СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы организации обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы организации обучения»

Формы организации обучения Подготовила: студентка Ш-21 группы Власова Анастасия

Формы организации обучения

Подготовила: студентка Ш-21 группы

Власова Анастасия

Форма организации обучения - это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся.   Система организации обучения – это совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга.   Основные организационные системы обучения:   · Система индивидуального обучения (сложилась в первобытном обществе)  · Индивидуально – групповая система  · Классно-урочная система (разработана Я.А. Коменским)  · Лекционно-семинарская система

Форма организации обучения - это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся. Система организации обучения – это совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга. Основные организационные системы обучения: · Система индивидуального обучения (сложилась в первобытном обществе) · Индивидуально – групповая система · Классно-урочная система (разработана Я.А. Коменским) · Лекционно-семинарская система

Функции систем форм организации обучения - обучающе-образовательная; - воспитательная; - организационная; - психологическая; - развивающая; - интегрирующе-дифференцирующая; - структурирующая; - стимулирующая; - дополняющая и координирующая. 

Функции систем форм организации обучения

- обучающе-образовательная;

- воспитательная;

- организационная;

- психологическая;

- развивающая;

- интегрирующе-дифференцирующая;

- структурирующая;

- стимулирующая;

- дополняющая и координирующая. 

Формы обучения В современной дидактике различают понятия « форма обучения » и « форма организации обучения ». Существуют три формы обучения: Индивидуальная Коллективная Индивидуально-групповая

Формы обучения

В современной дидактике различают понятия « форма обучения » и « форма организации обучения ».

Существуют три формы обучения:

Индивидуальная

Коллективная

Индивидуально-групповая

Формы обучения 1. Индивидуальная (сущность индивидуального обучения заключается в том, что учитель проводит обучающую работу с отдельным учеником по изучению какого-то отдельного вопроса, учитывая индивидуальность его восприятия и усвоения изучаемого материала). 2. Индивидуально-групповая (учитель занимается с группой детей, объединенных по определенным индивидуальным критериям: по уровню учебной подготовки, по степени обучаемости, по способностям, интересам и т.д.). 3. Коллективная (занятия проводятся одновременно со всем классным коллективом, по одному и тому же учебному материалу, с использованием фронтальных методов работы. Учебный материал усваивается в результате коллективных усилий, общего для всего класса «мозгового штурма»)

Формы обучения

1. Индивидуальная (сущность индивидуального обучения заключается в том, что учитель проводит обучающую работу с отдельным учеником по изучению какого-то отдельного вопроса, учитывая индивидуальность его восприятия и усвоения изучаемого материала).

2. Индивидуально-групповая (учитель занимается с группой детей, объединенных по определенным индивидуальным критериям: по уровню учебной подготовки, по степени обучаемости, по способностям, интересам и т.д.).

3. Коллективная (занятия проводятся одновременно со всем классным коллективом, по одному и тому же учебному материалу, с использованием фронтальных методов работы. Учебный материал усваивается в результате коллективных усилий, общего для всего класса «мозгового штурма»)

Формы обучения Все три формы обучения могут использоваться в рамках одной организационной формы обучения. Таким образом, форма обучения по отношению к организационной его форме является частным понятием, носит подчиненный характер. Учитель должен стремиться к оптимальному использованию форм обучения в рамках определенной организационной формы, зная недостатки и преимущества всех трех форм обучения.

Формы обучения

Все три формы обучения могут использоваться в рамках одной организационной формы обучения. Таким образом, форма обучения по отношению к организационной его форме является частным понятием, носит подчиненный характер. Учитель должен стремиться к оптимальному использованию форм обучения в рамках определенной организационной формы, зная недостатки и преимущества всех трех форм обучения.

Классификация современных форм организации обучения. По цели обучения - формы теоретического обучения(лекция); - формы практического обучения (конференция); - формы смешанного обучения (факультатив, урок, семинар, домашняя учебная работа, труд в мастерских, на пришкольном участке, производственная практика). По количеству учащихся : - массовые; - коллективные; - групповые; - индивидуальные.

Классификация современных форм организации обучения.

По цели обучения

- формы теоретического обучения(лекция);

- формы практического обучения (конференция);

- формы смешанного обучения (факультатив, урок, семинар, домашняя учебная работа, труд в мастерских, на пришкольном участке, производственная практика).

По количеству учащихся :

- массовые;

- коллективные;

- групповые;

- индивидуальные.

Классификация современных форм организации обучения. По месту учёбы: - школьные (школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке); - внешкольные(домашняя самостоятельная работа, экскурсии). По продолжительности учебного занятия: - классический урок (45 минут); - спаренное занятие (90 минут); - спаренное укороченное занятие (70 минут); - уроки «без звонков» произвольной длительности.

Классификация современных форм организации обучения.

По месту учёбы:

- школьные (школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке);

- внешкольные(домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

По продолжительности учебного занятия:

- классический урок (45 минут);

- спаренное занятие (90 минут);

- спаренное укороченное занятие (70 минут);

- уроки «без звонков» произвольной длительности.

Организационные формы обучения Организационные формы обучения – это внешние очертания учебного процесса, связанные не только с количеством обучающихся, но и со временем и местом обучения, а также с порядком осуществления обучения .

Организационные формы обучения

Организационные формы обучения – это внешние очертания учебного процесса, связанные не только с количеством обучающихся, но и со временем и местом обучения, а также с порядком осуществления обучения .

Организационные формы обучения К организационным формам обучения относятся: - урок как основная в современной школе коллективная организационная форма обучения; - так называемые другие организационные формы обучения, достаточно широко применяющиеся в учебном процессе, однако являющиеся вспомогательными по отношению к уроку (разнообразные учебные экскурсии, факультативы и практикумы, дополнительные занятия с различными дидактическими целями, внеклассная учебная работа – предметные кружки, олимпиады, предметные вечера и т.д.; домашняя учебная работа учащихся, репетиторство).

Организационные формы обучения

К организационным формам обучения относятся:

- урок как основная в современной школе коллективная организационная форма обучения;

- так называемые другие организационные формы обучения, достаточно широко применяющиеся в учебном процессе, однако являющиеся вспомогательными по отношению к уроку (разнообразные учебные экскурсии, факультативы и практикумы, дополнительные занятия с различными дидактическими целями, внеклассная учебная работа – предметные кружки, олимпиады, предметные вечера и т.д.; домашняя учебная работа учащихся, репетиторство).

Урок как основная форма организации обучения в школе Урок - это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков, личностного развития всех учащихся. Признаки урока, отличающие его от других организационных форм: 1) Постоянная группа учащихся. 2) Руководство деятельностью школьников с учётом особенностей каждого из них. 3) Овладение основами изучаемого материала происходит непосредственно на уроке.

Урок как основная форма организации обучения в школе

Урок - это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков, личностного развития всех учащихся.

Признаки урока, отличающие его от других организационных форм:

1) Постоянная группа учащихся.

2) Руководство деятельностью школьников с учётом особенностей каждого из них.

3) Овладение основами изучаемого материала происходит непосредственно на уроке.

Типы уроков По ведущему методу (Н.Н. Казанцев): · Урок – беседа · Урок – лекция · Урок – экскурсия · Урок самостоятельной работы · Лабораторные и практические уроки · Уроки с разнообразными видами заданий По ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков: · Урок ознакомления с новым материалом. · Урок закрепления и повторения знаний · Урок по общению и систематизации изученного материала. · Урок выработки и закрепления умений и навыков. · Урок проверки знаний и разбора проверочных работ · Комбинированные (смешанные) уроки.

Типы уроков

По ведущему методу (Н.Н. Казанцев):

· Урок – беседа

· Урок – лекция

· Урок – экскурсия

· Урок самостоятельной работы

· Лабораторные и практические уроки

· Уроки с разнообразными видами заданий

По ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков:

· Урок ознакомления с новым материалом.

· Урок закрепления и повторения знаний

· Урок по общению и систематизации изученного материала.

· Урок выработки и закрепления умений и навыков.

· Урок проверки знаний и разбора проверочных работ

· Комбинированные (смешанные) уроки.

Структурные элементы урока Примерная структура комбинированного урока: 1. Орг. момент 2. Проверка домашнего задания и опрос учащихся. 2. Изучение нового материала. 3. Первичная проверка усвоения. 4. Закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений. 5. Повторение ранее изученного в виде беседы 6. Проверка и оценка знаний учащихся. 7. Задание на дом

Структурные элементы урока

Примерная структура комбинированного урока:

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания и опрос учащихся.

2. Изучение нового материала.

3. Первичная проверка усвоения.

4. Закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений.

5. Повторение ранее изученного в виде беседы

6. Проверка и оценка знаний учащихся.

7. Задание на дом