СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы, методы и приемы психологической коррекции и личностного развития учащихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена формам и методам личностного развития учащихся на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и приемы психологической коррекции и личностного развития учащихся на уроках английского языка»

Формы, методы и приемы психологической коррекции и личностного развития учащихся на уроках английского языка

В данной статье мы рассмотрим формы, методы и приемы психологической коррекции и личностного развития учащихся на уроках английского языка


Категория учащихся

Методы, приемы и формы работы

Учащиеся с нарушением слуха

    Наглядные методы и приемы обучения: наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ. К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др. Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира детьми с нарушениями слуха, преобладание образных форм мышления, можно считать наглядные методы наиболее адекватными процессу воспитания и обучения.

    Практические методы обучения. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только наблюдать за различными явлениями и событиями, но и практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними. К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование.

    Словесные методы. В основе словесных методов лежит использование речи. Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. Однако в сравнении с массовыми школами их применение в учреждениях для глухих и слабослышащих детей более тесно связано с практическими и наглядными методами, особенно на начальных этапах обучения и воспитания. К словесным методам относятся словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.

Учащиеся с нарушением зрения

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. При обучении таких детей используются как общие методы обучения (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие), так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей.

Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связей, поэтому рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие.

Используется практический метод обучения - в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью чувственного опыта.

Также уделяют особое внимание наглядным методам обучения детей с нарушением зрения (письмо, математика, литературное чтение и другие). Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта, путём развития наблюдательности, формирования образов памяти.

На уроках литературного чтения, окружающего мира используют словесные методы с использованием наглядности (беседа, рассказ, работа с учебниками, с иллюстрациями).

Пробелы в чувственном опыте ребёнка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Память слабовидящих школьников характеризуются меньшей продуктивностью в сравнении с нормой.

Репродуктивные объяснительно - иллюстрационные методы необходимо использовать для развития познавательных процессов детей, для этого подбирается много наглядности при работе с материалом урока, дополнительной литературы, тестов, творческих заданий. К урокам школьники готовят дополнительный материал и иллюстрации к нему.

На предмете «Окружающий мир» выходят на первое место практические методы обучения, которые способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношении человека к жизни.

Важным методом обучения на уроке является демонстрация опытов, так как учащиеся не могут дистантно, целостно наблюдать свойства объектов. Во время этого путешествия учащиеся постигают элементарные понятия и законы науки.

У детей с нарушением зрения и сопутствующими заболеваниями нарушено абстрактное и логическое мышление, зрительно-пространственная ориентировка, что вызывает особые трудности при изучении некоторых тем математики. Для урока делается подборка разнообразного, доступного и интересного материала, что активизирует учащихся и помогает повышать интерес к предмету.

Нестандартные типы уроков (уроки-исследования, уроки-путешествия и другие) помогают следовать одной из главных задач для педагога - привить интерес к предмету. Они дают возможность не только активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Коррекционно-воспитательная работа, проводимая с учащимися, с учётом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достичь позитивных результатов в обучении и воспитании детей с нарушением зрения.

Учащиеся с нарушением опорно двигательного аппарата (НОДА)

Дети с нарушением опорно двигательного аппарата - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления ребенка.

Повышенная утомляемость – еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с НОДА. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Поэтому релаксация на уроках очень важный этап. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр.

- Практические методы и приемы обучения: постановка практических и познавательных задач, дидактические игры.

- Наглядные методы: обследование предметов (зрительное, тактильно- кинестетическое, слуховое, комбинированное), рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

- Словесные методы: речевая инструкция, беседа, описание предмета; метод аудирования; вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые, подсказывающие); педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

- Двигательно- кинестетические методы: пассивная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков проходит успешно при условии регулярного повторения упражнений. Лишь постоянная тренировка способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает ученикам успешно овладевать навыками письма.

Упражнения включают:

  1. Пальчиковою гимнастику;

  2. Конструирование букв, геометрических форм из палочек;

  3. Конструирование букв и элементов;

  4. «Письмо» цифр и букв на бархатной бумаге нитью;

  5. «Письмо» букв на доске мокрым пальцем;

  6. Применение различных видов шнуровок – букв с таким же направлением движения шнурка, как при письме этой буквы.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

- Использование на уроках шуточных стихотворений и небылиц, например:

Весна. Дети гуляли

Стихи сочиняли:

-Листопад, листопад…

Хлопья снежные летят!

- Запись под диктовку с последующим усложнением слоговой структуры:

дом -домик- домашний - домработник…

- Предупреждение ошибок - включение в минутки чистописания слов со сложной слоговой структурой;

-Анализ и синтез слов на заданный звук

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;

  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

- Методы и приёмы по коррекции зрительного восприятия и развития оптико-пространственных представлений.

1. Письмо с чередованием элементов букв или самих букв.

2.Запись слов в два столбика. Отрабатываются понятия правое-левое (например, в правый столбик записываются слова на тему: «Животные», а в левый - «Растения».

3. Выборочное списывание. Из слов, написанных разным шрифтом, разным размером и цветом выбрать слова, относящиеся к теме «Посуда».

Учащиеся с расстройством психологического развития (ЗПР)

Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент (психологический настрой или гимнастику), т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности, они проводятся с целью создания хорошего настроения у ребенка, способствуют улучшению мозгового кровообращения, повышают энергетику и активность ребенка. Необходимо использовать упражнения и задания,  разнообразные по способам выполнения, используемому материалу. Включать в урок практическую деятельность ребенка, создавать ситуации успеха. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического) дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, обязательно проводить равномерные включения в урок динамических пауз. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все виды внимания. Можно включать в урок такие задания на развитие внимания и мышления: найди четвертый лишний (найди лишнее слово, выражение), продолжи ряд, найди недостающий предмет и др. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). Дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях, выполнять практические действия с предметами, целесообразны активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, использовать уже усвоенные способы решения той или иной задачи, работать по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику, по инструкции учителя и т.д. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. Также сложные инструкции им недоступны, необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи». Такую же работу необходимо проводить и при составлении задачи по картинке. Необходима тщательная подготовка перед изучением нового материала. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий, воссоздание определенных ситуаций. Какими методами воспользуются учителя, объясняется тем, насколько они обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения. Важнейшей задачей обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Учащиеся с нарушениями речи

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

(С одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.

2. Узелки на память.

(Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.

(Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия).

4. Метод комментирования: ученик комментирует решение, учитель записывает его комментарий на доске.


5. Грамматические сказки.


6. Заучивания правил при помощи рифмовок.



7. Заучивание скороговорок. (они развивают фонематический слух ребенка, правильное произношения звуков, дикцию, темп речи)

8. Использование ребусов, кроссвордов (со словарными словами, предметными терминами).

9. Использование кинезиологических упражнений:

- Пальчиковая гимнастика.

- Дыхательная гимнастика.

- Психогимнастики.

- Су-джок терапия.

- Самомассаж кистей и пальцев рук. (Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга)

Учащиеся с расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм (РДА))

Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством. На уроках можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата.

Содержательная сторона занятия:

  • необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия;

  • каждое упражнение и задание обыгрывается, привязывается по возможности, к интересам ребенка;

  • занятие легче проводить, если его элементы связанны единым сюжетом;

  • постепенно закрепить определенную последовательность действий при подготовке к занятию, уроку и действий связанных с завершением урока;

  • в конце следует обязательно похвалить ребенка.

  • используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление

    Можно использовать пошаговую систему обучения, тестовые виды заданий, карточки -опоры, схемы, использование методики «рука в руке» (это метод физической помощи, когда вовремя обучения взрослый помогает ребенку, стоя позади него. Такая позиция дает возможность почувствовать ребенку,что он сам выполняет действия и одновременно чувствовать готовность взрослого помочь ему. Педагог помогает ребенку физически совершить действие,направляя и координируя его движение).

  • Последовательность использования физической помощи:

  • -полная физическая помощь - «рука в руке»;

  • - рука педагога держит запястье руки, направляя ее;

  • - рука педагога держит предплечье;

  • - рука педагога держит локоть.

  • Рука педагога находится около руки ребёнка, но не касается к ней.

  • При возникновении паузы или затруднения возвращается к позиции «рука в руке».

  • Принципы, используемые во время обучения детей с РДА: согласованность, настойчивость, терпение, рассчитывать на успех, хвалить достижения, даже самые незначительные, стимулировать успех. Речь должна быть спокойная, тихая, ровная.

И, как заповедь для врача, хочется напомнить заповеди для учителя, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  • Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

  • Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

  • Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

  • Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

  • Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

  • Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.

  • Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

  • Воспитание должно быть щадящим к детству – поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

И последнее. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

Мы с тобой говорим глазами, ведь глаза – это нить между нами.



Специальные методики для обучения детей с ОВЗ


В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:

  • - Поэтапное разъяснение заданий.

  • - Последовательное выполнение заданий.

  • - Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

  • - Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

  • - Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • - Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

  • - Чередование занятий и физкультурных пауз.

  • - Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

  • - Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

  • - Работа на компьютерном тренажере.

  • - Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

  • - Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

  • - Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

  • - Обеспечение учащихся печатными копиями заданий.