Основные формы дистанционного обучения
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации учителя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.
В практике применения ДО используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.
С развитием ДО, когда общение между учащимся и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а за компьютерами на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках ДО заговорили с точки зрения применимости тех или иных методик для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.
Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя Преподаватель выступает своего рода «тягачом», вовлекающего и «тянущего» за собой своих учащихся.
При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения.
В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь
при использовании смешанных методик дистанционного обучения.
Термин подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной и асинхронной методики обучения. Важно, чтобы обучаемый (участник ДО) научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
Краткая характеристика основных типов обучения
Как было сказано выше, основными типами обучения при дистанционном обучении являются оff-line занятия и оn-line занятия.
Off-line занятия проводятся c использованием таких средств, как форум, электронная почта, и т. д. сюда же можно отнести и кейс-метод, когда материалы занятий раздаются учащимся на электронных носителях. Общение, хотя и осуществляется с применением телекоммуникаций, однако проходит с задержкой во времени.
Преимуществами данной формы проведения занятий являются следующие: учащийся занимается в удобное именно для него время, тратит на выполнение работы ровно столько времени, сколько необходимо именно ему, учитель также может выбирать для себя удобное время работы.
Недостатками являются - неоперативность решения проблем и - сложность восприятия материала. Современные дети обладают клиповым мышлением. В последние годы время восприятие письменных инструкций для достаточно большого количества детей становится все более сложным.
Еще одна проблема заключается в том, что при возникновении затруднений зачастую пара слов подсказки могут навести на правильный путь. Однако дожидаться этой пары слов приходится достаточно долго: необходимо отправить электронное письмо, учитель должен его получить, ответить, каждый из субъектов должен находиться в сети и т. д.
Многих из вышеперечисленных проблем можно избежать, используя занятия в форме on-line.
On-line занятие – это занятие в режиме реального времени. Такие занятия также носят название «синхронные».
On-line занятие проводится с использованием таких средств телекоммуникаций, как виртуальный кабинет ISQ, mail-агент, Skype и т.д. Это, вероятно, одна из самых перспективных форм проведения занятий в дистанционном обучении.
Конечно, хорошо, когда имеется настроенная оболочка дистанционного обучения, где размещен разработанный курс, и предусмотрены все возможности коммуникаций, однако зачастую использование в дистанционной работе только программ мгновенного обмена сообщениями позволяет получить неплохие результаты.
Проанализировав различные on-line сервисы, можно сказать, что идеального средства подходящего всем одинаково и не имеющего недостатков, наверное, не существует.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств в интернете. Дистанционное обучение можно проводить с помощью программы Skype , Zoom. Одним из эффективных способов, является использование Skype.
Программа позволяет:
Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями, так же как и в других программах вида ICQ, QIP или Jabber.
При наличии микрофона и наушников просто разговаривать, подобно телефонному общению.
Возможна организация конференции − одновременного общения с несколькими учащимися, как в режиме чата, так и голосовым способом.
При наличии web-камеры, можно проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, но участие в видеоконференции ограничено количеством не более пяти участников.
Возможна оперативная пересылка прикрепленного файла.
В последних версиях возможна демонстрация экрана.
Для просмотра видеоуроков по программе каждый ребенок может войти в ЯндексШколу. Уроки ведутся дистанционно в по расписанию сайта. Одновременно происходит общение в чате - активно обсуждается тема, тесты разных видов, иллюстративный материал, выполняются практические работы: упражнения либо по заданию сайта, либо учитель дает дополнительное (свое) задание, заполнение готовых таблиц, над которыми работали ранее, либо их самостоятельное составление.
Кроме того, есть такая платформа, как РЭШ (Российская электронная школа). На этой платформе есть видеоуроки в соответствии со школьной программой
В случае когда занятие предусматривает большое количество учеников скорее всего, удобнее было бы использование чата. Сейчас чат может создать любой желающий, имеющий доступ к интернету. Для этого достаточно зарегистрироваться на чат-хостинге. Однако, большинство бесплатных хостингов предлагающих создание чата, сопровождают его рекламой никак не сочетающейся с учебным процессом, либо чаты имеют очень неудобный интерфейс (к последним можно отнести встроенный миничат для сайтов создаваемых в системе uCoz или на narod.ru).
Наиболее приемлемыми для работы с детьми можно считать чаты, созданные на mpchat.ru или на chatium.ru. Условием регистрации чата на многих бесплатных сервисах является непременным отправление не менее тысячи сообщений в месяц. При регулярном и активном использовании чата в обучении подобное количество сообщений не является проблемой, однако при единичном и разовом использовании чат-сервисов поддержание подобной активности будет проблематичным. В связи с этим можно посоветовать создавать чат под конкретное занятие и использовать его в течении одной-двух недель. Затем при необходимости общения on-line по очередной теме заводить новый чат.
Также в своей работе для чат-общения можно с успехом использовать ватсап, скайп, частично можно использовать Сетевой город.
Для индивидуальной работы с одним дистанционным учеником возможно использование Mail-агента и ICQ. Этими способами ученик и учитель могут общаться в режиме реального времени на любом расстоянии – достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. С помощью программы ICQ можно вести беседу, отправлять и принимать сообщения, файлы и web-ссылки.
В случае же работы с небольшим количеством учащихся одновременно.
При помощи современных технологий ученик может не только получать задания и обучающие материалы, но и в режиме on-line в чате общаться с преподавателем и другими учащимися.
Выполнение домашних заданий проводится при необходимости с использованием ИКТ, чаще всего такими путями:
сделать домашнее задание - отсканировать – отправить на проверку;
сфотографировать Д/З и прислать на ватсап
2) выполнить задание в Microsoft Word - отправить на электронную почту учителю.
3) записать видео ответ, прислать его на ватсап
Сайт ЯКласс богат тестовыми заданиями разного вида. Это тесты с мгновенной проверкой и тесты проверяемые компьютером с отправлением отчета о работе с тестом на страничку учителю.
Классификация дистанционных образовательных технологий.
Комплексные кейс-технологии Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.
Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.
Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:
- полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;
- существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;
- существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).
В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:
- программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
- печатные фундаментальные учебники и учеб.пособия по каждой из дисциплин курса;
- печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
- обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
- лабораторные практикумы;
- комп. электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.
важным элементом этих технологий являются очные занятия, периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.
Компьютерные сетевые технологии Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий.
Создание и организация ДО на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.
Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.
Эта система содержит следующие инструменты: - доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком; - чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и обучающимися в режиме реального времени; - внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций; - инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данны. В основу образовательной технологии положен модульный принцип, разделение дисциплины на замкнутые блоки, где предусмотрены контрольные мероприятия. При этом используются такие формы аудиторных занятий, как: вводные и модульные лекции, инд-е и групп-е тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт обучающихся преподавателями, и др..
Мониторинг качества усвоения знаний реализуется с помощью системы электронного тестирования.
2