ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
Доклад
«Формы диагностики УУД по выявлению способных и одаренных детей на занятиях объединения «Берегиня»
(Выступление на МО художественного идекоративно-прикладного направления)
Иошина Оксана Владимировна,
руководитель объединения «Берегиня»
г. Новый Уренгой
2016 г.
Формы диагностики УУД по выявлению способных и одаренных детей на занятиях объединения «Берегиня»
Система дополнительного образования детей в России – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение, развитие личности. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей обучающегося; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
Перед педагогом дополнительного образования стоит основная цель – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие уобучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Ведущую роль в формировании УУД играет педагог. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Возможности обучения по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам декоративно-прикладного направления позволяют гораздо больше, чем по предметным программам. При соответствующем содержательном и методическом наполнении обучение, по даннымпрограммам, может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы образовательной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.
Занятия в объединении «Берегиня» имеют практико-ориентированную направленность. Их содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе, но и показывают, как использовать эти знания в разных сферах деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития обучающегося, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий в соответствии с ФГОСможно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- конкурсы, викторины, игры;
- мысленное воспроизведение картины;
- подведение итогов занятия;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Для диагностики личностных УУД на занятиях применяютсяигровые технологии.
«Цель игрового обучения – обеспечение личностного мотива усвоения УУД, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность».
Игра «ДА-НЕТКА». Загадывается, например, ухват, окоторымвпоследствии будут собирать информацию, или ложку, которая является предметом кухонной утвари. Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы таким образом, чтобы на них можно было ответить только словами «да», «нет», «и да и нет».
Игра «ПОЛЕ ЧУДЕС». Загадывается предмет, который пригодится на занятии, на экране - пустые клеточки по количеству букв в слове. Обучающиесяпытаются найти ответ. Пример: Загадан предмет, которым они пользуются почти на каждом занятии. Это линейка. Только она может быть разной - деревянной, пластмассовой, металлической… А для того, чтобы измерить фигуру человека, необходима сантиметровая лента.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание (чтение) схем;
- работа со словарями;
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Например, тест - «Проверь себя». Обучающиеся выполняют тест (кроссворд), затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным педагогом, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению (разгадыванию) кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и форм диагностикиУУД по выявлению способных и одаренных детей на занятиях объединения «Берегиня».
Осуществляя задачи развивающего обучения, педагоги накопили много разнообразных форм и методов диагностики универсальных учебных действий. Но основным методом мониторинга реализации программы УУД был и остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений.
А для педагога главное - помнить, что все обучающиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.И наша задача - помочь им в этом.