СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы проявления психики у животных

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы проявления психики у животных»

Формы проявления психики у животных.


В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.

Инстинкты – это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении.

Пример инстинктивных действий – сезонные перелёты птиц, постройка гнезда птицами и нор животными, запасание пищи на пищу и т.д.

Инстинктивное поведение производиться автоматически, без какого-либо признака разума, мышления. Инстинкты – очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными/

Виды инстинктов:

- питание – врожденная способность животных находить и поглощать пищу.

- самосохранение – врожденная способность животных защищаться и нападать на врагов.

- инстинкт продолжения рода – врожденная способность животных находить брачного партнёра, производить и выращивать потомство. Наиболее ярко он проявляется как материнский инстинкт.

- статности – врожденная способность совместного проживания животных.

Навык - способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе навыка лежит система условного рефлекса. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира.

Пути образования навыка:

- самообучение (в результате условий жизни животное само обучается определённым формам поведения приспосабливаясь к возникшим изменениям)

- взаимообучение – когда взрослая особь обучает более молодых определённым формам поведения.

- дрессировка – формирование у животных навыков человека.

Чем выше стоит животное на ступеньках эволюционной лестницы, тем легче и быстрее сформировать у него навык.

Интеллектуальное поведение – простейшая форма мыслительной деятельности, основана на установлении связей между предметами. Интеллектуальное поведение – высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление животного к меняющимся условиям среды. Проявляется у высших животных (человекообразных обезьян, дельфинов) их мыслительные способности можно приравнивать к мыслительным способностям ребенка 3-4 лет. Можно говорить о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И.П.Павлов).

Характеристика элементарного мышления животных:

- Умственные операции выражаются только в действиях направленных на удовлетворение биологических потребностей.

- нет обдумывания, т.к. нет языка где оформляются и выражаются мысли.

- изобретённые способы действий не передаются от одного животного к другому, они принадлежат только тому, кто их обнаружил

- зачаточное мышление животных дальше не развивается.