Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Милютинская средняя общеобразовательная школа
Выступление на тему:
«Формы и методы работы
учителей начальных классов
в рамках проекта
«150 культур Дона»»
Подготовила: учитель начальных классов
Бондарева Екатерина Павловна
Апрель, 2019 г.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа, толерантность к культурам и традициям близких народов. Знание культуры народов Дона, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины, грамотных, гармоничных, культурно и социально развитых личностей. Воспитанные на духовных ценностях школьники смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
В этом году Милютинская школа получила право на внедрение учебно - методических материалов в образовательный процесс, проведение учебных, спортивных и творческих мероприятий по изучению истории Украины, ее достижений в различных сферах общественной жизни, ее культуры и языка.
На основе участия в областном образовательном проекте «150 культур Дона» учителями начальной школы были составлены тематические планирования, нацеленные на вовлечение школьников в культурную среду Малороссии. Согласно плану на знакомство с Украиной отводится один час в неделю. Место в образовательном процессе – внеурочная деятельность, динамические паузы. Некоторые темы могут быть включенными в уроки физической культуры, технологии, литературного чтения.
Цель работы - формирование российской идентичности гражданина Российской Федерации на основе многонационального культурного наследия.
Педагоги и учащиеся начальной школы знакомятся с традициями и обычаями украинского народа. Проводятся внеклассные мероприятия, классные часы, организуются этноспортивные игры, уроки прикладного творчества, оформляются красочные выставки, отражающие культуру и традиции этих народов.
В ходе подготовки к данным мероприятиям учителями и учащимися школы была проведена исследовательская и поисковая работа по ознакомлению и определению ценностного ядра изучаемой национальной культуры Украины. Начали с изучения истории страны. Выявили исторические корни народа, проследили путь представителей этой национальности к нам на Дон.
Чтобы понять другой народ, нужно побывать у истоков зарождения этноса и его уникальной культуры. Для этого ребята побывали на заочной экскурсии по Украине. Были проведены беседы с демонстрационным материалом на темы «Украина в символах», «Народы Украины», «Быт и традиции народов Украины». Дети узнали о государственной символике страны, о национальном составе, о крупных городах и достопримечательностях Украины. Познакомились с бытом, народным промыслом, национальным колоритом.
На уроках физкультуры учащихся 1 – 4 классов знакомили с народными играми малороссов: «Хлибчик»; «Чаклун»; «Вовк та козинята», «Чакля»; «Дзвон», «Захованый дзвиночок», «Горобци – стрыбунци». Украинские народные подвижные игры позволяют не только развлечься, но и передают традиции народа. Названия игр, песенки и заклички, употребляемые в этих играх, знакомят детей с особенностями украинской речи.
Национальный язык является непреходящей ценностью для народа, образующий ядро его культуры. Учащимся особенно интересно познавать українську мову, так как многие слова созвучны с русскими. К тому же наш Донской край богат заимствованными словами. Эту тему подробно раскрыл ученик 4- б класса Синицын Игорь в исследовательском проекте «О чем говорят бабушки? Создание словаря диалектных слов Милютинского района». В работе раскрывается вопрос появления украинских слов в местном диалекте, приводятся примеры разговорной речи и значение некоторых слов.
Большое внимание в начальной школе было уделено литературе малороссов. В классе читали сказки: «Волчья колядка», «Как лиса-монахиня петуха исповедовала», «Как кот ходил с лисом сапоги покупать», « Серко», « Золотоволосая Ялена», « Про бедного парубка и царевну» и другие. Ребята готовили сообщения о персонажах украинской мифологии. Соревновались в отгадывании загадок. Слушали стихи украинских поэтов.
Неотъемлемой частью каждой культуры является музыка. Особенно интересно для детей было прослушивание украинских мелодий, как народных, так и современных, авторских. Украинская музыка чрезвычайно звонкая и колоритная, очаровывающая с первых нот.
На занятиях прикладного искусства ребята лепили фигурки украинцев, передавая детали одежды, головных уборов. В той же техники учились изготавливать игрушки – свистульки в образе птиц и животных. Так же учащиеся приняли участие в изготовлении куклы – оберега украинской мотанки. Прежде узнали об истории этих кукол, видах, предназначении и технологии выполнения.
Еще одним видом проводимой работы являются выставки рисунков на заданную тематику. Раскрашивая и прорисовывая элементы национальной одежды, бытовых предметов, национальных символов ребята надежно закрепляют полученные знания об изучаемой культуре.
В рамках проекта «150 культур Дона» основное внимание уделяется формированию следующих духовных ценностей: украинской культуры, любви к Родине, трудолюбию, толерантности, сохранению и пропаганде традиций и обычаев народа Украины, воспитанию экологической культуры, формированию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся. До конца 2019 года будем стремиться выполнить поставленную цель. В проект вовлечены учащиеся начальной школы, педагоги и родители. Работа в рамках проекта показала, что учащиеся с увлечением работают по выбранным направлениям. Во время проведения мероприятий происходит формирование общекультурных компетенций, то есть приобщение детей к традиционным нравственным ценностям культуры: формирование толерантного, гуманного отношения и уважения к национальным различиям, стремление к культурному взаимодействию; формирование стремления к заботе о благосостоянии семьи, нации, этноса, поддержание межэтнического мира и согласия, формирование осмысленного отношения к межкультурным и межнациональным проблемам современного общества.