СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы индивидуальной работы с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяются различные формы воспитательной работы по количеству участников:

  • индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
  • групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
  • массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводит праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Формы индивидуальной работы с детьми»

Формы индивидуальной работы с детьми



Выделяются различные формы воспитательной работы по количеству участников:

  • индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

  • групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

  • массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводит праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Поскольку мы затронули тему именно индивидуальной работы с детьми, то нас интересует такая форма и метода работы, как беседа.

Беседа — это взаимное общение с целью достижения совместного решения. Отметим, что общение не может быть легким делом постоянно даже для людей, у которых очень много общего. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, плохо знающие и, возможно, относящиеся враждебно и подозрительно друг к другу, вообще, трудно общаются. Что бы вы ни говорили, надо быть готовым к тому, что другая сторона почти всегда поймет вас по-своему.

Готовиться к беседам надо тщательно и ответственно, продумывая и содержание, и способы подачи материала, его структуру, и стиль, тон разговора, психологическую атмосферу. Главное при этом избегать формализма, пустоты. Учитель должен сам быть убежден в том, что говорит, и его поведение должно соответствовать его словам.

Выделяют ряд требований к беседе:

  • предварительная подготовка;

  • умение вызвать собеседника на откровенность;

  • нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»;

  • четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Непременно важно в ходе беседы поддерживать эмоциональный климат. Для этого необходимо:

  • Проявляйте доброжелательность и тактичность. Начало беседы в большинстве случаев облегчает использование таких приемов, как улыбка, радушное обращение, хорошее отношение к человеку. Необходимо постоянно поддерживать «контакт взглядов» при обращении к собеседнику, демонстрировать сочувственное понимание к личным затруднениям интересующего лица, его интересам. Следует помнить, что при этом важно избегать нажима, чтобы не вызвать ответного: «Не лезьте мне в душу!» Доброжелательность обращения предполагает и повышенное внимание к нюансам, свидетельствующим об изменениях в психологическом состоянии собеседника, интонация и жесты не должны оставаться незамеченными. Движение рук при дружеском отношении собеседника свободны, жестикуляция дополняет его слова. При негативном отношении движения рук и выражение лица закрепощены и это видно при разговоре.

  • Находитесь по возможности в зоне комфорта. У каждого человека есть своя зона комфорта в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми. Если нарушить эту зону, то в реакции партнера проявится его отношение к вам. Во многих случаях эти признаки очевидны — партнер по общению отходит на шаг, отсаживается от вас, переставляет стул дальше от вас и прочее. Если же вы вызываете симпатию, располагаете к доверию, то он принимает дистанцию, свойственную ему при контактах с кругом знакомых или симпатичных людей.

  • Стремитесь добиваться положительных ответов. В начале установления контакта следует касаться различных нейтральных тем или задавать вопросы, на которые можно получить лишь положительный ответ.

  • Втягивайте интересующее лицо в диалог. Если вы будете проявлять постоянную активность в беседе, не передавая инициативу интересующему вас человеку, то психологический контакт будет затрудняться. Обращение к собеседнику по взаимно понимаемому вопросу должно побуждать его к высказываниям. Важно при этом проявлять уважение и внимание к его взглядам и занимаемым позициям.

  • Умейте снимать психическую напряженность. Пока эмоциональная напряженность собеседника не снята и не сформировано «поле взаимного интереса», говорить желательно о вещах, составляющих область повышенных интересов интересующего человека. Беседы важно проводить на темы, подкрепляющие самоуважение партнера, вызывающие его позитивные реакции. Выражайте согласие с высказываниями собеседника не только словесно, но и жестами, мимикой, пантомимикой.

  • Относитесь критично к своему поведению. Как при установлении психологического контакта, так и в дальнейшем контролируйте свои поведенческие реакции. Не следует выражать несогласие со взглядами собеседника, делать комплименты, не относящиеся к данной ситуации, допускать неопределенные и сложные словесные высказывания, торопиться с переходом к развитию отношений, если не достигнуто взаимное согласие, проявлять неуверенность и заискивать перед партнером.

  • Умейте распоряжаться инициативой. Проявляя инициативу и наступательность при установлении и развитии доверительных отношений, нужно всегда помнить, что распоряжаться инициативой в контакте намного продуктивнее, чем постоянно владеть ею. При необходимости следует уступать лидерство партнеру по общению (например, в тех вопросах, в которых он разбирается). Авторитарный стиль инициативы в общении оправдан лишь в экстремальной ситуации.

Как правило, установлению длительных взаимоотношений способствует демократический стиль лидерства.

Немало важным для введения беседы, является использование таких приемов как:

  • Внимательно слушать и показывать, что вы слышали, что говорил партнер. Стандартная техника добросовестного слушания состоит в том, чтобы уделять пристальное внимание тому, что говорится, просить интересующую сторону прояснить то, что она имеет в виду, а также по необходимости обращаться с просьбой, повторить какие-то идеи, если возникает неясность или неуверенность в их осмыслении. Когда вы слушаете собеседника, поставьте перед собой задачу не давать поспешных ответов, а старайтесь понять партнера, его восприятие ситуаций, его нужды и взгляды.

  • Говорите так, чтобы вас поняли. Обращаясь к другой стороне, помните, что беседа — это не дебаты; что человека, с которым вы общаетесь не нужно обвинять в возникновении проблем, повышать на него голос или навешивать на него ярлыки.

  • Обозначайте свое мнение о проблеме. Во многих случаях каждая сторона тратит на переговоры много времени, порицая мотивы и намерения другой стороны. Более убедительно, вести себя тактично, не обвиняя собеседника прямо, но наводя его на мысль, что он не прав. Такое поведение вызовет либо равнодушие, либо озлобление, либо спровоцирует защитную реакцию у объекта, которая помешает восприятию вашего сообщения.

  • Старайтесь говорить ради достижения цели. Иногда проблема возникает не из-за недостатка общения, а из-за его избытка. Когда раздражение и неправильное восприятие ваших слов чрезмерно велики, лучше не высказывать партнеру свои мысли. В отдельных случаях наоборот — крайняя уступчивость может не облегчить, а затруднить достижение соглашения. Вывод заключается в следующем: прежде чем сделать какое-то серьезное заявление, выясните для себя, что именно вы хотите сообщить партнеру или узнать какой цели послужит данная информация.

  • Важно установить с партнером конструктивные близкие отношения. Есть разница в том, с кем вы имеете дело — с другом, подопечным или оппонентом. Чем быстрее последний человек станет вам ближе, тем легче вам станет вести беседу: вы можете создать основу для доверия даже в сложной ситуации. У вас возникнет непринужденное и дружеское общение. Как правило, лучше всегда стремится создать подобные отношения до начала беседы.

  • Осознайте свои и эмоции интересующей стороны. В беседе чувства могут оказаться важнее сути самой дискуссии. Люди часто вступают в разговор с осознанием, что ставки высоки и их интересам угрожают. Эмоции у одной стороны вызывают гнев и страх у другой. Следует отметить, что излишние эмоции могут быстро завести диалог в тупик или вообще прекратить его.

  • Вовлекайте интересующее вас лицо в процесс принятия решения. Если это сделано в недостаточной мере, партнер вряд ли одобрит его результат. Если же вы хотите, чтобы интересующая сторона согласилась с неприятным для нее заключением, крайне важно сделать ее участником подготовки этого заключения. Как правило, именно этого-то и не делается. Когда перед вами стоит непростая задача, решение самой трудной ее части вы инстинктивно откладываете напоследок. Чтобы вовлечь в дело интересующее лицо, обратитесь к нему за советом, чтобы он принял то или иное предложение. Мало только обсуждать с партнером существо решаемой проблемы. Надо создать у него чувство причастности к процессу выработки решения, что является одним из важнейших факторов успешной беседы.

  • Говорите о своих интересах. Объясняя свои интересы, вы должен убедить партнера в их важности. Один из руководящих принципов — точность. Конкретные детали не только вызывают доверие к вашему описанию, но и придают ему вес. Чтобы ваши доводы произвели впечатление на партнера необходимо также обосновать их законность, убедить этого человека в том, что на вашем месте он ощутил бы то же самое.

  • Всегда старайтесь предлагать взаимовыгодные варианты. Мастерство в изобретении вариантов — самое полезное качество в беседах. Иметь много вариантов очень ценно. Однако, как вы, так и ваш партнер по общению, вовлеченные в разговор, редко ощущаете в этом необходимость. В споре люди обычно считают, что их позиция правильная, поэтому их подход должен превалировать. Творческое мышление проявляется разве лишь в предложении пойти на компромисс. В изобретении вариантов нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой предложенной партнером идеи. Критическое отношение, как правило, препятствует воображению.

  • Всегда ищите взаимную выгоду. Всегда стремитесь к таким решениям, которые удовлетворили бы и партнера. Решение, в результате которого другая сторона абсолютно ничего не получает, хуже для вас, нежели такое, при котором она чувствует себя спокойно. Почти в каждом случае удовлетворение ходом дел в какой-то мере зависит от вашей способности сделать так, чтобы противоположная сторона осталась довольна принятым соглашением.

  • Изобретайте способы, устраивающие другую сторону. Поскольку большинство людей подвержены сильному воздействию своих собственных понятий о законности, один из эффективных путей добиться легких для другой стороны решений состоит в том, чтобы придать им законный вид. Интересующая сторона скорее примет решение, которое выглядит безукоризненным с точки зрения справедливости и законности. Немногие методы так эффективно помогают облегчить процесс принятия решения, как использование прецедента. Постарайтесь отыскать какое-нибудь решение, которое интересующая сторона уже принимала в подобной аналогичной ситуации и постарайтесь обосновать с его помощью свое соглашение. Это обеспечит объективность и облегчит согласие интересующей нас стороны.

  • Используйте объективные критерии. При достижении решения целесообразно руководствоваться объективными критериями, а не силовым давлением. Сконцентрируйтесь на сути интересующей вас проблемы, а не испытывайте выдержку свою и интересующей стороны, Будьте открыты для разумных доводов, но закрыты для угроз. Люди, применяющие объективные критерии, склонны всегда использовать время более эффективно и целенаправленно.

Необходимо для реализации беседы руководствоваться правилами общения.

Правила убеждения:

  • Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок: сильные – средние – самый сильный. (Гомер).

  • Для получения положительного решения по важному для Вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит «да». (Сократ).

  • Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность сохранить «лицо» (Паскаль).

  • Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа / статуса убеждающего.

  • Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус. Не принижайте статус собеседника.

  • К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждением.

  • Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.

  • Проявите эмпатию.

  • Будьте хорошим слушателем.

  • Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника.

  • Избегайте конфликтогенов.

  • Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.

  • Покажите, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника

Правила: Я-заявление


  • Я чувствую…

  • Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.

  • Не преувеличивайте чувств.

  • Не используйте жертвенных слов.


Правила: Когда (я)…


  • Описывайте поведение точно (поведение – это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).

  • Не используйте обидных слов.


Правила: Потому что (я)…


  • Будьте максимально конкретны.

  • Делайте упор на то, как это влияет на вас.

  • Не преувеличивайте эффекта, так как это вызывает защитную или скептическую реакцию.

  • Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.


Навыки слушания:


Задавая вопросы:

  • Планируйте свои вопросы. У вас должно быть представление, когда и что вы спросите по ходу разговора.

  • Знайте цель каждого задаваемого вопроса.

  • Двигайтесь от более общих к более конкретным вопросам.

  • Каждый заданный вопрос должен соотноситься с одной темой.

  • Ставьте вопрос коротко, ясно и легко для понимания.

  • Делайте логический переход между вопросами.

  • Избегайте вопросов, ответы на которые "да" или "нет".

  • Задав вопрос, не перебивайте того, кто отвечает.



Отвечая на вопросы:

  • Уверьтесь, что вы поняли намерение и содержание вопроса.

  • Повторите вопрос перефразируя, чтобы увериться в том, что вы правильно его поняли.

  • Постарайтесь ответить на вопрос полно и точно.

  • Предполагайте возможные вопросы и планируйте свои ответы.

  • Не игнорируйте вопросы. Если вы не можете ответить сразу, пообещайте вернуться к этому вопросу позже.

  • Не скрывайте, если вы не знаете ответа.


Избегайте:

  • Не отвечать на вопросы, пропуская их мимо ушей.

  • Показывать то, что вы считаете вопрос глупым или заданным не к месту.

  • Искажать вопросы.

  • Уклоняться от темы.

  • Отвечать на несколько вопросов сразу.

  • Задавать вопросы, которые поставят людей в защитную позицию.

  • Часто задавать вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".



Типы вопросов (закрытые):


  • Закрытые вопросы — на такие вопросы можно ответить «да» или «нет», или дать короткий прямой ответ:

- Ты согласен с такими выводами? - Который час?

  • Уточняющие вопросы - способствуют лучшему пониманию, включают перефразирование полученной информации:

- Правильно ли я понял, что.. ? - Ты сказал, что для тебя важным моментом является..?

  • Вопросы с правом выбора - предоставляют возможность собеседнику дать разные варианты ответов:

- Ты хочешь спать на кровати у окна или у стены? - Мы еще раз встретимся сегодня вечером или завтра утром?

  • Оценочные вопросы — содержат оценку результата, человека, вещей:

- Неужели ты не знаешь таких элементарных вещей? - Всем давно понятно, не так ли?

  • Директивные вопросы - побуждают к действию:

- Не мог бы ты послушать?

  • Фиксирующие вопросы - констатируют проблемы, факты, соглашения, результат:

- Итак, мы договорились сделать..?


Типы вопросов (открытые):


  • Открытые вопросы - способствуют развитию, продолжению разговора, на них нельзя ответить кратко:

- Как это решение поможет в...? - Что произойдет, если не будет принято это решение?

  • Поясняющие вопросы - помогают лучше понять ситуацию или чувства собеседника:

- Не мог бы ты рассказать поподробнее о ваших взаимоотношениях?

  • Переадресованные вопросы — дают возможность включить в разговор вашего собеседника:

- Каково твое мнение?

  • Вопросы с правом выбора - предоставляют возможность собеседнику выбрать разные варианты ответов:

- Когда мы можем это решить окончательно? - Может быть целесообразно спросить мнение остальных? ИЛИ...


Схема индивидуальной беседы с учащимся


Профессиональные намерения учащегося:


1. Что вы собираетесь делать после окончания школы?

- работать (написать где, кем)

2. Что вы знаете о содержании труда выбираемой профессии, об условиях труда, учебы?

3. Какие, по вашему мнению, требования предъявляет профессия к человеку?

4. Что советуют делать родители после окончания школы? Согласны ли вы с мнением родителей?


Интересы:


1. Какие учебные интересы преобладают (любимые и не любимые предметы)?

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?

3. Как развиваете интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?


Склонности:


1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

2. Есть ли склонности связанные с выбором профессии (проба сил)?

3. Какие развиваете склонности связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?


Способности:


1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Как учащийся считает, оказывают ли ему родители, учителя помощь в развитии способностей?


Личные качества:


1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие личные качества, по мнению учащегося, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?