Просмотр содержимого документа
«Формы логопедической работы с детьми.»
Формы логопедической работы с детьми.
Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.
Упражнения для развития мышления:
выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;
моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв;
- складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;
Упражнения для стимуляции слухового внимания:
Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:
длительная сортировка и нанизывание бусинок;
лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);
чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.
Развитие образной памяти:
рисунок-схема;
определение схемы собственного тела;
тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.
Развитие оперативной памяти:
тест «Кулак – ребро – ладонь»;
игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»;
«Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности;
Развитие зрительного восприятия:
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.
Заниматься необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.