Понятие формы
- Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств и методов работы с детьми.
- Форма помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей.
Виды внеурочной деятельности
- Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр.
Организуется в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Виды внеурочной деятельности
- Ценностно-ориентационная деятельность , представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями.
Формы : беседы по социально-нравственной проблематике, классные часы, дискуссии , диспуты.
Виды внеурочной деятельности
- Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях.
Формы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Виды внеурочной деятельности
- Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Такие эстетические занятия для учащихся, могут быть организованы эффективно вне школы ,в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах.
формы: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Виды внеурочной деятельности
- Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность.
Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах : игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр .
Система воспитательной работы и организация
- Система воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
- Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.
- Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы.
- Ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы.
- Системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности воспитанников.
Формы воспитательной работы
1.СЛОВЕСТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ - главное обмен информации / лекции, беседы, дискуссии, диспуты и т.д./;
2.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ – главное вызвать сильные эмоции \ концерт, спектакль, выставки, праздники/;
3.ТРУДОВЫЕ ФОРМЫ – тимуровское движение, кооперативы, ученическое самоуправление, организация коллективного труда, т рудовой десант, трудовые акции.
4. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ - Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.
5.СПОРТИВНЫЕ ФОРМЫ – соревнования, олимпиады, игры.
Практическое применение форм воспитания
Воспитательная работа проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
- -предметные недели;
- -библиотечные часы;
- -конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
2) культурно-просветительное:
- -посещение городской картинной галереи, музея;
- -театральные представления;
- -участие в конкурсах, концертах, выставках, фестивалях.
Практическое применение форм воспитания
3) общественно-патриотическое:
- -встречи с пограничниками, «уроки мужества»;
- -работа школьного музея;
- -организация и проведение субботника по благоустройству школы.
4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:
- -работа спортивного клуба в школе;
- -общеоздоровительная работа;
- -проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;
- -проведение внутришкольных спортивных соревнований;
- -проведение занятий по программе формирования навыков ЗОЖ;
Практическое применение форм воспитания
5) нравственно-правовое:
- -беседа о правилах безопасности дорожного движения;
- -экологическая работа;
- -беседы о правилах поведения в общественном месте;
- -работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6) эстетическое и игровое:
- -организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- -проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- -участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района;
Беседа
диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением воспитателя и продолжается разговором с аудиторией.
- Беседа-диалог — беседа в форме диалога двух ведущих.
- Беседа-диспут - беседа с элементами диспута (спора).
- Беседа-игра — беседа с элементами игры.
- Беседа-обсуждение — беседа с элементами обсуждения.
- Беседа-практикум — беседа с практическими занятиями.
Библио-кросс
акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.
Тематический вечер
вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т.д.; организуются, чаще всего, для старшеклассников. Цель: объединить участников, приобщить к искусству, литературе, чтению.
Тематический вечер
- Успех вечера во многом обеспечивается содержательностью, яркостью и убедительностью представленной на нем информации.
- Важно учитывать следующие моменты: обеспечить яркое, эмоционально выразительное начало вечера, умело и целесообразно сочетать текст ведущих с инсценировками, фрагментами художественных произведений, чтением стихов, выступлением гостей, просмотром кинофрагментов, слайдов, показом иллюстраций, проведением всевозможных конкурсов, викторин, музыкальным сопровождением.
Викторина
познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора присутствующих. Подбор вопросов осуществляется с учетом возраста присутствующих, уровня их знаний. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».
Газета живая
театрализованное представление, основанное на газетном материале или на острых злободневных фактах жизни, сценарий которой написан, придуман и поставлен с соблюдением жанров журналистики.
Гостиная литературно-музыкальная
комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке. Различают поэтические, литературно-музыкальная, музыкальные, театральные гостиные . Сбор гостей сопровождается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым. Тематика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фрагменты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты — остроумные короткие рассказы. Театральная гостиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элементы театрального капустника.
День профессии
комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о какой-либо профессии. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.
Защита проекта
представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Как разновидность — защита фантастических проектов. Роли участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.
Игра
соревнование, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Демократический вид деятельности, имитирующий реальную жизнь с четкими правилами и ограниченной продолжительностью. Форма организации игр разнообразна: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д.
Игра
- Игра деловая – средство формирования целостной системы организационных, общественных знаний, умений и навыков на основе моделирования. В основе – модель общественно-полезной организационной деятельности.
- Игра интеллектуальная – игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.
- Игра тематическая – массовое мероприятие насыщенное игровыми элементами и посвященное какой-либо теме. Н-р, историческая, экологическая, экономическая, профориентационная, игра-загадка, игра-фантазия.
- Игра литературная - массовое мероприяти насыщенное игровыми элементами и посвященное литературе. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).
- Игра познавательная - игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников.
- Игра ролевая – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.
- Игра семейная – игра, между двумя или несколькими семейными командами.
- Игра-конкурс – мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.
- Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.
- Игры-путешествия - мероприятия в игровой форме. При подготовке путешествия необходима стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками - станциями, опушками, островами, тропинками, домиками.
- Игра-экскурсия – экскурсия с игровыми моментами.
- Игротека – мероприятие с набором игр, на одну или разные темы.
Круглый стол
форма коллективной дискуссии, позволяющая максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие заинтересованные лица.
Марафон
цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество читателей.
Мастерская радости
практическое занятие, где участники занимаются каким-либо видом творчества (рисованием, пением, танцем, музыкой, рукоделием, сочинением сказок и т. д.), позволяющее насладиться самим процессом творчества.
Панорама
мероприятие, широко и обзорно охватывающее какую-либо тему.
Тир интеллектуальный
интеллектуальная игра, в игре принимают участие 2 или более участников (команд); атрибутика: мишени, разноцветные кружки (стикеры), обозначающие места попадания. Игра проводится в 3 и более этапов. На каждом этапе задается расстояние до мишени от 10 до 100 метров (сложность вопросов), каждый участник получает от 3 до 5 выстрелов (вопросов), правильность ответа означает меткость попадания (от 1 до 5 баллов). Выигрывает набравший больше очков.
Фотокросс
соревнование фотографов, гонка с тематическими и временными рамками. Самые талантливые и активные участники получают призы на церемонии награждения победителей, которая проходит после каждого фотокросса. Для определения победителей учитываются художественность; оригинальность; скорость; соответствие заданию. Н-р, фото-кросс «Город читает» - за определенное время снять фотографии читающих людей на улицах города.
Аукцион
Аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
Аукцион направлен:
- на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;
- на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
- на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).
Аукцион
- Значительно оживит аукцион, изготовленный заранее игровой толковый словарь. В него можно поместить основные понятия аукциона:
- - «сделать ставку» − поднятием регистрационного номера заявить о готовности участия в торгах;
- - «протокол аукциона» − таблица результатов торгов участников по каждому лоту;
- - «комиссионный сбор» − творческая реакция обладателя лота в виде песенной строки, афоризма, анекдота, загадки, театрального этюда по поводу приобретенного лота.
Методика подготовки и проведения аукциона
- коллектив заранее готовится к аукциону, оргкомитет заранее готовит «вещи на продажу» (интеллектуальные, предметные и т.п.);
- выбирается ведущий – аукционист, который должен уметь ярко, красочно предложить каждую вещь, расхваливая ее достоинства, или поставить вопрос, стимулируя при этом желание у присутствующих участвовать в своеобразном соревновании интеллекта;
- ведущий (аукционист) располагается за столом (кафедрой), в руках у него молоток. Он по очереди представляет присутствующим вещь, которая разыгрывается, или объявляет тему вопросов. Участники предлагают свои варианты (версии) ответов. Когда варианты исчерпаны, ведущий считает до трех, сопровождая каждую цифру ударом молотка, Победителем становится тот, кто дал правильный ответ до третьего удара молотка. Он получает выставленную на продажу «вещь» (это может быть рецепт кулинарный, педагогический, психологический; решение любой проблемной ситуации в семье; модель детского новогоднего платья или сценарий детского семейного праздника и т.п.). Затем ведущий представляет следующую «вещь»
Ожерелье из драгоценностей
- Целью « ожерелья» является формирование ценностного отношения к творческой индивидуальности, актуализация желания открыть в себе талант и совершенствоваться в избранном направлении, ощущение эмоционального комфорта от самореализации и публичного признания со стороискусствоны сверстников.
- В мероприятии принимают участие: собственники драгоценности одаренности, ценители, эксперты − «ювелиры».
- Персональные выставки – фото, картин, прикладное искусство
С точки зрения затрат времени и подготовки:
1. Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина.
2. Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: игра-викторина (брейн-ринг, путешествие по книгам, литературное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс-конференция, конкурс .
С точки зрения затрат времени и подготовки:
3. Мероприятия, которые, помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы со школьниками: КТД, КВН, литературная композиция, суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.
4. Отдельное место занимают такие сложные формы работы, как клубы и кружки
5. Можно выделить работу по регионоведению.