СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любые переходные периоды в жизни человека часто связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – помочь школьникам в обеспечении плавного, постепенного и безболезненного перехода учащихся из начальной в основную школу. Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Поэтому я считаю, что создание условий для успешной адаптации пятиклассников возможно лишь при целенаправленной, совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Как? Каким образом? Конечно же через формы взаимодействия учителей начального и среднего звена. 

Просмотр содержимого документа
«Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период»

Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период

Любые переходные периоды в жизни человека часто связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – помочь школьникам в обеспечении плавного, постепенного и безболезненного перехода учащихся из начальной в основную школу. Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Поэтому я считаю, что создание условий для успешной адаптации пятиклассников возможно лишь при целенаправленной, совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Как? Каким образом? Конечно же через формы взаимодействия учителей начального и среднего звена. Формы эти различны.

Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5-м классе

  • знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа,

  • изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу,

  • намечают преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе и первого этапа обучения в основной школе,

  • знакомятся со спецификой форм организации обучения,

  • особенностями стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Так, в конце прошлого учебного года прошло традиционное мероприятие «Один день в пятом классе», где учителя-предметники будущих пятиклассников провели уроки русского языка, математики, истории, географии, биологии. Учителя начальных классов являлись помощниками при подготовке к урокам, а также знакомили учителей с классом и его психологическими особенностями. Состоялся разговор о методах, формах работы с обучающимися на уроке и во внеурочное время

На совместных родительских собраниях учитель начальных классов представляет классного руководителя родителям, происходит знакомство с родителями обучающихся, учитель начальных классов предлагает кандидатуры для управляющего совета лицея , помогает составить план воспитательной работы, знакомит с традициями класса.

У каждого учителя есть папка классного руководителя, где собираются, систематизируются, изучаются, хранятся, не только анкеты и социальные паспорта класса с данными на каждого ученика, но и диагностические исследования психолога, начиная с самого первого, которое проводилось ещё в детском саду перед поступлением в школу и заканчивая диагностикой в конце 4 класса. Все эти заключения и рекомендации психолога передаются учителями начальных классов классным руководителям 5-х классов ещё до 1сентября для изучения и первичного представления о классе.

Следующей формой взаимодействия является еженедельное отслеживание успеваемости не только через классный журнал, но и через электронный дневник. Учителя начальных классов беседуют с учителями-предметниками, родителями, обучающимися и классным руководителем и все вместе корректируют работу с обучающимися, у которых возникли проблемы по отдельным предметам. Конечно же каждый учитель начальных классов оказывает и своевременную поддержку и помощь бывшим четвероклассникам.

Часто мы замечаем, как наши пятиклассники прибегают на переменах в свои бывшие кабинеты, наблюдают за несмышлёными ещё первоклашками, иногда даже посмеиваются над их неумелыми первыми работами, радуются вместе с нами первым успехам ребят и откликаются на любую помощь первых учителей, помогают нашим малышам пройти адаптационный период. В этом учебном году наших выпускников взяли молодые, перспективные классные руководители, но без опыта работы в роли классных мам. И конечно же, первые учителя не оставили этот факт без внимания. Чтобы адаптация проходила более успешно, не только в плане учения, но и в плане воспитания, мы решили в этом учебном году организовать разновозрастное сотрудничество детей 1 и 5 классов, проводя совместные мероприятия. Так мы запланировали несколько мероприятий, где обучающиеся будут вместе готовиться и проводить различные праздники (концерт к Дню Матери, Новогоднее представление и т. д.). Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких «учителей» способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, пятиклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей, вклад младших учащихся в общую деятельность.

Наблюдения показывают, что дети в начальных классах настолько привыкают к личностным особенностям своего учителя, что порой им трудно привыкнуть к стилю общения других учителей. Для того чтобы процесс адаптации для ребят проходил безболезненно, администрация лицея осуществляет более раннюю профилактику дезадаптации. Например, начиная с 1 класса, на протяжении многих лет, к преподаванию некоторых предметов постепенно подключаются учителя-предметники основной школы.

  • 1 класс – физическая культура, ритмика;

  • 2 класс – информатика, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство, технология.

Таким образом, наши дети уже в раннем возрасте привыкают к индивидуальным особенностям нескольких учителей, поэтому, когда добавляются еще 4-5 учителя в 5-м классе, этот процесс проходит менее болезненно.

Чтобы учеников начальных классов не пугала кабинетная система обучения и они не боялись подойти к лестнице, ведущей на 2-й этаж, где проходят занятия старшеклассников и они хорошо ориентировались в названиях кабинетов, можно проводить экскурсии по лицею. Учителям начальных классов иногда можно проводить свои уроки в специализированных кабинетах, например, окружающий мир в кабинете географии, биологии, истории.

Конечно же, мы, учителя начальных классов верим в своих учеников, думаю, они нас не подведут.