Разработка открытого урока на тему:
«Формулы сокращенного умножения»
Обобщающий урок по алгебре в 7 классе
«Умный в гору не пойдёт,
Умный гору обойдёт»
Народная мудрость
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- проверить уровень усвоения учащимися темы, знание ими соответствующих формул и правил.
- углубить знания учащихся, развить умения применять приемы сокращенного умножения при решении уравнений, при обнаружении и исправлении ошибок, объяснении своих действий, развитие творческой деятельности учащихся.
создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность, где каждый может проявить себя, воспитание интереса к математике, расширение кругозора, включение в урок исторического материала
Задачи урока:
Углубление знаний учащихся по теме: Разложение многочлена на множители;
Вооружение учащихся приемами сокращенного умножения;
Создание условий для включения ученика в активную учебную деятельность.
Оборудование: презентация PowerPoint, карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, будем, логически мыслить и обобщим знания по теме.
Сегодня на уроке стоит задача - показать, как вы знаете формулы сокращенного умножения, как умеете применять их при разложении многочлена на множители, а также для вычислений значений выражений наиболее рациональным способом, а для этого мы отправимся с вами в путешествие.
Объявление темы, постановка целей урока.
2.Актуализация знаний.
Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Мы с вами во время путешествия посетим города. Путешествовать мы будем под девизом: «Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий». Только двигаясь вперед можно дойти до поставленной цели, а цель у нас одна – это знания. К нашей цели мы будем добираться всевозможными путями. Чтобы прибыть в конечный пункт, нужно выполнить задания. А вы знаете, что работу лучше выполнять командой.
Итак начнем: ребята разбиваются на две группы.
Ученики должны восстановить формулы, заменив звездочки правильными выражениями. Вызываю учеников к доске, чтобы они восстановили правильное написание формул. Ученики еще раз проговаривают правила и объясняют свое решение.
1)b²+20b+*=(*+*)²
2)16m²-*= (*-8m)(*+8m)
3) (*+3x)²=49y²+*+*
4) (3a+*)(3a-*)=*-81
5) (5x-*)²=*-*+16
На основании написанных примеров записываем формулы сокращенного умножение на доске
(а+b)2=а2+2аb+b2
(а-b)2=а2-2аb+b2
а2-b2= (а-b)(a+b)
(а+b)3=а3+3а2b+3ab2+b3
(а+b)3=а3-3а2b+3ab2-b3
a3+b3=(a-b)(a2+ab+b2)
a3-b3=(a+b)(a2-ab+b2)
Мы с вами в основном раскрываем скобки с меньшими степенями, а именно это вторая степень, третья степень. А сейчас мы с вами научимся раскрывать скобки с большими степенями, а поможет нам в этом треугольник Паскаля


Вот шас давайте, воспользовавшись треугольником Паскаля раскроем скобку со степенью 9
(а+b)9=а9+36а8b+84a7b2+126а6b3+126а5b4+126a3b6+84a2b7+36аb8+b9
Данный треугольник нам помогает раскрыть скобку с любой степенью.
А сейчас мы с вами проведем графический диктант, который поможет нам повторить пройденный материал на раздел одночленов и многочленов.
Отвечаете на предложенные вопросы “да” или “нет”. При ответе “да” рисуйте в тетради отрезок, а при ответе “нет” - уголок. Каждый последующий ответ пририсовывается к предыдущему.
3. Вопросы на графический диктант
Выражение, представляющее собой сумму одночленов – многочлен.
Выражение 2х2у4х - одночлен в стандартном виде.
Одночлены с одинаковой буквенной частью – подобные одночлены.
В выражении (5х)7 число “7” - степень.
Квадрат двучлена (а-2в)2 равен а2-2ав+4в2
Выражение ( х2 – у2) представляет собой квадрат разности.
Любой многочлен можно записать в стандартном виде.
(х + у)2- квадрат суммы.
Выражение (х+5)2 = х2+10х+25
Итак, давайте поменяйтесь листочками с соседом и проведем взаимопроверку вашего диктанта.

Что напоминает полученный график - кардиограмму. Вы составили ее, верно, значит сердце в норме, а настроение хорошее.
А сейчас ребята мы с вами вспомним историю, в скором времени у нас будет 12 апреля, а кто вспомнит, с каким событием связана эта дата? (ответы ребят).
Кто первым полетел в космос? ( Юрий Гагарин), правильно, а в каком году Гагарин полетел в космос? 1961 год 12 апреля на космическом корабле «Восток», а кто же до него первым полетел в космос? (собака Лайка).
Сегодня мы с вами узнаем, в каком году Лайка побывала в космосе. А для этого нам потребуется решить следующие задания

4. Физминутка.
Продолжим ребята… Кроме собачки Лайки у нас еще побывали в космосе две собачки, а это Белка и Стрелка 19 августа 1960 году на корабле «Спутник-5»
А кто знает ребята первую в мире женщину космонавта? Валентина Терешкова- 16 июня 1963 году.
А шас мы поработаем с учебником, решим номер 1070(а,б) на странице 185
5. Разгадка кроссворда.
1. Равенство, верное при любых значениях переменных
2. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство
3. Числовой множитель у одночленов
4. Способ разложения многочлена на множители
5. Слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть
6. Свойство умножения, используемое при умножение одночлена на многочлен
7. Выражение, представляющее собой сумму одночленов

Проверим кроссворд ребята, а для этого меняемся листочками между группами для взаимопроверки.
6.Рефлексия
Подведем итоги нашего урока.
Что вам понравилось на уроке?
Кто открыл для себя что-то новое во время урока?
У вас на столах лежат, смайлики с помощью этих смайликов выразите свое настроение, кто доволен собою, или же у кого ни все получилось.
Домашняя работа №1058 на странице 18