Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе.
ПРУДЕЙ А.А.
Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, мастерские, факультативы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и других.
Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ?
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Форма в педагогике
- Способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.
- Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания; это структура, система организации чего-либо. Форма есть совокупность приемов и средств. (Е.В. Титова).
- Типы форм воспитательной работы различаются между собой по определенным признакам: целевой направленности, позиции участников, воспитательным возможностям.
Формы и результат
- Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).
- Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Кружок
Форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Это среда общения и совместной деятельности. Может быть и по предмету .
Функции:
- Расширение , углубление, компенсация предметных знаний;
- приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
- расширения коммуникативного опыта;
- организация детского досуга и отдыха.
Кружок
Особенность кружка состоит в форме выражения итога, результата.
Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах, выставках и т.д.
На базе кружков могут созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Клуб
Форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.
Принципы клуба:
- Добровольность членства;
- Самоуправление;
- Единство цели;
- Совместная деятельность в непосредственном контакте детей друг с другом.
Клуб может иметь:
- Устав;
- Программу;
- Эмблему;
- Девиз и другие внешние атрибуты.
Клуб
Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем состав клуба не отличается обязательным постоянством.
Клубы различаются по масштабам деятельности:
- Многопрофильные и однопрофильные по преобладающим видам деятельности.
- Учебные, дискуссионные, творческие, досуговые по степени организованности;
- Официальные и неформальные по возрастному признаку членов клуба;
- Одновозрастные и разновозрастные по временному фактору;
- Постоянные и временные.
Результатами деятельности клуба является: наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Секция
Форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т.д.)
Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни.
Отличительные признаки:
- Специфические образовательные задачи;
- Принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
- Ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
- Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Секция
Принципы организации работы секции:
- Всесторонности;
- Сознательности и активности;
- Постепенности;
- Повторяемости;
- Наглядности;
- Индивидуализации.
Занятия в секции должны носить регулярный характер.
Результат деятельности секции – появление у ребенка техники спортивного мастерства.
Секция
Занятия в секции должны носить регулярный характер.
Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике:
- Словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т.п.)
- Наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.)
- Методы практических упражнений включают в себя две группы: методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнений в целом и по частям)
- Методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).
Студия
Форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности.
Отличительные особенности:
- Общие задачи.
- Единые ценности совместной деятельности.
- Эмоциональный характер межличностных отношений.
Цели деятельности:
- Развитие художественных и творческих особенностей детей.
- Выявление ранней творческой одаренности.
- Поддержка и развитие творческих способностей.
Виды: театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т.п.
Театр
Форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.
Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.)
Мастерская
Форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу-производство» учеников, последователей.
Отличительные черты:
- Принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства.
- Приоритет целей обучения и предметно-практических задач.
- Ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий.
- Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали)
Формы туристской деятельности
Экскурсия
Прогулка с отдыхом в лесу (парке)
Походы выходного дня
Игры-соревнования на местности (игра-путешествие).
Виды игр-путешествий:
маршрутная игра;
игра на преодоление этапов;
игра по станциям;
игра-эстафета.
Алгоритм проведения игры-путешествия
- Подготовка участников к восприятию целии содержания игры-путешествия.
- Составление маршрута путешествия
- Определение станций («Пришкольная кругосветка» – путешествие в мир растений и животных, «Улицы и парки», «Растения города»…).
2. Сбор-старт.
3. Движение команд по маршруту.
4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности.
5. Сбор-финиш.
6. Анализ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!