СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формы рефлексии на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной образовательной концепции ключевым аспектом является развитие личности, основными качествами которой выделяют готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В результате чего остро встает проблема формирования у ребенка способности к рефлексивному контролю, осуществляемой им деятельности, а также мотивации и готовности к успешному обучению. 

Просмотр содержимого документа
«"Формы рефлексии на уроках математики"»

Выступление на заседании

Методического Объединения математиков

«Формы рефлексии на уроках математики

в 5 – 6 классах»

Докладчик

Заряева М. С.

учитель математики


В современной образовательной концепции ключевым аспектом является развитие личности, основными качествами которой выделяют готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В результате чего остро встает проблема формирования у ребенка способности к рефлексивному контролю, осуществляемой им деятельности, а также мотивации и готовности к успешному обучению.

Ключевым этапом современного урока является рефлексия.

Рефлексия позволяет сформировать навыки самоконтроля и самооценке. В дальнейшем учащимся проще анализировать причинно-следственные связи. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. [1]

Классификация рефлексии можно провести:

  1. По содержанию: устная и письменная рефлексия.

  2. По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

  3. По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

  4. По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял – не понял, какие затруднения испытывал

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

    • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

    • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

    • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

    • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

    • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

    • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

    • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия. [3]

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:


  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  2. рефлексия деятельности.

  3. рефлексия содержания учебного материала.

Я хочу рассказать о приемах организации рефлексии на уроке, которыми я пользуюсь на уроках математики. [6]

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Смайлики» Самый простой вариант: показ карточек с изображением

трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

 «Букет настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.[2]

  1. Рефлексия деятельности - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока.

  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения:

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

  • "Я похвалил бы себя…";

  • "Особенно мне понравилось…";

  • "После урока мне захотелось…";

  • "Я мечтаю о …";

  • "Сегодня мне удалось…";

  • "Я сумел…";

  • "Было интересно…";

  • "Было трудно…";

  • "Я понял, что…";

  • "Теперь я могу…";

  • "Я почувствовал, что…";

  • "Я научился…";

  • "Меня удивило…" и т. п.


  1. «Выбор»: учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным___________________скучным.

2.Я научился

многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно__________________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_________________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________не доволен.

  1. На доске записаны фразы, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться

  1. «Оцени себя на уроке»: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

  2. «Ладошки»: учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

  1. Рефлексия содержания учебного предмета

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

  1. «Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«|» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

  1. «Вопросы, требующие многовариантные ответы»

  1. Почему было трудно?

  2. Что открыли, узнали на уроке?

  3. Оправдались ли ваши ожидания от урока?

  4. Что вы взяли с сегодняшнего урока?

  5. Над чем заставил задуматься урок?

Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.[5]

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

  • Что я делаю?

  • С какой целью?

  • Каковы результаты моей деятельности?

  • Как я этого достиг?

  • Можно ли сделать лучше?

  • Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. [4]

Список литературы:

  1. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В.Школа молодого учителя- Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники -Луганск: СПД Резников В.С., 2006

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.

  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический поиск»,2004.

  6. http://pandia.ru/text/80/028/2337667543368900.php









7