Просмотр содержимого документа
«Формы организации деятельности учащихся»
Формы организации деятельности учащихся
Основной формой организации работы с учащимися по предмету является урок.
В процессе преподавания информатики я столкнулась со следующей проблемой, которую решить традиционными методами обучения очень сложно: различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям.
Поэтому приходится искать наиболее эффективные формы проведения уроков по информатике. В своей педагогической практике я применяю следующие формы уроков.
Урок-лекция с сопровождением средств мультимедиа. Например, по теме: «Основные компоненты компьютера» начитывается теоретический материал, который сопровождается презентацией, дети его прослушивают и конспектируют основные положения. Зачастую в таких уроках присутствует элемент урока-беседы, когда между учителем и учениками завязывается диалог по каким-либо вопросам, возникающим в процессе объяснения урока (презентация к уроку).
Урок-практикум. На таком уроке дается общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном или двух уроках. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Например, урок по теме «Относительная и абсолютная адресации в Excel». Детям предлагается для получения оценки по данной теме решить определенные задачи в среде программы по данной теме, сильным учащимся и желающим получить дополнительную оценку предоставляются остальные задания раздаточного материала (технологическая карта урока).
Урок-игра. Такие уроки мной проводятся чаще в 7-8 классах. Это может быть тематическое повторение или в игровой форме расширение кругозора детей по предмету. Например, урок-игра в виде викторины «Знатоки информатики» (презентация к уроку).
Интегрированный урок. Такой урок реализует межпредметные связи, урок ведет один педагог-предметник. Например, ученики 10 класса на уроках алгебры изучают тригонометрические функции, строят их графики. На уроках информатики в рамках повторения и закрепления навыков работы в среде табличного процессора Excel полезно разобрать тему «Табулирование математических функций». При этом дети закрепляют материал, связанный с копированием формул, адресацией ячеек и построением диаграмм в среде Excel. Параллельно на графиках функций дети наглядно видят, какие изменения происходят с графиком тригонометрической функции в зависимости от изменения коэффициентов, определяющих ее формулу задания.
Комбинированный урок. Является наиболее распространённым типом занятия. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершённый цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он даёт наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.
Урок контроля. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния подготовленности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. Контроль может проводиться в виде самостоятельной и контрольной работы, лабораторной и практической работы, а также в виде теста, устного опроса, исследовательской работы, творческой работы, реферата (контрольная работа).
В своей педагогической деятельности я использую дополнительные формы организации обучения, которые рассчитаны на отдельных учащихся или группу с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Так, на дополнительных занятиях могут быть оказаны различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, решение заданий, которые вызвали у ученика трудности, повторное объяснение темы. Обычно я предоставляю для этих целей детям время с пн по ср после шестого урока.
По способам организации работы использую следующие формы проведения уроков:
фронтальная работа;
групповая работа;
индивидуальная работа.