Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество),
любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
(БСЭ)
Патриотическое воспитание граждан в российском законодательстве понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Рассмотрим актуальные задачи патриотического воспитания в РФ:
создание системы патриотического воспитания;
совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
расширение привлечения к участию в патриотическом воспитании научных учреждений, общественных организаций (объединений), трудовых коллективов, отдельных граждан;
повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превращение их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Принимая во внимание важность государственной проблемы, философы, педагоги, социальные педагоги - В.Н.Гуров, Н.Д.Никандров, В.К. Шаповалов, Г.Н.Филонов исследуют проблемы гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности.
Ученые считают, что данную образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве как наиболее благоприятном для формирования социальной ответственности и творческой активности, иначе говоря, гражданственности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, A.C. Венгр, JI.A. Венгр, В.В.Давыдов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). В большинстве сложившихся мнений заложена мысль, что основы знаний о гражданских качествах личности у ребенка необходимо закладывать в семье (А.Ю. Гранкин, В.Н. Гуров, Н.З. Гасанов, C.B. Дармодехин, Г.Н. Филонов), детском дошкольном учреждении (С.А. Козлова,), в общеобразовательной школе (И.В. Бестужев-Лада, Б.Т. Лихачев) как можно раньше.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданское воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой цель гражданского воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса гражданского воспитания.
Под патриотизмом и гражданственностью понимается любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.
В образовательном учреждении работа по гражданскому, патриотическому воспитанию осуществляется, как правило, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассных мероприятий.
Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Богатые возможности для формирования гражданского мировоззрения учащихся имеют интегрированные уроки, основное преимущество которых в том, что они позволяют с различных сторон познавать явление или предмет изучения.
Удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер помогают нестандартные уроки. С целью осуществления гражданского воспитания школьников классов целесообразно использование следующих форм нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр, уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки мудрости, уроки мужества), уроки, напоминающие публичные формы общения (диалог, телемост, «живая газета», устный журнал).
Процесс гражданского воспитания, прежде всего, должен в себя включать создание таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувство любви к Родине, восхищение ее героической историей, мужественностью и храбростью патриотов. Богатый материал по этим вопросам содержит программа по истории. Большое эмоциональное влияние оказывают литературные произведения. Реально переживать чувство привязанности к родной земле помогает краеведческая работа, походы и паломнические поездки к святым местам, уход за памятниками воинам, туристско — краеведческая работа, историко — этнографические экспедиции, празднование юбилейных дат, связи с воинскими частями. Необходимо, чтобы у учащихся развивалось и такое чувство, как привязанность к родным местам. Способствовать этому может создание педагогами ситуаций, сопровождающихся яркими эмоционально — чувственными переживаниями.
Чувство любви к Родине должно быть обязательно осмыслено детьми. Этому способствует создание ситуаций для его проявления в различных видах деятельности и поведения. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно — художественные концерты. Важно, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность Родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь, достоинство.
Большое значение для эффективности гражданского воспитания имеет внеклассная воспитательная работа, формы которой очень разнообразны. В зависимости от количества вовлеченных в воспитательную деятельность участников, выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповые, коллективные, массовые.
Для решения одной из важных задач гражданского воспитания в коррекционных классах - формирования навыков социального взаимодействия с группой сверстников, большие возможности представляют коллективные формы воспитательной работы.
Эффективна в общеобразовательной школе в коррекционных классах такая форма коллективной воспитательной работы как классный час, основным компонентом которого является беседа классного руководителя с учащимися на заранее спланированную тему.
Одной из наиболее эффективных форм гражданского воспитания школьников является коллективное творческое дело, в методике проведения которого выделяют четыре основных компонента: коллективную деятельность по улучшению окружающей жизни; проявление творчества; сменяемость всего актива; особую позицию педагога.
Массовые формы обеспечивают возможность взаимообогащения, способствуют развитию каждого ученика, создают условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов и навыков коллективного труда; помогают привить им принципы, которые формируют активную жизненную позицию гражданина.
Важное место в гражданском воспитании школьников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), способствующие созданию эмоциональной атмосферы занятия, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала.
Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой Родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки).
Большие воспитательные возможности для формирования гражданственности младших школьников заключены в словесных методах обучения. В рассказах, беседах, объяснении дети получают возможность увидеть не только обращенный к ним факт, но и воспринять дух отношений, принятых в обществе.
Наиболее эффективным из наглядных методов является метод наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем его учат, развиваются терпение, настойчивость – качества, необходимые для формирования гражданской самостоятельности и активности.
Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.
Охарактеризуем наиболее эффективные для гражданского воспитания младших школьников методы организации деятельности.
Сущность метода приучения заключается в практической деятельности с учащимися, основной функцией которой является выработка умений и навыков гражданского поведения. Эффективность этого метода обусловлена тем, что он оказывает большое влияние и на формирование сознания, обеспечивая подкрепление формирующихся убеждений в деятельности.
Суть метода поручения заключается в определении воспитанникам и выполнении ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Выполнение поручений способствует формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.
Применение метода требования эффективно при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным, в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство, требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться воспитанниками как общественные.
В гражданском воспитании младших школьников большое значение имеют методы формирования сознания. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ существа дела с объяснениями его важности и полезности. Большую значимость на этом возрастном этапе имеет пример.
Суть метода заключается в формировании определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. В качестве образца могут использоваться примеры родителей, близких люде, великих ученых и общественных деятелей, героев художественной литературы, кино, а также личный пример учителя.
Для достижения наибольшей эффективности гражданского воспитания младших школьников, кроме основных методов используются дополнительные методы стимулирования, направленные на стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения – поощрения, или коррекцию неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий – наказания.
В качестве поощрений используются одобрение, похвала, благодарность, награда, в качестве наказаний - порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей. Важно выбирать наказания, которые бы не унижали достоинства учащихся.
Анализ педагогического опыта показывает, что сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного возраста в условиях внеклассной и внешкольной деятельности проявляются: в потребности в активном участии в торжественных мероприятиях; в стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро и микромире, в осознании личностной ответственности перед детским и взрослым коллективом; в потребности в выполнении общественных поручений; в проявлении нравственно-этических личностных качеств в процессе общения с взрослым и детским миром; в стремлении повысить экологический статус родного города, поселка за счет актуализации данной проблемы в литературной, изобразительной, трудовой деятельности; в стремлении нести личную ответственность при сохранении исторических, военно-патриотических, архитектурных памятников; в отражении личностных патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной деятельности.
Итак, гражданское воспитание понимается как совокупность интегрированных качеств личности младшего школьника, проявляющихся в различных видах творческой деятельности и отношениях каждого индивида при выполнении основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности своему Отечеству, в подлинно свободной и честной приверженности к общепринятым нормам, к нравственно-культурным ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.
Процесс гражданского воспитания детей с использованием окружающей среды станет эффективнее, если: ребенок рассматривается в этой среде как субъект деятельности. Предполагается обращение человека к устоявшемуся укладу родной семьи, своего народа, в конкретном регионе, в городских или сельских условиях проживания. Ребенок должен чувствовать себя человеком своих родных мест, представителем своего народа, причастного к историческому прошлому и настоящему.
Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Можно сколько угодно гордиться героями былого: сказаниями об Илье Муромце и победе над монголо-татарами. Все это имеет смысл до тех пор, пока граждане понимают, что должно работать для сохранения и роста. Для себя самих и своих потомков. Вопрос о патриотизме не вызывает удивления у тех, кто понимает, что он сам — часть своей страны и своего народа.