Кудряшова Н.Г., воспитатель ГПД
Формы и методы организации досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.
В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения целей. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.
Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют свои двигательные возможности. В дошкольном возрасте развитие движений идёт, главным образом, в направлении их усложнения. К семи годам совершенствуются связи двигательной области коры полушарий головного мозга с важным центром регуляции движений - мозжечком, созревают механизмы регуляции позы и совершения повторяющихся движений – ходьба, бега. У семилетнего ребёнка двигательный отдел мозга уже имеет структуру, как у взрослого. Поэтому становится тонкая регуляция работы мышц, требующаяся при письме. Структура движений в основном отработана, и главным становится повышение работоспособности за счёт количественного роста тела и совершенствования систем обеспечения мышц энергией.
У каждой игры есть определённые правила, которые должен соблюдать её участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей ГПД, их сначала надо научить, познакомить с правилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. Во время организации игр необходимо помнить, что целесообразнее предложить детям 2-3 известных для них игры и разучить одну новую.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети такого возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Рассмотрим подвижные игры, так как дети во второй половине дня, после уроков, очень подвижны.
Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.
Выбор игры зависит от рода занятий детей до, и после окончания игры. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, с мячом.
Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и между занятиями в кружках. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с программой по физической культуре с учётом закономерностей возрастного развития детей.
Подвижные игры имеют ярко выраженный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.
Для того чтобы обучить детей играм, привить любовь к ним, прочно ввести их в детский быт, в группах продлённого дня создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Игру следует, однако, не ограничивать этими рамками, а органично сочетать с другими видами деятельности.
При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:
1. Возраст играющих;
2. Помещение, для проведения игры;
3. Игры на воздухе;
4. Число участников;
5. Инвентарь для игр.
Ориентируясь на подготовку детей, условия окружающей местности, я стремлюсь к широкому использованию различных игр с первоклассниками. Так же учитываю индивидуальные возможности и способности.
Нельзя предавать забвению такое важное требование воспитательной работы, как учёт индивидуальных особенностей и здоровья детей. Чтоб жизнь ребёнка в группе продлённого дня не стала однообразной и утомительной дети должны находиться не в составе постоянных групп, а иметь возможность избирать занятия согласно своим склонностями и интересами.
С целью реализации этой важной задачи на базе группы продлённого дня ежедневно проводится занятия в кружках: Кукольный театр «Колобок», «Мягкая игрушка», «Умелые ручки», «Кройка и шитьё», «Весёлый карандаш».
Для многих детей время, проведённое в школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в школе реализуется возможности для непосредственного и тёплого общения ребёнка с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.
Эмоциональная сфера – сложный феномен психической жизни человека. Чёткого и однозначного определения эмоциональной сферы в науке пока не существует. Однако большинство психологов и педагогов едино во мнении, что основу её составляют собственно эмоции, чувства, настроение, потребности, мотивы. Формирование и воспитание высших чувств не может состояться при ущербности, дефицитности собственно эмоций.
Применение на занятиях кружка игровых сенсомоторных тренингов оказывает благотворное влияние на развитие эмоционально – волевой сферы детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме школы с группами продлённого дня складывается из таких видов, как гимнастика, физкультурные минутки, спортивный час, игры и развлечения на прогулках, спортивные секции.
Спортивный час введён в режим школы с группой продленного дня, с целью отдыха учащихся после уроков и «зарядки» для последующей деятельности. Известно, что наиболее эффективен отдых активный, насыщенный физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.
Специфические задачи спортивного часа – это разрядка умственного напряжения, противодействие развитию чрезмерного утопления, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности школьников, укрепление и здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовки. По результатам многих исследований полуторачасовой активный отдых, заключающийся в играх малой и средней подвижности, так же как и отдых, продолжительностью в один час, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.
На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащение детей занятиями подвижными играми, знанием эстафет и формирования у детей умения организованно играть в коллективе сверстников.
Спортивный час может быть очень разнообразным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям младших школьников.
К доступным можно отнести следующие виды движений:
ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на пятках и носках;
бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;
прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;
бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность, в различные цели;
лазанье, перелезанье, подлезание, пролезание через обручи, заборчики;
упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, скамейке, без предметов и с предметами;
эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.
Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности школьников. Было бы не верно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Особенно велики они в познавательном отношении. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственных последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.
Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Возможности такого восприятия очень велики. Зрительная оценка изменений в окружающем мире происходит у детей мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.
Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ученика с товарищами по группе и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Хотя эта информация в большинстве случаев не программируется и не поддаётся учёту во всём своём объёме, значимость её в познавательном отношении огромна.
Великое значение прогулки и в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.
Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные. Первая часть названия указывает доминирующие цели прогулки, определяющие её содержание. Вторая часть подчёркивает руководящую и направляющую роль воспитателя.
Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, маршрутные, темповые, вольные.
Спортивные прогулки следует проводить чаще, так как оздоровительное значение их, несомненно.
Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения заданий, состязания.
Темповые прогулки позволяют варьировать темп движения. В зависимости от времени, которым располагает воспитатель, они могут прерываться и изменяться по скорости.
Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами избирают цель, форму организации.
Образовательно-воспитательные прогулки выделяются в самостоятельную группу, т.к. на первый план здесь выходят познавательные цели, хотя значение оздоровительных и тем более воспитательных целей не уменьшается.
Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности ученика или коллектива.
Рациональной организации внеучебного времени, правильному распределению, чередованию и продолжительности по времени – способствует соблюдение режима дня.
Организация внеучебного времени учащихся должна не только способствовать сохранению благоприятного уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, смотреть телевизор и т.д.
Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности. При таком условии указанная деятельность оказывает положительное эмоциональное влияние на учащихся и благодаря этому улучшает функциональное состояние их организма.
8