Выступление на заседании
Методического Объединения математиков
«Формы рефлексии на уроках математики
в 5 – 6 классах»
Докладчик
Заряева М. С.
учитель математики
В современной образовательной концепции ключевым аспектом является развитие личности, основными качествами которой выделяют готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В результате чего остро встает проблема формирования у ребенка способности к рефлексивному контролю, осуществляемой им деятельности, а также мотивации и готовности к успешному обучению.
Ключевым этапом современного урока является рефлексия.
Рефлексия позволяет сформировать навыки самоконтроля и самооценке. В дальнейшем учащимся проще анализировать причинно-следственные связи. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. [1]
Классификация рефлексии можно провести:
По содержанию: устная и письменная рефлексия.
По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял – не понял, какие затруднения испытывал
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия. [3]
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния.
рефлексия деятельности.
рефлексия содержания учебного материала.
Я хочу рассказать о приемах организации рефлексии на уроке, которыми я пользуюсь на уроках математики. [6]
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики» Самый простой вариант: показ карточек с изображением
трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
«Букет настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.[2]
Рефлексия деятельности - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока.
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т. п.
«Выбор»: учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным___________________скучным.
2.Я научился
многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_________________________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________не доволен.
На доске записаны фразы, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться
«Оцени себя на уроке»: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
«Ладошки»: учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Рефлексия содержания учебного предмета
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
«Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«|» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
«Вопросы, требующие многовариантные ответы»
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.[5]
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. [4]
Список литературы:
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В.Школа молодого учителя- Волгоград: «Учитель», 2007
Гин А.А. Приемы педагогической техники -Луганск: СПД Резников В.С., 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический поиск»,2004.
http://pandia.ru/text/80/028/2337667543368900.php
7