СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы внеурочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы внеурочной деятельности в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Формы внеурочной деятельности в начальной школе»

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе.    ПРУДЕЙ А.А.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

ПРУДЕЙ А.А.

    Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?   Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, мастерские, факультативы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и других. Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ?  Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, мастерские, факультативы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и других.

Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ?

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Форма в педагогике Способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания; это структура, система организации чего-либо. Форма есть совокупность приемов и средств. (Е.В. Титова). Типы форм воспитательной работы различаются между собой по определенным признакам: целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям.

Форма в педагогике

  • Способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.
  • Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания; это структура, система организации чего-либо. Форма есть совокупность приемов и средств. (Е.В. Титова).
  • Типы форм воспитательной работы различаются между собой по определенным признакам: целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям.
Формы и результат Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Формы и результат

  • Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).
  • Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Кружок Форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Это среда общения и совместной деятельности. Может быть и по предмету . Функции: Расширение , углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организация детского досуга и отдыха.

Кружок

Форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Это среда общения и совместной деятельности. Может быть и по предмету .

Функции:

  • Расширение , углубление, компенсация предметных знаний;
  • приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
  • расширения коммуникативного опыта;
  • организация детского досуга и отдыха.
Кружок  Особенность кружка состоит в форме выражения итога, результата.  Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах, выставках и т.д. На базе кружков могут созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок

Особенность кружка состоит в форме выражения итога, результата.

Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах, выставках и т.д.

На базе кружков могут созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Клуб Форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: Добровольность членства; Самоуправление; Единство цели; Совместная деятельность в непосредственном контакте детей друг с другом. Клуб может иметь: - Устав; - Программу; - Эмблему; - Девиз и другие внешние атрибуты.

Клуб

Форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.

Принципы клуба:

  • Добровольность членства;
  • Самоуправление;
  • Единство цели;
  • Совместная деятельность в непосредственном контакте детей друг с другом.

Клуб может иметь:

- Устав;

- Программу;

- Эмблему;

- Девиз и другие внешние атрибуты.

Клуб Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем состав клуба не отличается обязательным постоянством. Клубы различаются по масштабам деятельности: Многопрофильные и однопрофильные по преобладающим видам деятельности. Учебные, дискуссионные, творческие, досуговые по степени организованности; Официальные и неформальные по возрастному признаку членов клуба; Одновозрастные и разновозрастные по временному фактору; Постоянные и временные. Результатами деятельности клуба является: наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Клуб

Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем состав клуба не отличается обязательным постоянством.

Клубы различаются по масштабам деятельности:

  • Многопрофильные и однопрофильные по преобладающим видам деятельности.
  • Учебные, дискуссионные, творческие, досуговые по степени организованности;
  • Официальные и неформальные по возрастному признаку членов клуба;
  • Одновозрастные и разновозрастные по временному фактору;
  • Постоянные и временные.

Результатами деятельности клуба является: наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Секция Форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т.д.) Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Отличительные признаки: Специфические образовательные задачи; Принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта; Ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта; Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Секция

Форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т.д.)

Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни.

Отличительные признаки:

  • Специфические образовательные задачи;
  • Принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
  • Ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
  • Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Секция Принципы организации работы секции: Всесторонности; Сознательности и активности; Постепенности; Повторяемости; Наглядности; Индивидуализации. Занятия в секции должны носить регулярный характер. Результат деятельности секции – появление у ребенка техники спортивного мастерства.

Секция

Принципы организации работы секции:

  • Всесторонности;
  • Сознательности и активности;
  • Постепенности;
  • Повторяемости;
  • Наглядности;
  • Индивидуализации.

Занятия в секции должны носить регулярный характер.

Результат деятельности секции – появление у ребенка техники спортивного мастерства.

Секция Занятия в секции должны носить регулярный характер. Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике: Словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т.п.) Наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.) Методы практических упражнений включают в себя две группы: методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнений в целом и по частям) Методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).

Секция

Занятия в секции должны носить регулярный характер.

Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике:

  • Словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т.п.)
  • Наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.)
  • Методы практических упражнений включают в себя две группы: методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнений в целом и по частям)
  • Методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).

Студия Форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительные особенности: Общие задачи. Единые ценности совместной деятельности. Эмоциональный характер межличностных отношений. Цели деятельности: Развитие художественных и творческих особенностей детей. Выявление ранней творческой одаренности. Поддержка и развитие творческих способностей. Виды: театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т.п.

Студия

Форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности.

Отличительные особенности:

  • Общие задачи.
  • Единые ценности совместной деятельности.
  • Эмоциональный характер межличностных отношений.

Цели деятельности:

  • Развитие художественных и творческих особенностей детей.
  • Выявление ранней творческой одаренности.
  • Поддержка и развитие творческих способностей.

Виды: театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т.п.

Театр Форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.)

Театр

Форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.)

Мастерская Форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу-производство» учеников, последователей. Отличительные черты: Принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства. Приоритет целей обучения и предметно-практических задач. Ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий. Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали)

Мастерская

Форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу-производство» учеников, последователей.

Отличительные черты:

  • Принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства.
  • Приоритет целей обучения и предметно-практических задач.
  • Ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий.
  • Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали)
Формы туристской деятельности Экскурсия Прогулка с отдыхом в лесу (парке) Походы выходного дня Игры-соревнования на местности (игра-путешествие). Виды игр-путешествий:  маршрутная игра;  игра на преодоление этапов;  игра по станциям;  игра-эстафета.

Формы туристской деятельности

Экскурсия

Прогулка с отдыхом в лесу (парке)

Походы выходного дня

Игры-соревнования на местности (игра-путешествие).

Виды игр-путешествий:

маршрутная игра;

игра на преодоление этапов;

игра по станциям;

игра-эстафета.

Алгоритм проведения игры-путешествия Подготовка участников к восприятию целии содержания игры-путешествия. Составление маршрута путешествия Определение станций («Пришкольная кругосветка» – путешествие в мир растений и животных, «Улицы и парки», «Растения города»…). 2. Сбор-старт. 3. Движение команд по маршруту. 4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности. 5. Сбор-финиш. 6. Анализ.

Алгоритм проведения игры-путешествия

  • Подготовка участников к восприятию целии содержания игры-путешествия.
  • Составление маршрута путешествия
  • Определение станций («Пришкольная кругосветка» – путешествие в мир растений и животных, «Улицы и парки», «Растения города»…).

2. Сбор-старт.

3. Движение команд по маршруту.

4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности.

5. Сбор-финиш.

6. Анализ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!