СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы земной поверхности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с видами земной поверхности

Задачи: Формировать умение определять различные формы земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; формировать умение ориентироваться на местности.

Планируемые результаты

  • Создать условия развития для познавательной активности детей, умения выражать свои мысли, рассуждать. Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания. Создать условия для расширения кругозора детей. Воспитывать экологическую культуру школьников. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Просмотр содержимого документа
«Формы земной поверхности»

Конспект урока № 54 по окружающему миру

Дата проведения – 06.04.2021 г.

Класс 2-Б

Учитель: Сейтмамутова Л.С.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: Формы земной поверхности.

Цель: Познакомить с видами земной поверхности

Задачи: Формировать умение определять различные формы земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; формировать умение ориентироваться на местности.

Планируемые результаты

  • Создать условия развития для познавательной активности детей, умения выражать свои мысли, рассуждать. Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания. Создать условия для расширения кругозора детей. Воспитывать экологическую культуру школьников. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Строить речевое высказывание.

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. Задавать вопросы; строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке или взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: Словесный: рассказ учителя, беседа.

Наглядный: Работа со слайдами на телевизоре.

Частично-поисковый: Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, здоровьесберегающий;

Оборудование: ноутбук, тв, карточки с заданиями для групповой работы, мяч, глобус, кроссворд

коллективно составленному плану. Оценивать правильность выполнения

действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё

действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

(Регулятивные УУД).

Смогут оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь

других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им,

строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать

работу в парах, группе. (Коммуникативные УУД).

Смогут ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже

известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на

вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать

проблемную ситуацию с помощью учителя.(Познавательные УУД

Ход урока.

1. Орг. момент

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!)

Присаживайтесь!

- Сегодня на урок я принесла вам этот мешок. Как он называется?

Давайте мы посмотрим что в нем.

- Зачем люди отправляются в путешествие?

    За открытиями

- А кто из вас сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями?

- Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил открытие

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

- А какими мы должны быть, чтобы получить открытия? А я какая должна быть?

2. Актуализация опорных знаний.  

    Чему мы уже научились для того, чтобы смогли отправиться в путешествие?

Давайте с вами сыграем в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.

- Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)

-Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)

-Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)

-Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)

-Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь!

 3.Формирование  новых  знаний, умений и навыков.

(слайд) Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран.

На какие группы можно разделить данные фотографии местности?  (Слайд )

Попробуйте определить тему урока.  

Тема урока: Формы земной поверхности.   (Слайд )

А помогать мне в определении форм земной поверхности будут эксперты.

 А кто видел горы?

 Кто видел равнины? А в какой местности мы живем?

А все ли мы знаем?

Давайте поставим задачи на урок: Что бы вам хотелось узнать?

  • Узнаем, какие формы земной поверхности бывают,

  • научимся их сравнивать,

  • будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Посмотрите на экран. В течении нашего путешествия мы будем заполнять вот такую таблицу: формы земной поверхности. (Слайд )

(слайд) Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы    Земной поверхности.

Какое открытие мы сделали?  

На Земле есть горы и равнины

Дополняем нашу таблицу новыми терминами: горы, равнины.  (Слайд )

Рассказ о равнинах.  (слайд)

С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги,  пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства  равнин заняты пустынями и лесами.  

А как вы думаете все равнины одинаковые?

Попробуйте дать определение равнины.  (Слайд )

Рассказ о равнинах.

Равнины бывают разные.  Плоские и холмистые.  

Заполняем нашу таблицу - плоские  и холмистые  (Слайд )              

Плоские  – имеют ровную поверхность, на холмистых  - есть возвышенности  – холмы.

4. Работа с физической картой России.

А как вы думаете как на карте узнать какая местность равнинная или гористая?  Найдем и покажем равнины нашей страны.  Физическая карта России лежит у вас на партах.

Что можно встретить на равнине? (возвышение – холм)  (Слайд)

Рассказ о холмах.

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

 Вершина - самая высокая точка  

Подошва - начало возвышения  

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.  (Слайд )

5. Чтение по учебнику.стр.78

Найдите в учебнике определение, что такое овраг.(слайд)

Заполняем схему. (Слайд )

 Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?  

6. Физкультминутка


Работа над темой урока.

А мы с вами отправляемся дальше.  Угадайте, куда?  

 Ну, конечно, чудо это! 
Вот уже который век,
Даже самым жарким летом -
На её вершине снег!

 Правильно, мы оказались в горах. (слайд) Посмотрите, как там красиво!

Послушайте, как описал красоту гор Николай Иванович Сладков.

Работа по учебникуСтр.80-81 

Читаем вслух.

Что можете рассказать о горах?  

Кто сможет дать определение гор?

Рассказ о холмах

Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. (Слайд )

 Одиночную гору встретишь редко (Слайд ), чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. (Слайд )

Заполняем схему.    Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты.  ( Слайд )

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.  

Найдите общее и различие. (Слайд )

Давайте  найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские. Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад.   Длина Уральского хребта - более 2000 километров.  

А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние  России.

 7. Рефлексия.

Я хочу узнать как вам понравилось на уроке. Наше путешествие подошло к концу.

А теперь поделитесь своими открытиями (Слайд )

 Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,

- Те ребята, кто согласен с высказыванием:

-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно,  материал урока не понял», прикрепите стикер к «Равнине».

Те ученики, кто считают:

-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», поднимите праву руку.

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», поднимите левую руку.

- Почти все подняли правую руку, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

8. Итог урока.

 Что такое горы?

Как вы думаете, слово ГОРЫ употребляется только в этом географическом смысле  - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью? ( В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)

Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины   были по плечу.

Хотелось бы процитировать слова из песни Владимир Высоцкого

Лучше гор могут быть только горы

На которых ещё не бывал!

Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным!

ПРИЛОЖЕНИЕ (РАБОТА В ГРУППАХ) 

Решение кроссворда «Формы земной поверхности»

По горизонтали:

2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины. (плоские)

4. Возвышенности на равнинах называются…(холмы)

6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (равнины)

8. Горы, расположенные рядами. (горные хребты)

По вертикали:

  1. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (холмистые)

3. Эти чудо-великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. (горы)

5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (овраг)

7. Самая высокая часть холма или горы. (вершина)

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ГОРА

неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью

ХОЛМ

это ровный или почти ровный участок
земной поверхности

ОВРАГ

это возвышения на равнине.

РАВНИНА

углубление  с крутым склоном

9. Домашнее задание стр.78-81 чит. перес.