ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,
ДЕТЬМИ СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
«СОКРОВИЩА КОЖАНОГО СУНДУЧКА»,
«МУКОСОЛЬКА», «МАСТЕРИЛКА».
Подготовили:
Фомина Наталья Константиновна
Павлова Людмила Павловна
Антипова Ирина Николаевна
педагоги дополнительного образования
СП «Прометей»
Январь, 2016.
Каких детей мы называем
«Дети с ОВЗ?»
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Слова – синонимы
- «дети с проблемами»,
- «дети с особыми нуждами»,
- «нетипичные дети»,
- «дети с трудностями в общении»,
- «аномальные дети»,
- «исключительные дети».
Рабочее определение
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития.
2. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания .
Дети с ОВЗ
(по классификации В.А.Лапшина и Б.П. Пузанова)
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи (логопаты)
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
5. Дети с умственной отсталостью
6. Дети с задержкой психического развития
7. Дети с нарушением поведения и общения
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью .
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей 3 и 6 групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Что такое ЗПР?
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память , внимание , мышление , эмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости .
Понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической литературе до 90-х годов ХХ века, в настоящее время является устаревшим и заменено понятием «расстройства психологического развития»
Причины возникновения ЗПР
Биологические:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность.
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия и травмы при родах;
- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
- генетическая обусловленность.
Социальные:
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
- снижение работоспособности,
- неустойчивость внимания,
- более низкий уровень развития восприятия,
- недостаточная продуктивность произвольной памяти,
- отставание в развитии всех форм мышления,
- дефекты звукопроизношения,
- своеобразное поведение,
- бедный словарный запас,
- низкий навык самоконтроля,
- незрелость эмоционально-волевой сферы,
- ограниченный запас общих сведений и представлений.
Детские объединения художественной направленности
«Сокровища кожаного сундучка»,
«Мукосолька», «Мастерилка».
На занятиях в состоянии сосредоточенности дети сравнительно быстро понимают учебный материал
В состоянии утомления работоспособность и внимание резко снижаются
С целью наиболее эффективной организации образовательного процесса применяются различные методы обучения и воспитания
Трудовой десант (помощь на субботнике)
Мастер-класс в Краеведческом музее
Спортивно-игровая деятельность
На занятиях в детских объединениях используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.).
Аппликация
Лепка
Конструирование самолета
Рисование
коммуникативные
дидактические
творческие
игровые приемы
Познавательная активность
физминутки
познавательные
Дети стоящие на учете в КДН
Все мы были детьми и помним строгую тетю в погонах, которая приходила в школу. Сегодня эта же тетя или дядя приходят в школу уже к нашим детям.
Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.
- низкая успеваемость в школе
- ложь
- воровство
- употребление алкоголя
- наркомания
У большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях
В творческой деятельности они активны, из обычного комочка теста или бумаги они творят чудеса.
Методы и приемы
- подружиться с детьми
- придумать свои правила
- нестандартные формы проведения занятий
- игровые приемы
- использование мультимедийных средств
Работа с родителями
Праздники
Родительские собрания
Творческие мастерские
Если с ребёнком любого возраста что-то не так, возникают разного рода проблемы, то, скорее всего, что-то не так у взрослых, находившихся и находящихся рядом. Это у них, у взрослых, проблемы. А ребёнок служит лишь отражателем.
Педагог дополнительного образования - это не экзаменатор, не надсмотрщик, устанавливающий свои правила игры, а талантливый, творческий человек, идущий РЯДОМ! И в какой бы области дополнительного образования ни развивалось сотворчество, оно поможет детям найти себя, а родителям - не потерять детей.
Главные задачи при работе с детьми
с ОВЗ и стоящих на учете КДН
- Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
- Вести детей по дороге счастья и добра.
- Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.
- Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
- Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.
- Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.
- Организовывать и направлять способности как вид деятельности.
- Способствовать рождению у детей интересных, неординарных мыслей, интереса к творческому поиску.
- Развить интерес к коллективной творческой работе; привить навыки работе в группе.
- Развить: уверенность в себе, способность убеждения, умение защитить свою точку зрения, способность к дискуссии.
Спасибо
за внимание