ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Урок – основная форма обучения
По определению Б.Т. Лихачёва, «форма обучения представляет собой целенаправленную, чётко организованную содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношения учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов».
Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершённый, целостный элемент учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания. Кроме обучения есть ещё организация обучения. Организация обучения предполагает организацию деятельности детей и учителя, приведённые в порядок учебного процесса, придание ему соответствующей формы.
В поисках путей более эффективное использование структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Существует три основные формы – фронтальная, индивидуальная и групповая. Рассмотрим каждую в отдельности.
1.2 Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся.
Фронтальная форма совместной деятельности учащихся предполагает совместные действия учащихся под руководством учителя.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Фронтальная форма обучения имеет недостатки. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоении знаний на более высоком уровне.
1.3 Индивидуальная форма совместной деятельности учащихся. Индивидуальная форма совместной деятельности учащихся предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
Индивидуальная форма организации учащихся на уроке – это форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.). Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений.
Такая организация учебной работы учащихся на уроке даёт возможность каждому ученику в силу своих способностей постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. Но эта форма организации содержит и серьёзный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуальная форма организации учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы работы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.
1.4 Групповая форма организации учебной деятельности учащихся.
Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предполагает работу учащихся в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Признаки групповой формы организации учащихся:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определённое конкретное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальное участие каждого члена группы;
состав группы не постоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли использоваться учебные возможности каждого члена группы;
Величина группы может быть различной (3-6 человек). Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, которые могут успешно заниматься самостоятельной работой.
В группу подбирают разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяют им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Однородная групповая предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.