Формы организации адаптивного физического воспитания в работе с детьми школьного возраста, имеющими нарушения слуха и зрения
Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.
В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
• уроки образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
• уроки коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
• уроки оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
• уроки лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации, утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);
• уроки спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
• уроки рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
Неурочные формы.
Двигательные нарушения, которые встречаются у детей с нарушением зрения и слуха.
Нарушения зрения.
Нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений. Нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры. Неврозы, болезни органов дыхания, сердечно - сосудистой системы, обмена веществ. Минимальная мозговая дисфункция, снижение слуха. Быстрая утомляемость.
Нарушения слуха.
Нарушение функций вестибулярного аппарата, задержка моторного и психического развития, нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения. Нарушения равновесия, ритмичности, точности движений, реагирующей способности, пространственно - временной ориентации. Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки. Заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства.
Основные методы адаптивного физического воспитания детей школьного возраста с нарушением психического и интеллектуального развития.
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной деятельности. К ним относятся:
— методы формирования знаний;
— методы обучения двигательным действиям;
— методы развития физических способностей;
— методы воспитания личности;
— методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
— методы регулирования психического состояния детей. В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.
Основы техники безопасности на уроках по физической культуре при работе с детьми школьного возраста имеющими нарушения зрения.
Для детей с ОВЗ в процессе физического воспитания, необходимо создавать следующие безопасные условия:
- иметь установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке.
-спортивный инвентарь, должен находиться в определенном месте;
-не рекомендуется оставлять по периметру зала предметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся;
-использовать яркий инвентарь: зеленого, красного, оранжевого, желтого цветов. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку не только свободно играть, но и точно бросать и ловить мяч, самостоятельно находить его.
- используемый инвентарь игровая площадка должны быть безопасными.
Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)
Упражнения | Коррекционная направленность |
«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника. | Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость. |
«Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой. | Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений. |
«Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук. | Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве. |
«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь по шире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук. | Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль над положением частей тела в пространстве. |
«Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову. | Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению. |
«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке». | Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота. |
«Пловец». Из положения, лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола. | Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения. |
«Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед — медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы. | Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища. |
«Свеча». Из положения лежа на спи- не, руки за голову — сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и мед- ленно опустить в исходное положение. | Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация, регулирование амплитуды движения. |
«Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения — имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с по- степенным ускорением. | Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений. |
«Стрелка». Из положения, лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча — отведение левой ноги вверх. То же — на левом боку с отведением правой ноги. | Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация движений. |
«Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны — поднять ноги на 90° и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола. | Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация движений, ориентация в пространстве, волевое усилие. |
Подвижные игры для детей с отклонениями в состоянии здоровья
Название | Цель, задачи | Содержание (ход игры) | Инвентарь, оборудование | Методические особенности |
Подвижные игры для детей с нарушением речи |
«Гонки» | развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения. | Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев — это пятипалые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ. Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола. | Количество игроков 2—5 | Усложнение игры: Игра малой интенсивности выполняется сидя за столом. |
«Прижми палец» | развитие силы и ловкости пальцев рук. | Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков. | Количество игроков 2 | Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков. Игра малой подвижности, дети играют по двое. |
Подвижные игры для детей с нарушением зрения |
«Найди мячик» | Развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи. | Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски. | Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Озвученный мяч (с бубенчиком внутри). | Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика. Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши. Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади. Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий. |
«Попади в мишень» | Развитие слуховой памяти и меткости. | Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов. | Игра проводится с группой из четырех и более детей. Мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.
| Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря). Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка. |
Подвижные игры для детей с умственной отсталостью |
«Что пропало» | активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти. | На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз | Оптимальное количество игроков — 5—10 несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.). | Варианты Увеличить количество предметов, Уменьшить время запоминания предметов. Убрать два предмета. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям. |
«Кот и воробушки» | развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. | На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота». | Количество игроков — 6—15. Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч. | Варианты Вместо бревна можно использовать обруч, встав в пего на одну ногу. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень близко к спящему «коту». Методические указания |