СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы педагога-психолога с родителями в образовательных организациях различного уровня, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе на педагога-психолога образовательной организации взвален большой спектр задач, которые специалисту необходимо охватить. В связи с большой нагрузкой на педагога-психолога зачастую остается в стороне одно из основных направлений работы – работа с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении и системной помощи, так как взаимоотношения внутри семьи претерпевают сложности из-за большей занятости родителями решением проблем ребенка и спецификой дефекта ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Формы работы педагога-психолога с родителями в образовательных организациях различного уровня, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


В современном обществе на педагога-психолога образовательной организации взвален большой спектр задач, которые специалисту необходимо охватить. В связи с большой нагрузкой на педагога-психолога зачастую остается в стороне одно из основных направлений работы – работа с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении и системной помощи, так как взаимоотношения внутри семьи претерпевают сложности из-за большей занятости родителями решением проблем ребенка и спецификой дефекта ребенка.

Полноценное взаимодействие с родителями отсутствует по различным причинам: не организован процесс взаимодействия в образовательном учреждении между педагогом-психологом и родителями, нехватка времени педагогов, отсутствие психолого-педагогической компетентности педагогов-психологов и родителей, неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи и т. д. Но важно понимать, что психолого-педагогическое сопровождение должно быть в плотном сотрудничестве с семьей, так как при условии успешного взаимодействия возможны реальные изменения в физическом и психологическом развитии особого ребенка.

Поэтому при организации психолого-педагогического сопровождения семей обучающихся педагогу-психологу важно ставить перед собой следующие задачи:

– оказание систематической психологической помощи членам семьи обучающегося с ОВЗ;

– повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

– оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка;

– повышение уровня знаний и умений родителей, необходимых для осуществления поддерживающего взаимодействия с ребенком [3].

Работа педагога-психолога направлена на:

– вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ;

– поддержка и повышение социального статуса семей;

– профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления;

– повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

– оптимизация детско-родительских отношений;

– сопровождение семей «группы риска» [4].

Исходя из представленных задач и направлений работы, перед педагогом-психологом, для оптимизации рабочего времени и увеличения эффективности при оказании психолого-педагогической помощи детей с ОВЗ, встает вопрос об эффективных формах работы с родителями обучающихся. Стоит отметить, что педагог-психолог может оказывать сопровождение обучающихся с ОВЗ не только в рамках коррекционных занятий, но и принимая активное участие во внеурочной деятельности образовательной организации, на мероприятиях специалист может быть в качестве наблюдателя, организатора, помощника или участника. В таблице, представленной ниже, предложен Вашему вниманию собственный опыт учреждения при взаимодействии с родителями, а также ожидаемые результаты при взаимодействии с семьей для ребенка, родителей и специалистов (таблица 1).

Таблица 1

Формы работы педагога-психолога с родителями в образовательных организациях различного уровня, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Форма работы

Примерные темы мероприятий

Ожидаемые результаты

Ребенок

Родитель

Педагог-психолог

Совместные мероприятия «ребенок-родитель»

Спортивное мероприятие «Мама, папа, я –

спортивная семья»

Выставка поделок «Мы с папой можем все!»

Повышение

уровня самооценки обучающегося;

Снижение уровня тревожности у

обучающихся;

Гармонизация

детско-

родительских

отношений.

Гармонизация

детско-

родительских

отношений;

Снижение уровня тревожности

родителей;

Изменение отношения родителей к собственному ребенку (переоценка

способностей

ребенка).

Создание прочной системы

взаимодействия

образовательной организации с семьей.

Улучшение

психологического климата в

группе/классе.

Вебинары для

родителей по

вопросам развития, воспитания

и обучения детей с особыми

образовательными потребностями

«Стили семейного воспитания и

их влияние на

формирование

личности ребенка с ОВЗ»;

«Типичные

ошибки родителей в воспитании

детей».

Гармонизация

детско-

родительских

отношений;

Улучшение общего физического и психологического состояния ребенка.

Повышение родительской

компетентности

по вопросам

развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Формирование

психолого-

педагогической

культуры, теоретических знаний и практических умений

родителей по

вопросам развития, обучения

и воспитания

обучающихся.

Консультирование родителей

по вопросам

развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями

«Как выполнять

домашнее задание с ребенком?»;

Как развивать

память, внимание и мышление

у ребенка


Гармонизация

детско-

родительских

отношений

Гармонизация

детско-

родительских

отношений;

повышение родительской

компетентности

по вопросам

развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Формирование

психолого-

педагогической

культуры, теоретических знаний и практических умений

родителей по

вопросам развития, обучения

и воспитания

обучающихся.

Педагогические

тренинги с педагогом-

психологом, направленные на

оптимизацию

детско-

родительских

отношений

«Формула общения в семье»;

«Я хочу тебя понять».

Гармонизация

детско-

родительских

отношений;

Развитие социализации ребенка;

Развитие коммуникативных навыков обучающихся;

Снижение уровня тревожности у

обучающихся;

Успешная адаптация ребенка в школьном коллективе.

Гармонизация

детско-

родительских

отношений;

повышение родительской

компетентности

по вопросам

развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Формирование

активной позиции родителей

как субъектов

образовательного процесса.


Мастер-классы

для родителей

«Веселая арти-куляционная

гимнастика»;

«Готовимся к

школе, играя».

Гармонизация

детско-

родительских

отношений.

Развитие ребенка

в соответствии с

возрастными и

индивидуальными особенностями.

Повышение родительской

компетентности

по вопросам

развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Формирование

психолого-

педагогической

культуры, теоретических знаний и практических умений

родителей по

вопросам развития, обучения

и воспитания

обучающихся.

Преемственность при переходе с одного

уровня образования на другой

«Скоро будем

5-классниками!»

Успешная адаптация ребенка к новому уровню

образования.

Снижение уровня школьной

тревожности у

обучающихся.

Повышение

уровня учебной

мотивации у

обучающихся.

Получение информации о

сильных сторонах ребенка.

Повышение родительской

компетентности

по вопросам

развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.


Создание прочной системы

взаимодействия

образовательной организации с семьей.



Таким образом, данная таблица, раскрывая всю работу образовательной организации отражает как педагог-психолог может взаимодействовать с родителями обучающихся с ОВЗ и к какому результату это взаимодействие приведет, что в свою очередь послужит не только практическим инструментом в работе педагога-психолога, но и оптимизацией рабочего времени специалиста. При совместной работе педагога-психолога, родителей и обучающегося с ОВЗ можно рассчитывать на положительную динамику психолого-педагогического сопровождения, что послужит становлению полноценной личности ребенка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Будникова, Е. С. Консультативная помощь педагогам и родителям в условиях инклюзивного обучения учеников с задержкой психического развития : методические рекомендации / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова. – Челябинск: Издательство Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – С. 23–68. – Текст: непосредственный.

2. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – С. 120–185. – Текст : непосредственный.

3. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. : под редакцией И. В. Дубровиной. – Москва : Просвещение, 2007. – С. 75–78. – Текст : непосредственный.

4. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: отконцепции к практике : Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребёнка. – Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – С. 27–42. – Текст : непосредственный.