СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формы организации специального обучения, обеспечивающего индивидуально – ориентированную траекторию развития ребёнка с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с детьми с ОВЗ требует творческого подхода.

Просмотр содержимого документа
««Формы организации специального обучения, обеспечивающего индивидуально – ориентированную траекторию развития ребёнка с ОВЗ»»

Тема выступления на городском семинаре.

«Формы организации специального обучения, обеспечивающего индивидуально – ориентированную траекторию развития ребёнка с ОВЗ»

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать их возможности.


Л. И. Швецова


Обучение лиц с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в социальном и правовом контексте – право каждого человека получать гарантированные государством и обществом условия жизни, не унижающие его достоинства как личности. Данное право декларировано в международных и российских документах, таких как «Конвенция о правах ребенка», Декларации о правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов», Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и так далее.

Понятие «тяжелые и множественные нарушения в развитии» предполагает специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения центральной нервной системы, совокупность в высокой степени пораженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникативных, двигательных, сенсорных функций, в значительной степени препятствующих развитию жизнедеятельности индивидуума в социуме.

Целью СИПР (специальной индивидуальной программы развития) является, обретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

В коррекционной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1.Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

 2.Иллюстрация — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц.

3 Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ). Использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Приемы

• показ способов действий;

• показ образца.

Моя ученица обучается по данной программе четвёртый год. Девочка с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок практически не двигается, с трудом ползает. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус повышен, постоянные спазмы, мелкая и артикуляционная моторика не развита. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения) и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, затруднен не только захват предмета, но и его высвобождение (отпускание), нуждается в уходе и присмотре. Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует на шум и крик - вздрагиванием.

Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие девочки умеренной умственной отсталости. Она проявляет элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации. У неё проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения невербальным средствам коммуникации. Её интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, чтения. У ребёнка высокая мотивация к обучению.

Вся работа с ребёнком строится на индивидуальной форме обучения. При построении занятий учитываются основные методические принципы обучения особых детей: игровая форма обучения, частая смена видов деятельности, наглядность и доступность изучаемого материала. Наглядные методы - наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий – яркие, необычные - наборы предметных и сюжетных картинок, развивающие игры, конструкторы, фигурки зверей, массажёры. В качестве средств для выполнения заданий подбираю материалы для стимуляции тактильного, зрительного и слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Игровые методы и приёмы обучения, используемые в работе:

-методы: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде;

-приёмы: внезапное появление объектов, выполнение педагогом игровых действий, создание игровой ситуации.

Чтобы заинтересовать ребёнка использую нестандартные подходы, также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии.

Все эти формы и методы эффективны при обучении моей ученицы. Оля знает буквы, различает слоги, может составлять и читать односложные слова (состоящие из 3 – 4 букв), освоила счёт до 20.

На занятиях применяю разные формы, и методы направленные на развитие мелкой моторики и функции кисти.

У девочки большое желание двигать руками не хаотично, а целенаправленно. Поэтому наши занятия мы начинаем с массажа рук (разжимание кисти, повороты руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку, перекладывание предмета из одной руки в другую, для стимуляции изолированных движений указательного пальца используем следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, пластилин; рисование фигур на песке, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения—приведения большого пальца используем следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Благодаря данным упражнениям девочка научилась двигать кулачком вверх – вниз, влево – вправо.

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.). Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о невозможности освоения школьной программы для детей с ТМНР (тяжелые и множественные нарушения в развитии), так как страдает интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности, поэтому наличие даже незначительной динамики расценивается позитивно, поскольку процесс обучения у таких детей требует длительного времени и значительных усилий самого ребёнка, его семьи, учителя. В рамках домашнего обучения возможно эффективное обучение детей с ТМНР при правильном выборе педагогом приёмов, методов и форм работы.