«Формы и методы работы с одаренными учащимися
на уроках английского языка»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование понятия «одаренные дети». Особенности воспитания и обучения способных учащихся 5
1.1. Реализации личностно-ориентированного педагогического подхода на этапе школьного обучения при работе с одаренными учащимися 6
1.3. Трудности, возникающие в работе с одаренными учащимися 10
Выводы по Главе 1 13
Глава 2. Практическое использование методов работы с одаренными учащимися на уроках иностранного языка 14
2.1. Использование методов и форм урочной и внеурочной деятельности 14
2.2. Методическое пособие в рамках работы с одаренными учениками 17
Выводы по Главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ВВЕДЕНИЕ
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Многие педагоги считают, что работа с одаренными учениками - это несложно. Они полагают, что одаренные ученики - это везение. Но это заблуждение. Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети».
Актуальность исследования заключается в том, что одаренные дети это будущее нашей страны, которые смогут реализовать не только свой интеллектуальный потенциал, но использовать его на благо государства.
Объектом исследования является психолого-педагогическое обоснование такого явления как одаренность.
Предметом исследования - психологические особенности одаренной личности.
Задачей исследования являются способы выявления и развития одаренного ученика на уроках иностранного языка.
Методы исследования делятся на те, которые применяются на теоретическом уровне:
анализ научной литературы по данной теме,
анализ и синтез полученной нами информации,
сравнение существующих методов активизации учебной деятельности и выявление наиболее значимых и успешных,
и на практическом уровне:
анализ педагогического опыта ведущих педагогов,
научное наблюдение,
обобщение опыта преподавания учителей,
пробное обучение с использованием существующих методик работы с одаренными учениками.
Ниже мы рассмотрим данные вопросы и предпримем попытку решить насущные проблемы воспитания и образования одаренных учащихся.
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование понятия «одаренные дети». Особенности воспитания и обучения способных учащихся
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной особенностью для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Рассматривая особенности одаренных детей на психологическом уровне, можно прийти к выводу, что эти дети отличаются по многим параметрам от среднестатистического большинства, но тем самым представляют особую трудность в работе с ними.
1.1. Реализации личностно-ориентированного педагогического подхода на этапе школьного обучения при работе с одаренными учащимися
Роль учителя в системе определения творческого потенциала обучающихся является определяющей и заключается в ниже перечисленных подходах:
реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие одаренности детей повышенного уровня обучаемости;
изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения, которые позволят обнаружить и развить ту самую одаренность ребенка.
Педагогическая система строится на следующих базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней; свободы, необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самобытности», изначальными компонентами которого являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных учеников должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Это позволяет дать толчок развитию индивидуальности творческой личности. В этот период большинство детей открыты для всего нового, непознанного, креативного, поэтому их легко заинтересовать игровыми заданиями, разнообразными вариативными методами работы и возможностью выбора упражнений по индивидуальному плану.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учащимися:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Таким образом, проанализировав функции педагогов в работе с одаренными учениками, можно сделать вывод, что реализации личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности и является главной задачей педагога.
1.2. Условия успешной работы с одаренными учениками
Условиями продуктивной деятельности с одаренными учениками является осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению; создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми, а также включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Учитель для одаренного ученика является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Исходя из выше изложенного материала, можно предложить следующие формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Наиболее часто используемые формы работы с одаренными учащимися - это факультативные занятия, а также занятия исследовательской деятельностью и участие в олимпиадах.
1.3. Трудности, возникающие в работе с одаренными учащимися
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей:
1. Создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности.
К ним можно отнести:
вычленение критериев одаренности,
выявление детей по данным критериям,
изучение их интересов и начального уровня развития.
Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку:
теоретической основы и практических планов коллективных,
групповых и индивидуальных занятий,
действий по анализу и систематизации педагогической деятельности.
2. Воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами.
Педагогические программы развития одаренных учеников необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.
Одаренность - сложное явление, которое имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д.
К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д.
Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность - поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором - конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.
Выводы по Главе 1
Одаренность представляет собой сложное явление, характеризующиеся качественным и своеобразным сочетание способностей, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
Одаренный ребенок выделяется яркими, выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в тои или ином виде деятельности.
Раскрытие одаренных детей и развитие их способностей является одной из важнейших задач цивилизованного общества. Соответственно, роль педагога в системе определения творческого потенциала обучающихся является определяющей.
Выявление способных учащихся должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Это позволяет дать толчок развитию индивидуальности творческой личности, так как в этот период большинство детей открыты для всего нового, креативного, поэтому их легко заинтересовать разнообразными вариативными методами работы и возможностью выбора упражнений по индивидуальному плану. Условиями продуктивной деятельности с одаренными учениками являются усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению; создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми, а также взаимодействие учителя с одаренным учеником, направленное на оптимальное развитие способностей, имеющее характер помощи и поддержки.
Глава 2. Практическое использование методов работы с одаренными учащимися на уроках иностранного языка
В работе с одарёнными учащимися используются разнообразные формы и методы преподавания и современные технологии.
Самыми распространенными среди них являются:
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
кружки иностранного языка;
клубы интернациональной дружбы;
интеллектуальные марафоны и конкурсы;
участие в олимпиадах;
научно-исследовательские конференции;
использование элементов современных технологий (проектов, методик 4К, портфолио, игровые технологии на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным учеником - это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
План индивидуальных занятий с обучающимся включает в себя:
Определение темы консультаций,
Выбор формы контроля по предмету: тесты, вопросы, проекты,
Предоставление темы, плана, основных вопросов, понятий и терминов,
Список необходимой литературы,
Задания для самопроверки.
2.1. Использование методов и форм урочной и внеурочной деятельности
Основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью разрабатываются и используются на уроках система упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у учеников к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Для индивидуальной работы на уроке с такими учениками используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, ресурсы интернета).
Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков. Одарённым ученикам даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и муниципальным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке.
При подготовке к уроку необходимо продумать дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее «схватывают» материал. Одним из увлекательных заданий повышенной трудности для сильных учеников является задание «Ассистент учителя».
Таким образом, «сильные» дети могут в рамках урока проводить либо «веселые минутки», разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д., либо по конкретному тематическому заданию вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины и конкурсы. Благодаря такому приему «опережающий» ученик не выставляет себя и не противопоставляет себя классу, а работает на него.
К примеру, ученик получил от учителя задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Следовательно, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.
На среднем этапе обучения применяются лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить:
- перефразировать предложение;
- найти ошибку в предложении;
- заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу;
- расставить фразы в диалоге в нужном порядке.
На старшем этапе обучения успешно используются технология дебатов и дискуссий, мини-конференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания. Например:
1. дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;
2. дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.
Одарённые ученики - это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых учащихся, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, необходимо максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Наиболее привычными и полюбившимися являются следующие мероприятия:
проведение предметного дня английского языка,
проведение олимпиад по иностранным языкам,
система факультативных и кружковых занятий,
проведение творческих конкурсов,
проведение интеллектуальных игр по страноведению,
выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке.
2.2. Методическое пособие в рамках работы с одаренными учениками
I. Конспект фрагмента урока английского языка (8 класс) Тема: «СМИ. Кино и телевидение»
Образовательные цели:
Развитие навыков аудирования.
Развитие навыков диалогической речи.
Развитие лексико-грамматических навыков.
Развивающие цели:
Развитие познавательной мотивации учащихся.
Развитие коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.
Воспитательные цели:
Воспитание толерантного отношения к достижениям культуры англо-говорящих стран.
Время: 30 минут.
Место: класс.
Учебно-материальное обеспечение:
Видеофрагмент мультфильма.
Компьютерная презентация.
Упражнения для выполнения на уроке.
Тестовые задания.
Рефлексия.
Литература:
Биболетова, М.З., Трубанева Н.Н., Английский язык с удовольствием / Enjoy English. Учебник английского языка. - М.: Титул, 2019.
Барашкова, Е.А. Грамматика английского языка: Сборник упражнений. Часть 2: 8 класс: к учебнику М.З. Биболетовой и др. Английский язык с удовольствием / Enjoy English. - М., 2017.
Vince, M. English Grammar and Vocabulary. Language Practice. - Издательство Macmillan, 2010.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Организационный момент.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.
Образно-эмоциональная учебная ситуация, создающая условия для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.
1. С целью актуализации эмоционального образа у учащихся и включения их в урок учитель предлагает посмотреть видеофрагмент из мультфильма «Рапунцель. Запутанная история» / «Tangled», в котором представлена ситуация, позволяющая определить при помощи наводящих вопросов тему урока. Предлагаемый фрагмент имеет длительность 2 минуты. С помощью этих зрительных образов происходит эмоциональное погружение учащихся в атмосферу занятия, сосредоточение внимания, активизация мыслительной деятельности учащихся, возникновение познавательного интереса. После просмотра фрагмента учащимся предлагается сформулировать тему урока, определить цели и задачи.
2. Выполнение подстановочного упражнения, которое используется как основа для диалога.
3. Аудирование текста о просмотре мультфильма.
4. Выполнение тренировочных упражнений для совершенствования использования страдательного залога по типу:
5. Тестовое задание.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Заключительное высказывание учителя и учеников.
Домашнее задание: написать письмо о последнем просмотренном мультфильме.
II. Разработка внеклассного мероприятия (квеста) по англоязычному мультфильму «Рапунцель. Запутанная история» / «Tangled» Учащиеся просматривают англоязычный мультфильм на занятии или дома и после просмотра выполняют следующие задания.
Task 1. Arrange the parts of the text in the right order to get the plot of the movie «Tangled»
A. Royal soldiers led by Maximus arrive at the pub in search of Flynn. Rapunzel and Flynn escape through a passage, but they find themselves trapped in a flooding cave. Resigned to their fate, Flynn reveals his real name, Eugene Fitzherbert, and Rapunzel reveals that her hair glows when she sings. They use the light to escape the cave and take refuge in the forest. That night, Gothel, now in league with the Stabbingtons, gives the crown to Rapunzel and suggests using it to test Eugene's loyalty.
B. There, Rapunzel suddenly recognizes the symbol of the kingdom, which she has subconsciously incorporated into her paintings over the years. Realizing that she is the long-lost princess for whom the people send the lanterns, she angrily confronts Gothel. At the same time, Maximus and the Duckling thugs help Eugene escape captivity, and Maximus rushes him back to Gothel's tower. Eugene enters by climbing Rapunzel's hair, only to find Rapunzel chained and gagged. Gothel stabs Eugene and tries to flee with Rapunzel. Rapunzel agrees to go willingly if Gothel allows her to heal Eugene first. Wanting her to be free, Eugene cuts off her hair, which turns brown and loses its magic, causing Gothel to age rapidly. Enraged, Gothel accidentally falls out the window to her death, becoming dust before hitting the ground. Eugene confesses his love once more and dies.
C. On the eve of her eighteenth birthday, Rapunzel asks to leave the tower and discover the lanterns' source, but Gothel refuses. Meanwhile in the kingdom, a thief named Flynn Rider steals Rapunzel's intended crown from the palace and ditches his partners, the Stabbington brothers, while fleeing. He takes refuge with the crown in Rapunzel's tower, but Rapunzel knocks him unconscious and hides him in the closet. Gothel returns, and Rapunzel tries to show Flynn to her to demonstrate her readiness for the "dangerous" outside world. However, Gothel still dismisses her.
D. A heartbroken Rapunzel mourns for Eugene, but one of her tears, still containing the flower's magic, lands on his cheek and restores his life. The two return to the kingdom where the King and Queen reunite with their daughter and pardon Eugene. Finally, after a time, Rapunzel marries Eugene.
E. Rapunzel sends Gothel away on a three-day journey to acquire paints. With Gothel gone, Rapunzel hides the crown from Flynn and leverages it to persuade him to escort her to see the lanterns for her birthday. Along the way, Flynn brings Rapunzel to the Snuggly Duckling, a pub filled with menacing thugs, who initially try to capture the wanted Flynn, but Rapunzel charms them instead. Meanwhile, Gothel encounters Maximus, a palace horse determined to capture Flynn. Recognizing that kingdom guards may be closing in on her hidden tower, she returns there to check on Rapunzel, but she only discovers Flynn's satchel with the stolen crown and she goes after the pair.
F. In the morning, Maximus finds the pair and tries to arrest Flynn, but Rapunzel dictates a truce in honor of her birthday. The group reach the kingdom and enjoy the birthday festivities; this culminates in an evening cruise as the King, Queen, and townsfolk release the lanterns. There, Rapunzel gives Eugene the crown for fulfilling her dream of seeing the lanterns in person. They confess their love and are about to kiss when Eugene notices the Stabbingtons on the shore. He leaves Rapunzel to give them the crown as an apology, but they assault him and tie him to a boat headed for the palace. Eugene is detained while the brothers convince Rapunzel that Eugene has abandoned her. Gothel stages a rescue by disabling the brothers and returns with Rapunzel to the tower.
G. Long ago, a drop of liquid sunlight sprouts a magical healing flower. For centuries, Mother Gothel has used the flower to retain her youth, and she is angered when soldiers from a nearby kingdom pluck it to heal their ailing and pregnant queen. Shortly afterward, the Queen gives birth to Princess Rapunzel, whose golden hair contains the flower's healing properties. Gothel tries to steal a lock of Rapunzel's hair to use the magic once again, but discovers that cutting the hair renders it powerless. She instead abducts Rapunzel and raises her as her own in a secret tower. In order to keep the confined and isolated Rapunzel content, Gothel teaches her to fear the outside world and its people. Each year, the King and Queen release sky lanterns on Rapunzel's birthday, hoping for their daughter to see them and return. She has known that those lanterns were meant for her, her entire life. A couple times she tries to convince Mother Gothel to let her out, but Gothel does not let her.
Task 2. Answer the questions by choosing the correct answer
1. Who is Rapunzel?
a - A princess
b - A maid
c - A fairy
2. What is the flower that heals Rapunzel's mother called?
a - The Rapunzel
b - The Gold Shimmer Flower
c - The Yellow Golden Flower
d - The Sundrop Flower
3. Why does Mother Gothel steal the baby princess?
a - Because she wanted a child
b - So that she could have the power of the Flower.
c - Because she hated the King and Queen
d - A vile Purpose
4. What color does Rapunzel's hair turn when it gets cut?
a -White
b- Black
c- Brown
d - A lighter blonde
5. What is Flynn's reputation?
a - Kingdom's Greatest Baker
b- Kingsom's Greatest Blacksmith
c - Kingdom's Greatest Thief
d - Kingdom's Greatest Soldier
6. What does Flynn steal?
a - A Necklace
b - A Crown
c - An Anklet
d- A Hairpin
7. What is the name of the horse who is going after Flynn?
a - Maximus
b - Maxidus
c - Maxi
d - Maxibus
8. Why does Flynn climb into the tower?
a - To save Rapunzel
b - To hide from Max
c - To go on a vacation
d - To hide
9. What is the deal that Rapunzel and Flynn strike?
a - Flynn gets the crown after taking Rapunzel to see the lights
b - Rapunzel gets to keep the crown after helping him capture the castle
c - Flynn gets the crown after helping Rapunzel escape the tower
d - Rapunzel escapes the tower with Flynn's help and he remains there with the hidden crown
10. Where does Rapunzel finally get to see the lights?
a - On a rooftop
b - laying on the grass
c - On a boat
d - from her tower
11. What happens when Rapunzel's magical hair is cut?
a - It's preservable
b - It turns brown and loses the magic
c - It turns brown but retains the magic
d - It withers away to dust
12. How was Flynn saved?
a - Rapunzel's Tears
b - Pascal woke him up again with the tongue in ear trick
c - Maximus kicked him alive
d - Medicines
13. What happened to Maximus?
a - He became the head of the guard
b - Leading Horse
c - Flynn's guidance councellor
14. How does this story end?
a - ..And they all died tortuous deaths
b - ..And they all live Happily Ever After
Task 3. Match the description with the picture
1. a young princess, kidnapped by mother Gothel from the king and queen when she was still a baby. She has long (over 21 meters) golden hair and large emerald green eyes. She wears a purple and pink dress. She walks exclusively barefoot.
2. the main thief of the kingdom with a rather attractive appearance. From childhood he was an orphan and was brought up in an orphanage.
3. an old witch, the main villain of the film. Likes to sing songs. Manipulative and greedy woman, very eccentric and cunning. She once kidnapped Rapunzel from her real parents, the king and queen.
4. a chameleon and Rapunzel's best friend. Since they cannot communicate verbally, the hostess understands him by color change and facial expressions.
5. the horse of the captain of the royal guard, who decided by all means to catch the dangerous criminal Flynn Ryder.
a
)
b)
c)
d)
e)
Task 4. Translate the following sentences into Russian
1. The Queen gives birth to Princess Rapunzel, whose golden hair contains the flower's healing properties.
2. Each year, the King and Queen release sky lanterns on Rapunzel's birthday, hoping for their daughter to see them and return.
3. A thief named Flynn Rider steals Rapunzel's intended crown from the palace.
4. Rapunzel reveals that her hair glows when she sings.
5. Rapunzel suddenly recognizes the symbol of the kingdom, which she has subconsciously incorporated into her paintings over the years.
Task 5. What is hidden in the pictures?
1. Where does Rapunzel live?
_____________________
2. WHat does she hold?
___________________
3. What is hanging from the tree?
_______________________
4. What is sitting on the skillet?
_
________________________
5. What did Rapunzel draw on the square grounds?
__________________
Выводы по Главе 2
В работе с одарёнными учащимися необходимо использовать разнообразные формы и методы преподавания. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным учеником - это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающегося. С этой целью разрабатываются и используются на уроках система упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера.
Таким образом, педагогическое сопровождение одаренных учащихся - это сложный, многоступенчатый процесс, в котором задействованы психологические, интеллектуальные, индивидуальные основы ученика и педагога. При этом методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться определенным своеобразием. Одаренные ученики должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это создает условия для социальной адаптации одаренных учеников и для максимально возможного развития всех учащихся школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении такого ученика может реализовываться стратегия ускорения, то есть в первую очередь изменение скорости обучения. Стратегия ускорения должна сочетаться со стратегией обогащения и/или углубления. Одаренный ученик должен получать дополнительный материал к традиционным курсам и большие возможности развития мышления. Программы должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний и на развитие умственных операций.
Подводя итоги, следует сказать, что выявление, развитие, сопровождение творческих учеников - это процесс крайне трудный, кропотливый и требующий высокой степени профессионализма педагога. Чтобы воспитать одаренного ребенка нужно и самому учителю быть креативным и творческим. Воспитание одаренного ученика требует от педагога постоянного развития своих способностей и желания провести его спокойно по пути познания, оставив в стороне желание дать готовую информацию, таким образом, лишая его радости самостоятельного нахождения знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества [Текст] // - Казань, 2007.
2.Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3-е изд. / Е. С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
3.Волков, И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989. - 56 с.
4. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991. - 79 с.
5.Долгушина,Н.И. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, с. 8-12.
6.Майорова, К.В. Как работать с одаренными детьми [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://activityedu.ru/Blogs/method/kak-rabotat-s-odarennymi-detmi/
7.Кочурова, О.И., Синюк, О.А. Проект «Развитие одаренных детей вусловиях общеобразовательной школы» // Муниципальное образование:инновации и эксперимент. – 2010. – №5. – с. 43 – 45.
8.Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института [Текст] // Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
9.Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70–72.
10.Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 2005.
11.Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии [Текст] // ИЯШ - 1982. - № 4. С. 5 – 17.
12.Митин, А.Н. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19.
13.Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. [Текст]// - М.: Арманов-центр, 2010.
14.Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции // Научный редактор Л.П. Дуганова. - Москва, 2003.
15. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса.- М., 2000.
16.Савенков, А.И. Одаренные дети в школе и дома. - М., 2000.
17.Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования[Текст] // - Москва: Просвещение, 2009 г.
18.Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования [Текст] // - Москва: Просвещение, 2009 г
13.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] // - М., 2003.
20.Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. - М., 1991.
21.Штерн, В.А. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Правильные ответы к заданиям внеклассного мероприятия (квеста) по англоязычному мультфильму “Рапунцель. Запутанная история / “Tangled”.
Task 1. Arrange the parts of the text in the right order to get the plot of the movie “Tangled”
Key:
G. Long ago, a drop of liquid sunlight sprouts a magical healing flower. For centuries, Mother Gothel has used the flower to retain her youth, and she is angered when soldiers from a nearby kingdom pluck it to heal their ailing and pregnant queen. Shortly afterward, the Queen gives birth to Princess Rapunzel, whose golden hair contains the flower's healing properties. Gothel tries to steal a lock of Rapunzel's hair to use the magic once again, but discovers that cutting the hair renders it powerless. She instead abducts Rapunzel and raises her as her own in a secret tower. In order to keep the confined and isolated Rapunzel content, Gothel teaches her to fear the outside world and its people. Each year, the King and Queen release sky lanterns on Rapunzel's birthday, hoping for their daughter to see them and return. She has known that those lanterns were meant for her, her entire life. A couple times she tries to convince Mother Gothel to let her out, but Gothel does not let her.
C. On the eve of her eighteenth birthday, Rapunzel asks to leave the tower and discover the lanterns' source, but Gothel refuses. Meanwhile in the kingdom, a thief named Flynn Rider steals Rapunzel's intended crown from the palace and ditches his partners, the Stabbington brothers, while fleeing. He takes refuge with the crown in Rapunzel's tower, but Rapunzel knocks him unconscious and hides him in the closet. Gothel returns, and Rapunzel tries to show Flynn to her to demonstrate her readiness for the "dangerous" outside world. However, Gothel still dismisses her.
E. Rapunzel sends Gothel away on a three-day journey to acquire paints. With Gothel gone, Rapunzel hides the crown from Flynn and leverages it to persuade him to escort her to see the lanterns for her birthday. Along the way, Flynn brings Rapunzel to the Snuggly Duckling, a pub filled with menacing thugs, who initially try to capture the wanted Flynn, but Rapunzel charms them instead. Meanwhile, Gothel encounters Maximus, a palace horse determined to capture Flynn. Recognizing that kingdom guards may be closing in on her hidden tower, she returns there to check on Rapunzel, but she only discovers Flynn's satchel with the stolen crown and she goes after the pair.
A. Royal soldiers led by Maximus arrive at the pub in search of Flynn. Rapunzel and Flynn escape through a passage, but they find themselves trapped in a flooding cave. Resigned to their fate, Flynn reveals his real name, Eugene Fitzherbert, and Rapunzel reveals that her hair glows when she sings. They use the light to escape the cave and take refuge in the forest. That night, Gothel, now in league with the Stabbingtons, gives the crown to Rapunzel and suggests using it to test Eugene's loyalty.
F. In the morning, Maximus finds the pair and tries to arrest Flynn, but Rapunzel dictates a truce in honor of her birthday. The group reach the kingdom and enjoy the birthday festivities; this culminates in an evening cruise as the King, Queen, and townsfolk release the lanterns. There, Rapunzel gives Eugene the crown for fulfilling her dream of seeing the lanterns in person. They confess their love and are about to kiss when Eugene notices the Stabbingtons on the shore. He leaves Rapunzel to give them the crown as an apology, but they assault him and tie him to a boat headed for the palace. Eugene is detained while the brothers convince Rapunzel that Eugene has abandoned her. Gothel stages a rescue by disabling the brothers and returns with Rapunzel to the tower.
B. There, Rapunzel suddenly recognizes the symbol of the kingdom, which she has subconsciously incorporated into her paintings over the years. Realizing that she is the long-lost princess for whom the people send the lanterns, she angrily confronts Gothel. At the same time, Maximus and the Duckling thugs help Eugene escape captivity, and Maximus rushes him back to Gothel's tower. Eugene enters by climbing Rapunzel's hair, only to find Rapunzel chained and gagged. Gothel stabs Eugene and tries to flee with Rapunzel. Rapunzel agrees to go willingly if Gothel allows her to heal Eugene first. Wanting her to be free, Eugene cuts off her hair, which turns brown and loses its magic, causing Gothel to age rapidly. Enraged, Gothel accidentally falls out the window to her death, becoming dust before hitting the ground. Eugene confesses his love once more and dies.
D. A heartbroken Rapunzel mourns for Eugene, but one of her tears, still containing the flower's magic, lands on his cheek and restores his life. The two return to the kingdom where the King and Queen reunite with their daughter and pardon Eugene. Finally, after a time, Rapunzel marries Eugene.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
G | C | E | A | F | B | D |
Task 2. Answer the questions by choosing the correct answer
Keys:
1. a
2. d
3. b
4. c
5. c
6. b
7. a
8. b
9. a
10. c
11. b
12. a
13. a
14.b
Task 3. Match the description with the picture
Keys:
1. c
2. a
3. b
4. d
5. e
Task 4. Translate the following sentences into Russian
Keys:
1. Королева родила принцессу Рапунцель, золотые волосы которой обладают целебными свойствами цветка.
2. Каждый год Король и Королева выпускают небесные фонарики в день рождения Рапунцель, надеясь, что их дочь увидит их и вернется.
3. Вор по имени Флинн Райдер крадет корону Рапунцель из дворца.
4. Рапунцель раскрывает секрет, что ее волосы светятся, когда она поет.
5. Рапунцель внезапно узнает символ королевства, который она подсознательно включала в свои картины на протяжении многих лет.
Task 5. What is hidden in the pictures?
Keys:
1. a secret tower
2. a pie
3. a bag
4. Pascal
5. the sun