«Формы и методы организации работы с учащимися «группы рискa»
"Группа риска" – это такая категория учащихся, которая требует особого внимания со стороны педагогов и других специалистов.
"Группу риска" составляют подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, общества, образовательного учреждения.
Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений.
Они плохо адаптируются к жизни в образовательном учреждении, конфликтуют с окружающими.
Работа с обучающимися «группы риска» включает в себя:
социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
выявление проблемных учащихся, начиная с первого курса, изучение его положения в семье;
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Для преодоления типичных отклонений в поведении учащихся «группы риска» используются следующие способы:
- социальные уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
- беседы («Воровство. Анализ причин и коррекция», «Семейная атмосфера»).
- индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями
Алгоритм работы с детьми «группы риска»
1. Выделение учащихся группы риска. Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистом заполняется матрица по определенным параметрам на всех детей. Происходит это при интервьюировании преподавателей, родителей и др. Для удобства выделяются 4 основные группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие. В результате определяются обучающиеся, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они и составляют «группу риска».
2. Сбор сведений о взаимоотношениях таких учащихся в лицее, группе, семье, ведя наблюдения на занятиях, переменах, обследуя домашние условия.
3. Проводение углубленной индивидуальной диагностики по параметрам личностного, интеллектуального развития.
4. Ведение картотеки , занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социального, психологического характера. При необходимости организуется психолого-медико-педагогический консилиум для определения маршрута обучения учащегося.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)
Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.