрано и списано из текста второе предложение.

Каллиграфия.

Безошибочное письмо.

1 балл

1 балл

1 балл

Итого: 3 балла

2

Верно восстановлен порядок котят по цвету, так как они перечислены в первом предложении текста.

1 балл

3

Верно восстановлен порядок событий из текста.

Восстановлен порядок событий из текста (50 %).

2 балла

1 балл

4

Верно выбран правильный ответ и отмечен значком.

1 балл

5

Верно записано цифрами количество животных в тексте.

1 балл

6

Верно записаны «соседи» числа «3»:

1балл

7

  1. Верно подчеркнуты в слове бросились буквы мягких согласных звуков.

  2. Верно указано, сколько в этом слове звуков;

  3. Верно указано, сколько в этом слове букв.

1 балл

1 балл ;

1 балл

Итого: 3 балла

8

Верно отмечены все объекты природы, которые растут, но не умеют бегать или летать. Верно отмечен один из объектов природы.



Максимальное количество баллов

1балл



1 балл

Итого: 3 балла

14






За неверное выполнение задания, отсутствие задания - 0 баллов. Уровень: 14-12 баллов – «оптимальный»

11- 8 баллов – «высокий»

7-5 баллов – «достаточный»

4 балла и менее – «низкий»



Результативность формирующего оценивания

Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. Выше перечисленные задания, упражнения, приёмы замечательно зарекомендовали себя в моей практической деятельности учителя и классного руководителя.

 На уроках и внеурочной деятельности формирующее  оценивание позволяет:

  1. оценивать потребности обучающихся;

  2. выявить уровень их мотивации и подготовки к определённой теме;

  3. помогает оценить уровень  знаний и  способностей учителю и самому ученику;

  4. развивает регулятивные УУД обучающихся (Приложение 2) (позволяет контролировать понимание учебного материала обучающимися, позволяет освоить  детям планирование и самоконтроль деятельности);

  5. помогает оценить продвижение ребёнка в решении проблемных задач, определить необходимость поддержки или поиска дополнительных ресурсов.





Приложение 1

Комплексная работа для 1-ого класса



Три котёнка

Три котёнка – чёрный, серый и белый – увидели мышь … и бросились за ней!

Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала.

А из банки вылезли три белых котёнка.

Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!

Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята – за ней!

Лягушка ускакала … а из трубы вылезли три чёрных котёнка.

Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу … и бросились за ней!

Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.

Три мокрых котёнка пошли домой.

По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.

Владимир Григорьевич Сутеев





Метапредметные планируемые результаты

Регулятивные:

  • целеполагание («Выпускник научится» принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления);

  • планирование («Выпускник научится» планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения);

  • прогнозирование («Выпускник научится» предвосхищать результат выполнения отдельного задания);

  • коррекция («Выпускник научится» контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия.

  • оценка («Выпускник научится» оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

  • саморегуляция («Выпускник научится» концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизировать эмоционального состояния для решения различных задач.

При взаимопроверке кроме регулятивных УУД, будут формироваться и коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество и взаимодействие; умение контролировать действия партнера, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные планируемые результаты и познавательные УУД описаны ниже в заданиях.

Задание 1. Выбери из текста второе предложение. Спиши его. Проверь. Если надо исправь.

Предметный результат: Умение отличать предложение от других форм, безошибочно списывать предложение и проверять его.

Правильный ответ: Мышь прыгнула в банку с мукой.

Задание 2. Восстанови порядок котят по цвету, так как они перечислены в первом предложении текста.

Предметный результат: Умение отличать предложение от других форм, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, восстанавливать порядок событий и т.д.

Правильный ответ:

б

3

2

елый

серый

ч

1

ёрный

Задание 3. Восстанови порядок событий из текста. Если надо прочти его ещё раз.

П

1

редметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; Правильный ответ:

4

Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!

3

Лягушка ускакала … а из трубы вылезли три чёрных котёнка.

Котята – за ней!

2

Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу.

З

V



адание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком .

Столько же «ног», сколько у котёнка …

Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: умение понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение) Правильный ответ:

V

у лягушки у рыбы. у цыплёнка. у мыши.

Задание 5. Запиши цифрами, сколько было в тексте котят, лягушек, коров:

Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию. Правильный ответ:

к

3

1

отят

л

0

ягушек

коров

Задание 6. Запиши «соседей» числа «3»:

П

2

4

3

редметный результат:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; Правильный ответ:

Задание 7. Подчеркни в слове бросились буквы мягких согласных звуков.

Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.

Предметный результат: умение различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); Правильный ответ:

б

8

9

росились – звуков, букв

З

V

адание 8*.Отметь значком , какие из названных объектов природы растут, но не умеют бегать или летать.

Познавательные УУД: на основе имеющихся знаний, жизненного опыта находить пути восполнения пробелов в информации. Правильный ответ:

Мышь

Котёнок

Р

V

ыба

О

V

дуванчик







Приложение 2

Упражнения в развитии регулятивных УУД в 1 классе.

Из опыта работы



Данные упражнения рекомендую проводить во втором полугодии 1 класса.

На уроке русского языка детям раздаются листы 1,2,3 (листы скреплены вместе).

На первом уроке ведётся работа по тексту №1, на последующем - №2 и т.д. (В качестве примера ниже приведены 5 текстов).

На последующих уроках усложняется содержание текста, количество слов в тексте, количество «ловушек» (ошибок).

Форму работы с текстами (фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, групповую) учитель может планировать в зависимости от уровня класса.



Алгоритм работы с текстами:

  1. Чтение текста (лист 1). Разбор содержания текста. Определение главной мысли.

  2. Работа над предложением (лист 2). Определение количества предложений в тексте. Графическое обозначение орфограмм.

  3. Ловушки. «Исправь ошибку» (лист 3). В каждом тексте учителем допущены ошибки на изученные и закреплённые орфограммы (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, оформление предложений на письме). Дети самостоятельно находят ошибки:

      1. Без листа – помощника (ученик ищет ошибки сам).

      2. С помощью листа – помощника (лист 2).

  1. Самооценка.

  2. Рефлексия. Проводится после проверки результатов работ учителем (лучше индивидуально).



На следующих уроках следует запланировать списывание (контрольное списывание) текста.

Лист 1



Летом

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. 

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. 

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. 

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. 





Лист 2



Летом

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. 

(_________ предложений)





Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. 

(_________ предложений)





На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. 

(_________ предложений)



Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

(________ предложений)



В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. 

(_________ предложений)





Лист 3

Летом

Летом поют чижы летают стрижы в лесу цветут ландышы под елью шуршат ежы ребята в лесу ищют шышки. 

(_________ предложений)





Бобры

Бобры жывут на реке они отличные строители у бобров зубы острые, как бритва на реке бобры делают плотины из стволов осины. 

(_________ предложений)





На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки утята были маленькие вдруг в небе появился коршун он схватил одного утёнка девочки закричяли прибежал Ваня он тоже стал кричять и размахивать руками коршун выпустил утёнка и улетел. 

(_________ предложений)



Пчёлы

Утро было тёплое пчёлы проснулись рано и полетели в поле там много цветов это лютики и ромашки цветёт душыстая липа около липы летают пчёлы они трудятся всё лето много мёду получяем мы от пчёл.

(________ предложений)



В лесу

Наш лес большой в лес пришли дети они ищут грибы боря и андрюша собрали много рыжыков и маслят юра и яша под ёлкой нашли ёжыка они положили его в шапку ёжык уколол юру но юра не заплакал ребята потрогали зверька и выпустили. 

(_________ предложений)