Формы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках истории.
Формы и методы работы с детьми ОВЗ с интеллектуальными нарушениями на уроках истории. Одна из актуальных проблем, с которой приходиться встречаться педагогам сегодня. Многих волнует вопрос, как совмещать работу, с учащимися успешно осваивающую программу с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Обратившись к просторам интернета и изучив специальную литературу, выяснилось, что идея интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии возникла в начале 60-х годов ХХ века.
В Конституции РФ и в Законе «Об образовании» утверждается то, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Так в Мари – Турекской школе наравне с учащимися, успешно усваивающими материал, обучаются дети с ОВЗ. Для них разрабатываются адаптированные программы. Такую программу составляю и я. На протяжении нескольких лет мне пришлось работать с разными детьми не только в качестве учителя - предметника, но и классного руководителя.
Каждый ребенок с ОВЗ имеет свои особенности. Можно выделить и общие проблемы, с которыми приходится работать на уроке: проблемы замедленного и ограниченного восприятия; недостатки речевого развития, недостаточная познавательная активность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, инфантильность, отсутствие желания учиться вообще и т. д.
Дети с ОВЗ, обучаясь в классе со здоровыми детьми, требуют особенного отношения и внимания, но при этом педагог не должен показывать особого отношения к данным детям, не должен замедляться темп урока. Кроме того, дети без ограничений по здоровью также должны получать достаточное внимание педагога, ведь впереди олимпиады, Всероссийские проверочные работы и Государственные экзамены. Поэтому на уроках истории перед учителем стоят сложные задачи. Совместить программу общеобразовательную с адаптированной.
И еще не упустить и остальных детей. Дать им полноценные знания.
Конечно, уроки истории для детей с ОВЗ имеют большое воспитательное и коррекционное значение.
Поэтому поиск и использование различных методов и форм является необходимым средством повышения эффективности учебного процесса.
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные; наглядные; практические; репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы
под руководством преподавателя)
Например для создания доброжелательной обстановки можно начать урок с эпиграфа, стихов.
При изучении темы «Крещение Руси» я использую стихи о князе Владимире.
Честь тебе, Владимир славный,
Русь крестивший в свете дней,
Красным Солнышком прозванный
За любовь к земле своей!
Это ты в родных сторонах
Христианства поднял стяг,
И Руси теперь крещеной
Никакой не страшен враг!
А для класса какой либо эпиграф к теме.
При ознакомлении учащихся с новыми знаниями при проверке домашнего задания использую метод беседы.
В ходе беседы перед учащимися ставятся вопросы, ответы на которые предполагают использование уже имеющихся знаний. В данном случае уместно использование дидактических игр.
Например: «Историческая разминка», «Снежный ком», «О ком речь?», «Жили ли они?», кроссворды, ребусы и многое другое.
К примеру, « Закончите предложение… ( Основными занятиями восточных славян были…», «Крещение Руси произошло в…… году», и.д.)
«Толстые» и «тонкие» вопросы. ( Кто лишний в списке? (Рюрик, Илья Муромец, Олег, Ольга – толстый вопрос. Почему? – тонкий вопрос.) Зачем? Сколько? Причем для детей с интеллектуальными нарушениями в соответствии со своей программой, а для остальных в соответствии со своей.
Таким образом, опираясь на имеющиеся знания, можно подвести учащихся к новой информации.
При изучении новой темы огромную роль играет наглядность. ( видеоматериалы (например, портреты исторических личностей определенной эпохи).,
презентации, иллюстративные таблицы, схемы, картины, карикатуры, элементы быта). Для уроков, посвященных культуре и быту, демонстрируется -Например, пояса, украшения в народном стиле. Такие украшения обычно вызывают большой интерес учащихся, желание их рассмотреть, потрогать.
Так же эффективна работа с плакатами и карикатурами. Урок можно начать с рассмотрения изображения, и обсуждения значимости тех или иных предметов, слов и т. д., что также наводит на тему и цель урока.
Для активизации деятельности по изучению темы на уроках истории часто используется работа с таблицами. Некоторые дети испытывают большие трудности при написании даже небольшого текста. Поэтому для таких детей, можно предложить таблицы с пропусками. Это позволит самостоятельно добыть информацию допустим из учебника. Так можно систематизировать знания о войнах)
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении .
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля (, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна. У ребят появляется желание выполнять задания. ( В ролике вы заметили, как повысилось настроение Ильи, а вот над Никитой еще стоит поработать).
Но ситуация успеха может «сорваться». Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха.
И здесь огромную роль играют, различны формы обучения.
«Путешествие»
Совершаются благодаря использованию видеороликов, исторических карт, документов.
«Игры конструкторские» (одень куклу – знакомство с историческим костюмом, Изобрази славянский поселок, вооружение воинов)
«Работа с исторической картой» (показать территорию, которое занимало государство, его столицу, соседей и многое другое)
«Иллюстративный материал» (составить рассказ, ответить на вопросы, изобразить)
В работе с детьми с ОВЗ необходимо огромное терпение, так как результат достигается не столь быстро как хотелось бы. В моей практике была девочка, знания которой были прочными. Были и те кто с трудом не только запоминал, но и писал.
Таким образом, для успешной работы с детьми с ОВЗ требуется сочетание различных условий: особое внимание к таким детям, тактичность, особая подготовка к занятиям, разнообразие заданий, смена деятельности на уроке, наглядность, а главное готовность самого педагога работать с детьми с особыми образовательными потребностями.