ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В современном обществе на педагога-психолога образовательной организации взвален большой спектр задач, которые специалисту необходимо охватить. В связи с большой нагрузкой на педагога-психолога зачастую остается в стороне одно из основных направлений работы – работа с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении и системной помощи, так как взаимоотношения внутри семьи претерпевают сложности из-за большей занятости родителями решением проблем ребенка и спецификой дефекта ребенка.
Полноценное взаимодействие с родителями отсутствует по различным причинам: не организован процесс взаимодействия в образовательном учреждении между педагогом-психологом и родителями, нехватка времени педагогов, отсутствие психолого-педагогической компетентности педагогов-психологов и родителей, неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи и т. д. Но важно понимать, что психолого-педагогическое сопровождение должно быть в плотном сотрудничестве с семьей, так как при условии успешного взаимодействия возможны реальные изменения в физическом и психологическом развитии особого ребенка.
Поэтому при организации психолого-педагогического сопровождения семей обучающихся педагогу-психологу важно ставить перед собой следующие задачи:
– оказание систематической психологической помощи членам семьи обучающегося с ОВЗ;
– повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
– оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка;
– повышение уровня знаний и умений родителей, необходимых для осуществления поддерживающего взаимодействия с ребенком [3].
Работа педагога-психолога направлена на:
– вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ;
– поддержка и повышение социального статуса семей;
– профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления;
– повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
– оптимизация детско-родительских отношений;
– сопровождение семей «группы риска» [4].
Исходя из представленных задач и направлений работы, перед педагогом-психологом, для оптимизации рабочего времени и увеличения эффективности при оказании психолого-педагогической помощи детей с ОВЗ, встает вопрос об эффективных формах работы с родителями обучающихся. Стоит отметить, что педагог-психолог может оказывать сопровождение обучающихся с ОВЗ не только в рамках коррекционных занятий, но и принимая активное участие во внеурочной деятельности образовательной организации, на мероприятиях специалист может быть в качестве наблюдателя, организатора, помощника или участника. В таблице, представленной ниже, предложен Вашему вниманию собственный опыт учреждения при взаимодействии с родителями, а также ожидаемые результаты при взаимодействии с семьей для ребенка, родителей и специалистов (таблица 1).
Таблица 1
Формы работы педагога-психолога с родителями в образовательных организациях различного уровня, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Форма работы | Примерные темы мероприятий | Ожидаемые результаты |
Ребенок | Родитель | Педагог-психолог |
Совместные мероприятия «ребенок-родитель» | Спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья» Выставка поделок «Мы с папой можем все!» | Повышение уровня самооценки обучающегося; Снижение уровня тревожности у обучающихся; Гармонизация детско- родительских отношений. | Гармонизация детско- родительских отношений; Снижение уровня тревожности родителей; Изменение отношения родителей к собственному ребенку (переоценка способностей ребенка). | Создание прочной системы взаимодействия образовательной организации с семьей. Улучшение психологического климата в группе/классе. |
Вебинары для родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями | «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка с ОВЗ»; «Типичные ошибки родителей в воспитании детей». | Гармонизация детско- родительских отношений; Улучшение общего физического и психологического состояния ребенка. | Повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. | Формирование психолого- педагогической культуры, теоретических знаний и практических умений родителей по вопросам развития, обучения и воспитания обучающихся. |
Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями | «Как выполнять домашнее задание с ребенком?»; Как развивать память, внимание и мышление у ребенка | Гармонизация детско- родительских отношений | Гармонизация детско- родительских отношений; повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. | Формирование психолого- педагогической культуры, теоретических знаний и практических умений родителей по вопросам развития, обучения и воспитания обучающихся. |
Педагогические тренинги с педагогом- психологом, направленные на оптимизацию детско- родительских отношений | «Формула общения в семье»; «Я хочу тебя понять». | Гармонизация детско- родительских отношений; Развитие социализации ребенка; Развитие коммуникативных навыков обучающихся; Снижение уровня тревожности у обучающихся; Успешная адаптация ребенка в школьном коллективе. | Гармонизация детско- родительских отношений; повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. | Формирование активной позиции родителей как субъектов образовательного процесса. |
Мастер-классы для родителей | «Веселая арти-куляционная гимнастика»; «Готовимся к школе, играя». | Гармонизация детско- родительских отношений. Развитие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. | Повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. | Формирование психолого- педагогической культуры, теоретических знаний и практических умений родителей по вопросам развития, обучения и воспитания обучающихся. |
Преемственность при переходе с одного уровня образования на другой | «Скоро будем 5-классниками!» | Успешная адаптация ребенка к новому уровню образования. Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся. Повышение уровня учебной мотивации у обучающихся. | Получение информации о сильных сторонах ребенка. Повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. | Создание прочной системы взаимодействия образовательной организации с семьей. |
Таким образом, данная таблица, раскрывая всю работу образовательной организации отражает как педагог-психолог может взаимодействовать с родителями обучающихся с ОВЗ и к какому результату это взаимодействие приведет, что в свою очередь послужит не только практическим инструментом в работе педагога-психолога, но и оптимизацией рабочего времени специалиста. При совместной работе педагога-психолога, родителей и обучающегося с ОВЗ можно рассчитывать на положительную динамику психолого-педагогического сопровождения, что послужит становлению полноценной личности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будникова, Е. С. Консультативная помощь педагогам и родителям в условиях инклюзивного обучения учеников с задержкой психического развития : методические рекомендации / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова. – Челябинск: Издательство Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – С. 23–68. – Текст: непосредственный.
2. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – С. 120–185. – Текст : непосредственный.
3. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. : под редакцией И. В. Дубровиной. – Москва : Просвещение, 2007. – С. 75–78. – Текст : непосредственный.
4. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: отконцепции к практике : Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребёнка. – Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – С. 27–42. – Текст : непосредственный.