Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»
Образовательный проект
«Формы организации учебной деятельности на уроке труд(технология) »
Автор:
учитель труда(технологии)
ГБОУ РК «КШИФ»
Г. Керчь Республика Крым
Бондаренко А.А.
г.Керчь-2024
Оглавление
| стр. |
| |
1. Содержание и специфика организации учебной деятельности на уроке……………………….…………………..………………………………... | 3 |
2. Задачи организации учебной деятельности на уроке …..……………………………………………. | 4 |
3. Формы организации учебной деятельности на уроке ……………...……….. | 5 |
| |
4. Фронтальная форма организации учебной деятельности ….………………. | 5 |
| |
5.Бригадная форма организации обучения школьников на уроке труд(технология)…………..………………….... | 8 |
6.Индивидуальная форма организации учебной деятельности.…………………………………... | 9 |
7.Групповая форма организации учебной деятельности.………..……………………………….……….……..... | 11 |
| |
| |
Введение
Содержание и специфика организации учебной деятельности на уроке
Учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач.
Правильная организация учебной деятельности на уроке способствует развитию творческого потенциала школьника, создает основу для самостоятельного успешного усвоения им новой информации, умений, навыков, видов и методов работы, формированию активной жизненной позиции.
Профессиональный стандарт требует от педагога знаний основ методики преподавания, видов и приемов современных педагогических технологий.
Формы обучения являются одним из основных форматов образовательного процесса.
Учебно-трудовая деятельность школьников при изучении труда(технологии) протекает в различных организационных формах. Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы и руководства деятельностью обучаемых, а также структуру построения учебных занятий.
Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством обучаемых, особенностями содержания конкретных разделов программ по технологии, материально-техническом обеспечением школьных мастерских. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов, и только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована работа на данном занятии.
На уроках технологии используются три основные формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, бригадная и индивидуальная. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
Считаю, что использование современных мультимедийных и новых учебных технологий при организации работы является повышением эффективности уроков.
Цель проекта: повысить педагогическую и дидактическую эффективность фронта работы, формы организации учебной деятельности на уроке с помощью использования цифровых технологий и практических занятий
Задачи:
Рассмотреть особенности организации форм работы в современном образовательном процессе. Выделить сильные и проблемные стороны организации учебной деятельности на уроке
Привести практические примеры и алгоритмы в организации формы организации учебной деятельности на уроке с использованием цифровых технологий и практических занятий
Выявить наиболее продуктивные современные образовательные технологии и методы при организации формы организации учебной деятельности на уроке
Планируемые результаты:
Предметные: узнают о видах металлов и искусственных материалов, о древесине их характеристиках и свойствах; познакомятся с основными прокатными профилями, их назначением; научатся различать металлы, искусственные материалы, проводить простейшие исследования свойств, изучение профессии связанные с темой.
Метапредметные:
Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.
Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные:
Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету труд «Технология».
Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
уважение к труду и результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; проявляют интерес к новым знаниям и профессии токаря, ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
проявляют познавательный интерес, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Объект исследования – правила организации форм учебной деятельности на современном уроке.
Предмет исследования – продуктивные современные образовательные технологии и методы при организации различных форм организации учебной деятельности на уроке
Ожидаемый результат: повышение собственной профессиональной компетентности, формирование практических умений по организации работы на уроке, повышение уровня учебной мотивации, динамика развития познавательных процессов.
Практическая значимость данного проекта заключается в дальнейшем использовании его результатов и практических рекомендаций учителям в образовательном процессе.
Формы организации учебной деятельности на уроке.
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Рассмотрим ,что представляет собой каждая из перечисленных форм организации учебной работы учащихся на уроке.
Фронтальная форма организации учебной деятельности.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думанья. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном
обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувства сопричастности в общих достижениях класса.
Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги - Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разной работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления, пишет Ю.Б. Зотов, наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Практические работы организуют фронтально, однако, и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
На основе вышесказанного, я могу заключить, что в эффективности применения фронтальной формы организации обучения важная роль возлагается на плечи педагога. В его миссию входит:
1.умение держать в поле зрения весь класс;
2.видеть работу каждого ученика;
3.создавать атмосферу творческой коллективной работы;
4.стимулировать активность обучающихся.
5.Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.
6.Фронтальная форма организации обучения не лишена недостатков. Она в определенной степени усредняет задания по объему и не учитывает индивидуальные особенности обучающихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.
7.Применение фронтальной формы организации учебной деятельности характеризуется слабой продуктивностью, поэтому ее необходимо применять в комплексе с иными формами и методами обучения.
Фронтальная форма организации на уроке труд(технология) заключается в том, что все ученики выполняют одинаковое задание. Учителю при этом легче работать: вводный инструктаж, объяснение особенностей предстоящей работы, предупреждение о типичных ошибках обращены ко всей группе, проще контроль, удобнее сравнить степень продвинутости у разных учеников (целевые обходы конкретны). Если материальная база мастерских позволяет организацию фронтального обучения (достаточно оборудования, инструментов и приспособлений), эту форму можно считать основной. Тем не менее она не лишена недостатков.
Прежде всего, фронтальное обучение не считается с различными в подготовленности отдельных учащихся, вследствие чего нарушается общий темп работы. Поскольку каждый ученик от начала до конца выполняет все операции сам, не формируются представления о характере разделения труда на современном производстве.
Бригадная форма организации обучения школьников на уроке труд(технология) предполагает разделение их на группы по нескольку человек. Характерно, что каждая группа при этом выполняет свое задание (они могут существенно различаться). Правила такого обучения достаточно просты, но их соблюдение несомненно важно для успеха.
Состав бригад относительно постоянен. Учащиеся входят в них, руководствуясь в основном взаимными симпатиями, общими интересами. Однако учитель должен стремиться к тому, чтобы бригады оказались сравнительно равноценными по силам. В каждой бригаде выделяется старший (бригадир), который руководит общей работой. Но, общее руководство и контроль при этом остаются за учителем.
Прежде чем приступить к распределению учащихся по группам, постарайтесь как можно лучше узнать каждого из них. Сравните свое мнение об учениках с мнением других учителей.
Прежде чем приучить учеников к групповой работе, их нужно научить работать самостоятельно.
Работу в группах следует вводить постепенно, чтобы дать ученикам время , необходимое на для приспособления к новым условиям.
Группируйте учеников в соответствии с их индивидуальными способностями.
Проверьте, все ли ученики хорошо знают принципы и обязанности членов группы.
Применительно к обучению технологии представляется, что бригадная форма организации работы учащихся особенно приемлема при выполнении проектов. Естественно, что в этом случае усложняется руководство учебным процессом со стороны учителя, которому приходится одновременно осуществлять контроль не только за несколькими разнообразными работами, но и за характером деятельности каждого из учеников в группах.
Однако достоинства этой организационной формы очевидны. Она создает у школьников общее представление об организации труда работающих на производстве. Бригада может решать серьезные задачи, работая над более сложными объектами труда, что повышает интерес учащихся к делу. И наконец, это по существу единственно возможный вариант организации обучения в тех случаях, когда недостает оборудования, например, при работах на станках или швейных машинках.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности.
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, с рабочими инструментами; выполнение различных технологических проектов.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся при выполнении специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям. Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабо успевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.
Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу - различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.
Групповая форма организации учебной деятельности.
Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной форме урока учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним - двумя школьниками, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем другое положение таких учащихся в группе. Наряду с помощью учителя, нуждающиеся в ней, получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Эта форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ и работ-практикумов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных вычислений или расчетов. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
Группы могут быть постоянного и сменного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость. Как показала практика нецелесообразно составлять группу только из слабоуспевающих учеников. Нужно, чтобы в ее составе были среднеуспевающие, а также хорошо и отлично успевающие учащиеся.
Заключение: применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Наблюдения и опытное преподавание показало, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения, но возникает проблема деления класса на группы. От того, как учитель сможет решить эту проблему, будет зависеть весь дальнейший ход обучения.
Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Те знания становятся крепкими и важными, которые добываешь сам. Правила работы должны быть выработаны учителем и учащимися вместе, а потом уже им дается возможность самим организовывать совместную деятельность. Алгоритм работы в группе.
1.Займите места в группе.
2.Распределите роли.
3.Ведущий проговаривает задание, все его контролируют.
4.Выполнение задания.
5.Проверка понимания выполненного всеми членами группы.
6.Подготовка вопросов по теме другим группам.
7.Подготовка презентации проектной работы на уроке.
8.Сообщение о завершении работы.