СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы, методы и приемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и приемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.»

Формы, методы и приемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Автор статьи:

Воспитатель Андреева Мария Вячеславовна

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

На всех этапах работы используются следующие методы формирования выразительности речи:

Наглядные методы, такие, как рассматривание картин со знакомым детям сюжетом, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. В процессе данной работы воспитатель направляет восприятие детей, объясняя и называя показываемое.

Словесные методы связаны с художественным словом. Сначала педагог выразительно читает художественное произведение, после чего проводит по нему беседу, которая способствует пояснению содержания текста и пониманию отдельных средств выразительности. Например, прочитав стихотворение С. Маршака «Котята», педагог может спросить детей: «Какое настроение было у хозяйки дома в начале стихотворения? Почему вы так считаете?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

Практические методы. Целью таких методов является обучение дошкольников практически применять полученные знания. Одним из таких методов – дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она может быть использована в процессе решения всех задач развития речи.

Развитие выразительности речи проходит двумя путями: естественная выразительность детской речи (когда ребенок эмоционально что-то рассказывает) и произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Упражняясь над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется и словарь дошкольника, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. В процессе исполнения роли произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, таким образом, развивается и совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Нет необходимости упоминать о том, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, над этим и стоит работать.

Отсутствие живого источника выразительности детской речи заметно снижает темп развития интонационной выразительности. Например, речь ребенка во время занятия может кардинально отличаться от речи ребенка в повседневной жизни. Поэтому следует организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы произвольную выразительность речи постепенно преобразовывать в выразительность, которая возникает сознательно благодаря волевым усилиям.

Развивая выразительность речи, необходимо соблюдать определенные условия, в которых каждый дошкольник имел бы возможность проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в повседневной жизни, но и выступая публично, не стесняться присутствия посторонних слушателей. Эту работу необходимо начинать еще с раннего возраста. Поскольку бывает, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью избегают публичных выступлений, потому что теряются в присутствии незнакомых лиц.

Только в процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь, имеющая следующие характеристики: средний темп, ритмичность, умеренная сила, средняя высота голоса. С одной стороны, данные качества могут выступать как постоянные, привычные качества, определяющие в целом индивидуальность речи. С другой – темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, то есть необходимо учить ребенка говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро и т. д.

Начиная со старшего дошкольного возраста, воспитателю необходимо учить детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. В частности, нужно обучать детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.

Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. И здесь решающую роль играет положительный эмоциональный фон ребенка и созданная комфортная атмосфера внутри детского коллектива.

К старшему дошкольному возрасту не только сама речь, но и стихотворное творчество ребенка переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Сначала в речи, а после и в стихах слово становится носителем смысла, а такие выразительные средства, как ритм и интонация превращаются в аккомпанемент словесной речи. Но одновременно с этим подобное преображение ритма и интонации речи может нести в себе опасность, так как слово может настолько оттеснить ритм, тогда речь ребенка теряет выразительность и ритмичность. Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Работая со знакомым литературным произведением, можно организовать игру-драматизацию, настольную инсценировку. Игры-занятия тоже решают немаловажную задачу – они не только обогащают словарь детей, но и способствуют освоению культуры поведения. Так в процессе игры «День рождение куклы Маши» дошкольники следят за действиями с куклой и, выполняя роли гостей, садятся за стол, пьют чай, учатся поддерживать общую беседу, проявлять внимание к имениннице и друг к другу, стараются аккуратно есть, правильно держать себя за столом.

Используются такие приемы формирования выразительности речи как:

- речевой образец (воспитатель произносит слова подчеркнуто четко, громко, неторопливо);

- повторение (организовывается индивидуальная работа с каждым ребенком, совместное повторение воспитателя и двух детей, а также хоровое повторение);

- указания (детям разъясняется алгоритм действий для достижения желаемого результата);

- словесное упражнение (педагог вместе с детьми многократно выполняет определенные речевые действия для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).

Совершая манипуляции с куклой, произнося за нее слова, дошкольник иначе относиться к собственной речи, подчиняя игрушку своей воле, ребенок «заставляет» ее «говорить» и «действовать». Участвуя в инсценировках, малыш перевоплощаться в различные образы, что в свою очередь предоставляет ему возможность чувствовать себя более свободно и раскованно. Систематически проводимые игровые упражнения способствуют тому, что мимика, жесты, движения становятся более подвижными, выразительными, «читаемыми», уверенными, контролируемыми.

А.М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее. По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.

Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного возраста и развивается на протяжении всей жизни.

Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает детям употреблять точное по смыслу слово или словосочетание. Фонетическая сторона включает звуковое оформление высказывания, отсюда – эмоциональное воздействие на слушателя. Грамматический аспект также важен, так как, используя разнообразные стилистические средства, дети оформляют высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно .

Чтобы речь дошкольников была выразительной, необходимо в процессе обучения использовать разнообразные средства. Одним из эффективных средств исследователи (Е.А. Флёрина, Н.С. Карпинская, О.В. Акулова) называют устное народное творчество, сконцентрировавшее в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Они подчеркивают, что в центре специальной работы по использованию устного народного творчества должно быть восприятие и понимание ребенком художественного образа фольклорных произведений и его отражение в художественной деятельности дошкольника. В частности, О.В. Акулова, проанализировав психолого-педагогические исследования, выделила следующие этапы развития выразительности речи в соответствии с логикой и закономерностями становления художественной деятельности детей:

- этап художественного восприятия произведений устного народного творчества;

- этап освоения специальных исполнительских умений;

- этап свободного использования средств выразительности в творческой деятельности .

На начальном этапе важно развивать художественное восприятие фольклорных произведений в единстве их содержания формы и речевого воплощения. Для этого дошкольникам понадобятся знания и умения, получаемые с помощью специально подобранных художественных текстов, при работе с которыми происходит «открытие» детьми отдельных закономерностей и приобретение новых знаний. При таком подходе слова-термины становятся необходимым средством фиксации эмпирических знаний.

Основным содержанием следующего этапа является освоение детьми старшего дошкольного возраста способов выразительного воплощения художественного образа, что включает обогащение представлений ребят о средствах речевой выразительности и развитие умения использовать их в личностно значимых условиях.

Заключительный этап развития выразительности связывается с творческими проявлениями детей в двух видах деятельности: игровой и художественно-речевой. Это создает благоприятные условия для осознания и выражения детьми познанных закономерностей построения произведений устного народного творчества, их языковых особенностей и средств речевой выразительности исполнителей фольклорных текстов.

Выделенные этапы обеспечивают увеличение самостоятельности детей, что приводит к становлению субъективной позиции старшего дошкольника, проявляющейся в способности выбирать средства выразительности, адекватные художественному образу.

Развитию выразительности речи способствуют также речевые игры, упражнения и творческие задания:

- образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительности, уменьшительности, ласкательности (береза-березка – березонька; книга – книжечка – книжонка);

- выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова (худой –худющий, плохой – плохонький, полный – полноватый);

- подбор антонимов (один теряет, другой (находит); сахар сладкий, а лимон (кислый);

- подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (смелый – храбрый – мужественный – бесстрашный; дети – малыши – ребята – детвора);

- выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день;

- подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? – тихое, спокойное, лазурное);

- подбор слов-действий (листья падают, а еще что делают? – летят, шуршат, кружатся);

- подбор слов-существительных (чем это делают? чем копают, рисуют и т.д.). «Назови что-нибудь деревянное (стеклянное, пластмассовое)»;

- активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто как передвигается?»; «Кто как голос подает?»);

- речевые игры: «Кто внимательный» (дети учатся слышать и выделять слова, противоположные по смыслу); «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги Петрушке выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2 – 3 синонимов); «Как сказать по-другому?» (называние одного из синонимов).

В результате у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, что позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи.