СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОС (фонд оценочных средств) по русскому языку, 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФОС (фонд оценочных средств) по русскому языку, 6 класс»

Паспорт

фонда оценочных средств


Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 



Тема раздела

Количество часов

Темы контрольных работ, зачетов, семинаров, диктантов и т.д.

Дата

1

Повторение изученного

в 5 классе


12

  1. Р.р.Сочинение «Интересная встреча» по упр.38

  2. Входной контроль (Контрольный диктант № 1 «Поздний сентябрь»)

  3. Тестовая работа (см.КИМы, тест)

10.09


17.09

18.09

2

Лексика и фразеология


21

  1. Р.р. Написание сочинения по картине А. Герасимова «После дождя».

  2. Р.р. Сжатое изложение по упр.119

  3. Контрольный диктант №2 «Лес осенью» по теме «Лексика»

29.09


06.10


13.10

3

Словообразование. Орфография.

28

  1. Контрольный диктант №3 «Утром» (итоговый за 1 четверть)

  2. Р.р. Описание помещения.

  3. Р.р.Этимология слов. (Тест)

  4. Р.р.Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

  5. Контрольный словарный диктант

  6. Контрольный диктант № 4 по теме «Словообразование» « Последняя улыбка осени»

  7. Контрольный тест (См. КИМы тест)

21.10


22.10

27.10

20.11

23.11


25.11

26.11

4

Морфология. Орфография.

Культура речи.

Имя существительное


24

  1. Р.р. Составление письма другу.

  2. Р.р.Сочинение-описание по личным впечатлениям.

  3. Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» (тест)

  4. Контрольный диктант №5 «В лесу» по теме «Имя существительное»

30.11

11.12

21.12


22.12

5

Имя прилагательное

34

  1. Р.р. Сочинение-описание природы на тему

«За окном зима» (упр.329)

  1. Р.р. Выборочное изложение по отрывку из повести А.С.Пушкина «Дубровский»

  2. Р.р.Сочинение – описание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

  3. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант

  4. Контрольный диктант №6

«Необычайный стрелок» по теме «Имя прилагательное»

12.01


20.01


31.01


03.02




14.02

6

Имя числительное

18

  1. Обобщающий урок по теме «Имя числительное». (Тест)

  2. Контрольный диктант № 7 «Биатлон» по теме «Имя числительное»

  3. Р.р. Публичное выступление на тему «Береги природу!»

07.03


09.03


11.03

7

Местоимение

27

  1. Контрольный диктант №8 « История Каштанки» по теме «Местоимение»

  2. Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

  3. Р.р.Составление плана. Подробное изложение по упр.486

  4. Р.р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители»

  5. Контрольная работа по теме «Местоимение»(См.КИМы, тест/словарный диктант)

19.03


06.04


12.04

15.04



19.04

8

Глагол

27

  1. Р.р.Сочинение по рисункам и данному началу(по упр.517)

  2. Р,р. Изложение «Витькина гайка»

  3. Р.р.Сочинение по рисункам

  4. Употребление наклонений в речи. Контрольный словарный диктант

  5. Контрольная работа по теме «Глагол»(См.КИМы, тест)

  6. Контрольный диктант № 9

«Поход в лес» по теме «Глагол»


23.04


03.05

10.05

11.05


20.05


21.05













Литература


Тема раздела

Количество часов

Темы контрольных работ, зачетов, семинаров, диктантов и т.д.

Дата

1

Устное народное творчество

4

  1. Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»

13.09.

2

Из русской литературы XIX века

48

  1. Р.Р. Сочинение- сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

  2. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

  3. Сочинение «Народная доля в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

  4. Контрольная итоговая ра¬бота по сказу Н.С. Лескова «Левша».

  5. Контрольная работа по литературе XIXвека

27.10.




17.11.



15.12.


15.01.



02.02.

3

Из русской литературы ХХ века

22

  1. Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой»

  2. Классное со¬чинение по произведени¬ям В. Астафь¬ева и В.Распутина

05.03.


14.03.

4

Повторение пройденного

4

  1. Итоговая контрольная работа.

26.05.











Контрольная работа по теме «Устное народное творчество», 6 класс

Вариант 1

1. Фольклор это

А) Набор произведений

Б) Записанное народное творчество

В)  Народное творчество, чаще всего устное

2.Автором фольклора

А) Народ

Б) Певец-сказитель

В)Поэт

3.Обрядовые песни это

А) Песни, исполняемые во время разных обрядов

Б) Авторские песни

В) Жанр древнерусской литературы

4.Установите соответствие песен и времени года, когда они исполнялись

Календарно-обрядовые песни

Время года

А)Колядки

1)Лето

Б)Заклички

2)Осень

В)Песни жатвы

3)Зима

Г)Троицкие песни

4)Весна

Ответ:

А

Б

В

Г





5.Малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном

А) Пословица

Б) Поговорка

В) Загадка

6.»Семеро по лавкам». Это пример

А) Пословицы

Б) Поговорки

В) Загадки

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к малым жанрам фольклора

А)Пословица, Б)поговорка, В)дразнилка, Г)считалка, Д)былина, Е)прибаутка, Ж)потешка.

8.К какому жанру фольклора относится данный текст:

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшкой,

Собаки лают,

А достать не могут.

А)Прибаутка

Б)Пестушка

В)Загадка

9. «Восстановите» пословицы. Расставьте знаки препинания.

А) Доброе начало… Б) Ум одежда…

В) Дружба с хорошим человеком – свет… Г) Доброе братство…

Материалы для справок: …лучше богатства,  …половина дела; …по которой в дом входит несчастье; …которая никогда не износится; …всем городам мать; …в нём всё растёт, …а с плохим – змеиный яд..

10. К какому жанру фольклора относится данный текст:

Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?

А)Считалка

Б)Пестушка

В)Потешка

11. Написать развернутый ответ на вопрос

При каких обстоятельствах вам приходилось слышать русские народные песни? Назовите их, если помните. Участвовали ли вы в народных обряда? Что происходило в этот момент, если да? Что такое обрядовые песни, когда они исполняются.

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество», 6 класс

Вариант 2

1. Фольклор это

А) Авторские произведения Б) Записанное народное творчество

В)  Устное народное творчество. Г) Поэзия.

2. .Автор фольклора -

А) Народ Б) Певец-сказитель В)Поэт Г) Известный писатель

3.Обрядовые песни это

А) Жанр древнерусской литературы Б) Авторские песни

В) Песни, исполняемые во время разных обрядов Г) Церковные песни

4.Установите соответствие песен и времени года, когда они исполнялись

Календарно-обрядовые песни Время года

А)Троицкие песни 1)Лето

Б)Заклички 2)Осень

В) Колядки 3)Зима

Г)Песни жатвы 4)Весна

Ответ:

А

Б

В

Г





5. Найдите поговорку.

А.В трёх соснах заблудился. Б.Пуганая ворона куста боится.

В. Что посеешь, то и пожнёшь. Г. Один в поле не воин.
6. В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Вам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.

А.  Голоден, как ___, Б. Хитра, как ____ В. Упрям, как ____ Г. Здоров, как _____

7. Объясните смысл поговорок:

а) Медведь на ухо наступил б) При царе Горохе

в) Кота в мешке покупать. г) Как снег на голову

8. Допишите пословицу:

а) Век живи...

б) Делу время...

в) Без труда не вытащишь...

г) Встречают по одежке...

д) Терпение и труд...

е) Под лежачий камень...

ж) Большому кораблю...

з) Старый друг…

9. К какому жанру фольклора относится данный текст:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

А)Прибаутка

Б)Пестушка

В)Загадка

10. Вспомните пословицы, вставляя вместо точек антонимы:

А. Не было бы …, да … помогло

Б. …сторона – мать, … - мачеха.

В. На голове - …., а в голове - ……

Г. .…дело лучше… безделья.

Д. …. кормит, …..портит.

Е. Ученье - … , а неученье - …..

Ж. …. – тесно, а ….. – скучно.

11. Написать развернутый ответ на вопрос

Чем отличаются пословицы и поговорки и что в них общего? Почему пословицы легко запоминаются? О чем говорит народ в пословицах. Как вы понимаете пословицу «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило».


Ответы

задания

ОТВЕТ

задания

ОТВЕТ

1


6


2


7


3


8


4

А-

Б-

В-

Г-

9


5


10





  1. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

Вариант I

Укажите годы жизни М.Ю.Лермонтова

1) 1714-1741 2)1814-1841 3)1841-1914 4) 1741-1814


Как называется имение, где проходило детство М.Ю.Лермонтова?

1)Грешнево 2)Михайловское 3)Тарханы 4)Орловское


3.Укажите строки, в которых использована метафора:

1) «В пространстве брошенных светил»

2) «Под ним Казбек, как грань алмаза»

3.) «Играют волны – ветер свищет»


4.Найдите метафоры, эпитеты, определите рифму стихотворения.

Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.


5. Из какого произведения эти строки?

«И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел сухой и холодный.

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло»


6. Какое произведение М.Ю.Лермонтова было написано в 1841 году.

1) «Три пальмы» 2) «Утес» 3) «Тучи»


7. Какие факты из биографии Лермонтова верны?

1) Поэт прожил долгую жизнь.

2)В детстве он любил рисовать, увлекался лепкой фигур из раскрашенного воска, много читал.

3)Мать Лермонтова рано умерла. 4) Мальчик рос с отцом.

5) Лермонтов был офицером и служил на Кавказе


8. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «»Утес»?

А) гражданская тематика

Б) вольнолюбие;

В) пейзаж;

Г) тема одиночества.


9. В каком стихотворении звучит тема «гибель природы от человека»?

а) «Листок»

б) «Тучи»

в) «Три пальмы»


10. Сопоставь отрывки из стихотворений с их названиями.

1. «У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская»

2. «Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним»

«Нет, вам наскучили нивы бесплодные

Чужды вам страсти и чужды страдания»


а) «Три пальмы»

б) «Тучи»

в) «Листок»




  1. Контрольная итоговая ра¬бота по сказу Н.С. Лескова «Левша».

Вариант 1



1.Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?

1) музей

2) картинную галерею

3) кунсткамеру

2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?

1) тюрьма

2) завод

3) музей, собрание редких вещей

3. Что умела делать блоха?

1) танцевать и прыгать

2) петь и шагать

3) шагать и усами водить

4.Какую сумму заплатил император Александр Павлович за стальную блоху?

1) 1 тысячу рублей

2) миллион рублей

3) 10 тысяч рублей

5. От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:

1) отдохнуть в своем номере

2) исповедаться у попа Федота

3) получше рассмотреть блоху

6. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

1) чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное

2) чтоб тульские мастера исследовали блоху

3) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху

7. Сколько времени работали мастера?

1) 2 недели

2) 2 дня

3) 2 месяца

8.Чем можно объяснить гнев Платова на тульских оружейников?

1) ничего не придумали нового

2) сломали блоху

3) потеряли блоху

9. Куда государь велел повезти левшу?

1) в Киев

2) в Париж

3) в Лондон

10.При каком условии левша согласился погостить у англичан?

1) если ему дадут право на жительство в Англии

2) если найдут невесту

3) если разрешат посетить оружейные заводы

11. Чему более всего удивился левша в Англии?

1) как делают новые ружья

2) как, в каком виде состоят старые ружья

3) угощению и гостеприимству

12. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?

1) по Черному

2) по Средиземному

3) по Красному

13. Что успел сказать левша перед смертью?

1) найти английскую блоху

2) похоронить его на родине

3) ружье кирпичом не чистить

14.Почему погиб талантливый мастер?

1) от бездушия полицейских властей

2) от тяжёлой неизлечимой болезни

3) от отсутствия близких людей

15. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

1) об императоре

2) о левше

3) о казаке Платове





Русская литература. 6 класс

Контрольный тест по сказу Н.С.Лескова «Левша»

Вариант 2



1. Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?

1) Матвей Платов

2) Николай Платонов

3) Александр Плоткин

2.Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?

1) чувство зависти

2) удивление

3) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи.

3. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?

1) на мече

2) на щите

3) на пистоле

4. Из чего выковали англичане блоху?

1) из золота

2) из меди

3) из стали

5. Из чего был сделан футляр?

1)из натуральной кожи

2)из цельного бриллиантового ореха

3)из золотой пластинки

6. Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?

1) первому министру

2) донскому атаману Платову

3) военному министру

7. Куда отправились тульские мастера?

1) в Москву за прошением

2) в Мценск отслужить молебен

3) в Орел за инструментами

8. Что придумали мастера?

1) сшили блохе платье

2) подковали блоху

3) сделали блохе домик

9. Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?

1) он гвоздики выковывал

2) ему подковинки не хватило

3) он не очень умелый мастер

10.С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?

1) продолжить учёбу и образование

2) научиться мастерству у англичан

3) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим умением

11. Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?

1) золотые часы

2) байковое пальто

3) хромовые сапожки

12.Какой секрет хотел передать левша царю по приезде в Россию?

1) не закупать оружие у англичан

2) не чистить дула ружей кирпичом

3) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия

13. Какой "приём" оказали больному левше на родине?

1) поместили в хорошую больницу

2) бросили умирать в больнице для бедных

3) срочно оказали медицинскую помощь

14.Почему погиб талантливый мастер?

1) от бездушия полицейских властей

2) от тяжёлой неизлечимой болезни

3) от отсутствия близких людей

15. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

1) об императоре

2) о левше

3) о казаке Платове





Ответы:

В-1

1-3

2-3

3-1

4-2

5-2

6-1

7-1

8-2

9-3

10-3

11-2

12-2

13-3

14-1

15-2



В-2

1-1

2-2

3-3

4-3

5-2

6-2

7-2

8-2

9-1

10-3

11-3

12-2

13-2

14-1

15-2



  1. Контрольная работа по литературе XIXвека

1. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов:



олицетворение - ______________________________________________________



эпитет - _____________________________________________________________



2. Соотнесите автора и название произведения:



А.С.Пушкин «Левша»



Н.А.Некрасов «Три пальмы»



Н.С.Лесков «Железная дорога»



М.Ю.Лермонтов «Барышня-крестьянка»



3. По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и



его автора.



1) «И пали без жизни питомцы столетий! // Одежду их сорвали малые дети, //



Изрублены были тела их потом, // И медленно жгли их до утра огнём…»



Ответ: ____________________________________________________________



2) «…Одиноко / Он стоит, задумался глубоко, // И тихонько плачет он в пустыне.»



Ответ: ____________________________________________________________



3) «У второго мальчика, …, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые,



скулы широкие лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова



огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее.»



Ответ: ____________________________________________________________



4. Назвать изобразительные средства, которые используются в данных



строчках :



А)нивы бесплодные сравнение



Б) звёзды…тепло и кротко в душу смотрят эпитет



В) их тощая зелень, как иглы ежа… олицетворение



5. Стихотворение «Три пальмы» по жанру является



А) поэма В) рассказ



Б) баллада Г) притча



6. Назовите автора и произведение:



7. Факты чьей биографии представлены в отрывке:



Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. После домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения. Затем проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.



8. Кому посвящены первые строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...».



А) Дельвигу. Б) Кюхельбекеру. В) Пущину. Г) Лермонтову



9. Назовите стихотворный размер. Двусложный размер с ударением на первом слоге



А) дактиль; Б) хорей; В) ямб; Г) амфибрахий.



10. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»



А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.



11. Как называется сборник, куда вошел рассказ «Бежин луг», И.С. Тургенева?



А) «Записки путешественника» Б) «Записки рыбака»



В) «Записки охотника» Г) «Записки Тургенева»



12.Действие в рассказе происходит



А) утром В) вечером



Б) днём Г) ночью



13. Кто из ребят поехал в ночное ради забавы?



А) Павлуша В) Федя



Б) Илюша Г) Костя



14. Кто из ребят особенно понравился автору?



А) Илюша В) Костя



Б) Павлуша Г) Ваня



15. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?



А) страх перед Троекуровом.



Б) уважение к богатому соседу.



В) любовь к Марье Кирилловне.



Г) Троекуров попросил прощение.



16. Определите жанр произведения:



А) И.А. Крылов «Осёл и Соловей»;



Б) А.С. Пушкин «Дубровский»;



В) А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»;



Г) М.Ю. Лермонтов «Утёс».



17. Определите стихотворный размер:



А) Люблю грозу в начале мая,



Когда весенний, первый гром…



Б) На севере диком стоит одиноко



На голой вершине сосна…



18. Кто автор стихотворения «Учись у них- у дуба, у берёзы…» ?



А) А.С.Пушкин В) А.А.Фет



Б) Ф.И.Тютчев Г) Н.А.Некрасов



19. В каком стихотворении Ф.Тютчева судьба человека сравнивается с судьбой птицы?



А) С поляны коршун поднялся



Б) Листья



В) Неохотно и несмело



20. В каком городе родился А.П. Чехов?



А) Тула Б) Таруса В) Таганрог Г) Тюмень.



21. Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

А) врач Б) юрист В) учитель Г) дипломат



22. Назовите один из псевдонимов Чехова, которым он подписывал свои рассказы.



23. В рассказе «Толстый и тонкий» А.П.Чехов высмеивает:



А. Человеческую глупость



Б. Неспособность постоять за себя



В. Необразованность, неумение грамотно говорить



Г. Чинопочитание, приспособленничество



24. Назовите автора и произведение, из которого приведён отрывок:



Всё хорошо под сиянием лунным,



Всюду родимую Русь узнаю…



Быстро лечу я по рельсам чугунным,



Думаю думу свою.



Ответы:



1 вариант:







1. Олицетворение- присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям



свойств живых существ



Эпитет - образное определение предмета, явления.



2. А.С.Пушкин – «Барышня-крестьянка»



Н.А.Некрасов – «Железная дорога»



А.П.Чехов – «Толстый и тонкий»



И.С.Тургенев – «Записки охотника»



3. 1) Три пальмы «Три пальмы»М.Ю.Лермонтов,



2) Утёс, «Утёс»,М.Ю.Лермонтов



3)Павлуша «Бежин луг»И.С.Тургенев



4. А-эпитет, Б-олицетворение,В-сравнение



5. Б)



6. А.С.Пушкин «Дубровский



7. М.Ю.Лермонтов



8. В)



9. Б)



10. Б)



11. В)



12. Г)



13.В)



14. Б)



15. В)



16. А) басня



Б) повесть



В) рассказ



Г) стих-ие



17. А)Ямб; Б) анапест



18. А.А.Фет



19.А)



20. В)



21. А)



22. Антоша Чехонте



23. Г)



24. Н.А.Некрасов, «Железная дорога»

1. Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой»

Задания с выбором ответом


1. Мечтой всех деревенских ребятишек был:


а) поход на рыбалку вместе со взрослыми в) настоящий армейский конь


б) калач с изображением розового коня г) пряник в виде коня


2. Повествование в рассказе ведётся от лица:


а) главного героя – мальчика в) бабушки


б) автора г) соседского паренька


3. Действие рассказа происходит:


а) в деревне в) на море


б) в городе г) в посёлке


4. Сосед, дядя Левонтий, работал:


а) пастухом в) заготовщиком леса


б) трактористом г) лесником


5. Какие ягоды собирали ребята:


а) клубнику в) малину


б) землянику г) смородину


6. Имя бабушки главного героя:


а) Мария в) Анна


б) Екатерина г) Варвара


7. Название, какой реки упоминается в рассказе:


а) Енисей в) Обь


б) Иртыш г) Волга


8. Что такое шаньга:


а) пирожок с картошкой в) булочка с повидлом


б) булочка с творогом г) пирожок с капустой


9. Что такое туесок:


а) пояс в) корзина для сбора ягод


б) деревянная посуда для окрошки г) сеть для ловли рыбы


10. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:


а) не любил бабушку в) решил, что всё обойдётся


б) поддался на уговоры деревенских ребят г) не хотел собирать землянику


11. Мальчик расплакался на кухне, потому что:


а) считал себя незаслуженно обиженным в) ему было стыдно за своё поведение


б) ему не подарили розового коня г) он понял, что его никто не любит


12. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:


а) стремление бабушки загладить вину в) искреннюю заботу о мальчике


б) обыкновенный знак внимания г) мудрое умение любить и прощать




Задания с кратким ответом


1.Узнайте героя рассказа по описанию.


«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами ».


Ответы


Задания с выбором ответа


г) пряник в виде коня


а) главного героя – мальчика


г) в посёлке


в) заготовщиком леса


б) землянику


б) Екатерина


а) Енисей


б) булочка с творогом


в) корзина для сбора ягод


б) поддался на уговоры деревенских ребят


в) ему было стыдно за своё поведение


г) мудрое умение любить и прощать


Задания с кратким ответом


Санька.


Лук-батут.



  1. Фольклор – это:

  1. Устное народное творчество

  2. Художественная литература

  3. Жанр  литературы

  4. Жанр устного народного творчества.

  1. Назовите основные роды литературы:

1.- эпос, повесть, драма

2- эпос, лирика, драма

3- роман, поэма, комедия

4 – эпос, лирика, трагедия

  1. Назовите жанры фольклора:

  1. Колядки

  2. Лирическая поэма

  3. Роман

  4. Афоризмы

  1. Заткнуть за пояс:

  1. Это пословица

  2. Это поговорка

  3. Это афоризм

  4. Это крылатое выражение

  1. Назовите имя русского баснописца:

  1. Ломоносов

  2. Жуковский

  3. Дмитриев

  4. Карамзин

  1. «Дубровский» Пушкина – это:

  1. Это повесть

  2. Это рассказ

  3. Это роман

  4. Это новелла

  1. Главного героя «Дубровский» зовут:

  1. Шабашкин

  2. Владимир Андреевич Дубровский

  3. Архип

  4. Князь Верейский.

  1. Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:

  1. Жениться на Маше

  2. Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным

  3. Уезжает за границу

  4. Становится помещиком.

  1. Композиция- это:

  1. Выразительное средство языка

  2. Это структурный элемент драмы

  3. Это последовательность событий в произведении

  4. Это построение художественного построения.

  1. Назови стихотворение М.Ю.Лермонтова:

  1. Зимнее утро

  2. Узник

  3. И.И.Пущину

  4. Три пальмы.

  1. Главная идея «Записок охотника» Тургенева:

  1. Изображение жизни помещиков

  2. Изображение жизни крестьян

  3. Борьба против крепостного права

  4. Изображение жизни России Х1Хвека.

  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

  1. От лица самого Тургенева

  2. От лица охотника

  3. От лица крестьян

  4. От лица помещиков.

  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

  1. Автор, который повествует о событиях

  2. Крестьянские дети

  3. Взрослые крепостные крестьяне

  4. Помещики

  1. Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:

  1. 2

  2. 4

  3. 5

  4. 6

  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

  1. Фет

  2. Тютчев

  3. Пушкин

  4. Лермонтов.

  1. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

  1. Некрасов

  2. Фет

  3. Тютчев

  4. Пушкин

  1. Произведение Лескова «Левша» — это:

  1. Повесть

  2. Роман

  3. Рассказ

  4. Сказ

  1. Левша родом из:

  1. Москвы

  2. Санкт-Петербурга

  3. Вологды

  4. Тулы.

  1. Левша в произведении Лескова символизирует:

  1. Русский народ

  2. Крепостное крестьянство

  3. Русскую интеллигенция

  4. Русское дворянство.

  1. Чехов начинал свой творческий путь как:

  1. Автор сатирических рассказов

  2. Автор приключенческих романов

  3. Автор юмористических романов

  4. Автор лирических стихотворений

  1. Сатира – это:

  1. Высмеивание пороков общества

  2. Высмеивание порок людских характеров

  3. Реалистическое отображение действительности

  4. Фантастическое изображение действительности.

  1. Творчество Грина относится:

  1. к началу 19 века

  2. к началу 20 века

  3. к середине 20 века

  4. ко второй половине 19 века.

  1. Произведение Грина «Алые паруса» относится:

  1. К романтическим произведениям

  2. К реалистическим произведениям

  3. К фантастическим произведениям

  4. К приключенческим произведениям.

  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

  1. Дубровский и Маша

  2. Сильвио и графиня Б..

  3. Грей и Ассоль

  4. Ромео и Джульетта

  1. О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:

  1. О нефти

  2. О газе

  3. О торфе

  4. Об  угле

  1. Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках.По лицу были крупные, как монетки, веснушки:

  1. Митраша

  2. Настя

  3. Ассоль

  4. Маша Троекурова

  1. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:

  1. Пришвин

  2. Платонов

  3. Распутин

  4. Астафьев

  1. Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:

  1. Лидия Валентиновна

  2. Анастасия Прокопьевна

  3. Анастасия Ивановна

  4. Лидия Михайловна.

  1. Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:

  1. Нужны были деньги на учебу

  2. Нужны были деньги на еду

  3. Нужно было отдать денежный долг

  4. Хотел помочь матери в деревне.

  1. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

  1. Уроки французского

  2. Кладовая солнца

  3. Тринадцатый подвиг Геракла

  4. Срезал.

  1. Сколько подвигов совершил Геракл:

  1. 11

  2. 8

  3. 9

  4. 12

  1. Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:

  1. Гомер

  2. Софокл

  3. Еврипид

  4. Аристофан

  1. Творчество Сервантеса приходится на эпоху:

  1. Возрождения

  2. Средневековья

  3. Просвещения

  1. Новелла- это:

1 – небольшое эпическое произведение

2-  это краткое мудрое изречение

3-Малый прозаический жанр, который отличается остротой сюжета и отсутствием описательности

  1. Большое прозаическое произведение.

  1. «Маленький принц» Экзюпери — это:

  1. Философская сказка

  2. Приключенческая повесть

  3. Фантастический рассказ

  4. Историческая повесть.

Ответы:

1-1

2- 2

3-1

4- 2

5- 3

6- 3

7- 2

8- 3

9- 4

10- 4

11- 3

12- 2

13- 2

14- 3

15- 1

16- 1

17- 4

18- 4

19- 1

20- 3

21- 1

22- 2

23- 1

24- 3

25- 3

26- 2

27- 4

28-4

29-2

30- 3

31-4

32-1

33-1

34-3

35-1











Сочинение на тему Интересная встреча 6 класс упр 38

Ёжик в лесу.  Неожиданная встреча

Этим летом я отдыхал в деревне у бабушки и дедушки. Мне там очень нравится. У них есть корова, две козочки, много курочек и собака Рекс. Я очень много времени проводил на улице наблюдая за всеми животными. Это очень интересно.

Однажды мы с дедушкой взяли Рекса и пошли в лес. Дедушка хотел насобирать ягод, чтобы бабушка потом сварила варенье. Варенье из лесных ягод очень вкусное и полезное. Мы его всей семьёй потом кушаем зимой.

Лес находится не очень далеко от деревни. К нему через поле ведет протоптанная тропинка и мы дошли быстро. Рексу очень нравилась наша прогулка, ведь ему можно было бегать где угодно.

Глубоко в лес нам не пришлось идти. Довольно быстро мы нашли поляну с ягодами и начали их собирать. Рекс далеко от нас не отходил, наверно боялся потеряться в лесу.

И вот когда мы уже насобирали целое ведро ягод и собирались идти домой Рекс что-то заметил в траве и начал лаять. Мы с дедушкой подошли посмотреть, что же там такое. Наклонившись над тем местом куда смотрел Рекс, я увидел в траве какой-то клубок. Дедушка тоже его заметил и сказал мне что это ёжик. Он скрутился клубочком и во все стороны торчали иголки, а мордочки видно не было. Ёжик очень испугался нашего Рекса, ведь он так громко гавкал.

Мы решили его больше не пугать, забрали Рекса и отошли в сторону чтобы посмотреть, что он будет делать дальше. Где-то через минуту ёжик начал шевелиться. Показалась его мордочка и он весь выпрямился. Он посмотрел по сторонам, понял, что опасности нет, и начал убегать с этого места. А на его спине остался один зелёный листочек, который было видно даже издалека. Вскоре ёжик с листиком на спине скрылся в кустах. Мы подошли посмотреть там ли он, но его уже не было. Наверно ежик убежал вглубь леса.








Входной диктант с комплексным заданием
Поздний сентябрь
Конец сентября. Клён полыхает ярким багрянцем, и молодая берёзка у дома совсем пожелтела. А ведь она первая весной распустила свои клейкие листочки! Резкие порывы ветра сбрасывают с деревьев их летнюю одежду.
Листья крутятся, вьются в воздухе бабочками или маленькими парашютиками, устилают разноцветным ковром мокрую землю, сбиваются в кучи в укромных уголках дворов. С каждым днём всё позже восходит солнце и всё раньше прячется за край окрестных гор.
В лесу уже не услышишь весёлого птичьего щебетанья, не найдёшь съедобных грибов.
Долго идёт дождь, и его тонкие струйки льют и не останавливаются. (92 слова) (По Н. Соловьёвой)
Комплексное задание
1. Докажите, что записанное высказывание является текстом.
2. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
1 вариант 2 вариант
3. Разберите слова по составу (выполните морфемный разбор)
Пожелтела, листочки, восходит


































3. Тестовая работа (см.КИМы, тест)

Тестовая работа №1 по теме «Повторение изученного в 5классе»
1. Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков:
a) боюсь
b) сиять
c) вернешься
d) польет2. Укажите глухие согласные:
a) ж
b) с
c) ш
d) тЗ. Найдите слово с ударением на втором слоге:
a) алфавит
b) документ
c) красивее
d) средство4. Какая из указанных морфем образует форму слова:
a) корень
b) приставка
c) суффикс
d) окончание5. Укажите суффикс прошедшего времени:
a) -ат-
b) -и-
c) -л-
d) -ал-
6. Найдите слово, строение которого соответствует схеме корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс:
a) вскипятила
b) встретился
c) встряхнула
d) встрепенулся7. Слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением:
a) блеснуть
b) растительность
c) роскошный
d) замереть8. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков:
a) прочитать – глагол нес. вида
b) дышать — глагол 1 спряжения
c) жгуч — глагол прош. вр., м.р.
d) построила — глагол прош. вр., ж.р.
9. Укажите окончания глагола 2 спряжения:
a) -ут
b) -ишь
c) -ет
d)-ем
10. На конце этого слова не пишется мягкий знак:
a) сжеч...
b) дич...
c) пахуч...
d) строиш...













  1. Р.р. Написание сочинения по картине А. Герасимова «После дождя».

Вариант 1

Мне очень нравится картина А.М. Герасимова «После дождя». Она меня вдохновляет и создаёт светлое и радостное настроение. Глядя на неё, я ощущаю пьянящий чистый воздух, который стал удивительно свежим и прохладным после дождя.

Летний дождь как будто бы смыл всю пыль, очистил и умыл всё вокруг. И от этого удивительно легко дышится и ощущается прилив сил.

Герасимов нарисовал свою картину, вдохновленный этой красотой. Чувствуется, что он наслаждается ароматным свежим воздухом, любуется красотой природы, которая словно умыта освежающим потоком дождя.

По картине видно, что дождь прошел сильный и как следует промочил всё вокруг. Художник рисует свою картину, находясь на веранде, где стоит стол с пышным букетом цветов. На столе лежит опрокинутый стакан, который, скорее всего, упал под порывом ветра. Все скамейки и пол деревянной веранды мокрые от дождя, об этом говорит их зеркальный блеск, в котором можно увидеть своё отражение.

Вариант 2

На этой картине изображен летний сад, притихший после дождя. Вид на этот сад открывается с деревянной веранды, на которой стоит красивый стол. На столе расположена большая стеклянная ваза с пышным букетом цветов. Рядом с вазой лежит опрокинутый стакан, который, вероятно, упал от сильного порыва ветра. Также на столе видны лепестки цветов, которые, я думаю, тоже сорвал ветер.

От этой картины как будто бы исходит запах летнего дождя. Художнику настолько реалистично удалось всё изобразить, что кажется, будто к мокрой скамейке можно прикоснуться рукой и почувствовать капли дождя.

Скамейка и пол веранды сверкают так, будто бы их только что покрыли лаком. Дождь сделал всё вокруг чистым и сияющим, он досыта напитал землю влагой и принес прохладу в теплый летний день.

Видно, что на улице после дождя стало спокойно и тихо, деревья стоят неподвижно, не шелестя листвой, как бывает при ветреной погоде.

После дождя всё замерло и застыло. Когда глядишь на картину, ощущается вся атмосфера этого летнего дня, его пьянящая свежесть и чистота, ведь дождь смысл с него всю пыль и духоту.




  1. Р.р. Сжатое изложение по упр.119

Контрольный диктант в 6 классе по теме «Лексика».

Лес осенью.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. (86 слов) (И. С. Соколов-Микитов)



Грамматическое задание.

1.Подберите антонимы к словам: медленно, тихо, легко, грустное.

2.Сделайте морфемный разбор слов: невесомые, просвистит, цветистом.

3.Сделайте морфологический разбор слова: паутины.
















  1. Контрольный диктант №3 «Утром» (итоговый за 1 четверть)


Утром. Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы верхушкам далекого леса. На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней. На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод. Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли. Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Дополнительные задания. Произведите синтаксический разбор 1 предложения 6 абзаца. Разберите по составу слова: речонка, впадает.





















  1. Р.р.Этимология слов. (Тест)


Проверочная работа по теме «Этимология слов», 6 класс

1 вариант

1. Это слово произошло от слова, которое обозначает «корка на снегу».

1) грязнуля

2) ведро

3) ненастье

4) земляника

2. Слово со значением ошеломить произошло от слова:

1) шелест

2) шелом

3) лом

4) шипы

3. От какого слова произошло слово смородина, означающее сильный, резкий запах.

1) вонь

2) пахнет

3) морить

4) смрад

4. Это слово произошло от собственно русского путём сращения в одно слово предлога за с вин. пад. слова, означающего бесцеремонно, «ровня», «друг», заимствованного из польского языка. Запишите ответ.

5. Какое слово было образовано от древнего слова "коло".

1) кольчуга

2) колотушка

3) кол

4) колючка

_____________________________________________________________________________


Проверочная работа по теме «Этимология слов», 6 класс

2 вариант

1. Происхождение этого слова означает жизнь.

1) спасибо

2) благодарю

3) живот

4) сегодня

2. Происхождение этого слова означает замужняя женщина и детское «ба».

1) Баба Яга

2) забор

3) баба

4) завтрак

3. Для толкования происхождения слова свойственно выражение - деление тела на части.

1) аквариум

2) насекомое

3) бой

4) черепок

4. Древнее значение глагола и образование от сочетания вън уши (вън – древний вариант предлога и приставки в-), т.е. ….Запишите ответ

5. Это слова произошло от слова врать, говорить.

1) вратарь

2) ворон

3) врач

4) воробей


Ответы:

1вариант

2 вариант


1) 3

2) 2

3) 4

4) запанибрата

5) 1


1) 3

2) 3

3) 2

4) внушать

5) 3


На картине Яблонской Т.Н. запечатлено ранее утро. Дверь балкона выполнена в виде арки, она распахнута настежь, свежий утренний воздух наполняет комнату. Солнечные лучи озаряют ее ярким светом и кидают тени на деревянный пол. Комната довольно просторная, стены окрашены в спокойный светлый оттенок.

Над балконной дверью и окном плетется зеленый комнатный цветок. На стене, возле она, висит декоративная расписная тарелка.

Сбоку стоит кровать, пока еще не застеленная после сна. Возле балкона стоит стул со спинкой, на нем можно увидеть школьную форму и пионерский галстук.

Посреди комнаты изображена высокая стройная девочка с косичкой, в белой майке и темных шортах. Она делает утреннюю зарядку перед тем, как пойти в школу. Видно, что девочка часто занимается и обладает хорошей пластикой.

Также на картине можно увидеть большой круглый стол, который застелен бело-синей скатертью в полоску со свисающей бахромой. На нем стоит завтрак для девочки: кувшин, кружка, тарелка с хлебом и масло.

Когда смотришь на картину, то как будто бы растворяешься в ней и даже слышишь звуки и ощущаешь свежий запах раннего утра.

Эта картина меня очень вдохновила, зарядила позитивными эмоциями, наполнила энергией и желанием жить.









Диктант 2. Тема "Словообразование"

Натирает паркет, легкоатлетические состязания, растительный мир, просьба о помощи, командир корабля, роскошь интерьера, богатырская мощь, шедевр архитектуры, бесцельное существование, подражать чужим голосам, сгореть от стыда, номер квартиры, ошеломить противника, растереть краски, это тебя касается, утренняя заря, генерал-лейтенант, искусство живописи, аккуратно разложить салфетки, вежливое обхождение, ракета-носитель, резчик по кости, великолепное зрелище.





















  1. Контрольный диктант № 4 по теме «Словообразование» « Последняя улыбка осени»


Диктант №2 (тема «Словообразование и орфография»)

ПОСЛЕДНЯЯ УЛЫБКА ОСЕНИ

Астра – древнейшее растение. Когда около Симферополя вскрыли царскую гробницу двухтысячелетней давности, то среди разных гирлянд из листьев лавра и шишек сосны увидели изображение астры. Астра у древних греков считалась амулетом. В языке цветов Венгрии астра олицетворяет осень, именуется остирозой, что в переводе на русский язык означает «осенняя роза».

Астра – последняя улыбка осени. Все цветы уже пожухли, только астра красуются на клумбах своим разноцветьем. Этот красивый и неприхотливый цветок вызывает у людей различные чувства. Одни смотрят на астры и радуются, другие прикоснутся к ним и грустят, третьи призадумаются о вечности красоты. А четвертые разводят руками и говорят: «Зима на дворе, а они расцветают!»

(По С. Красикову)

Грамматическое задание:

Выпишите слово, в составе которого 2 приставки, выполните его словообразовательный и морфемный разбор.

Выполните синтаксический разбор предложения: Астра – последняя улыбка осени









  1. Контрольный тест (См. КИМы тест)


1. В каком варианте ответа указаны ряды, в которых пропущены только безударные гласные корня, проверяемые ударением?

А) уд..вляешься, пом..риться, уд..литься;

Б) т..миться, бл..снуть, к..саться;

В) прист..гнуться, гл..тать, раздр..жать;

Г) запл..сать, заг..рать, р..сти.

1) Б,Г 2) В,Г 3) А,В 4) А,Б

2. Найдите слово с пропущенной чередующейся гласной.

А) р..стаять; Б) р..скошный; В) л..жбинка; Г) сл..гать.

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

А) заг..рать; Б) сл..жить; В) отр..сль; Г) прик..сновение.

4. Найдите ошибку в определении способа образования слова?

А) цветник – суффиксальный;

Б) водопровод – сложение основ;

В) ванная – переход одной части речи в другую;

Г) переходник – приставочный.

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) непр..ступный; Б) пр..задуматься; В) пр..возмочь; Г) пр..дорожный.

6. В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к орфографической ошибке?

А) пр..старый – приставка пре-, сходна со значением слова очень;

Б) к..сание – в корне -кас- пишется А, так как после него следует суффикс -а-;

В) сверх..нтересный – после приставки на согласный пишется Ы, если слово без приставки начинается на И;

Г) заг..реть – в безударном положении в корне с чередующейся гласной пишется -гор- .

7. Как правильно сказать?

А) ДПС установил новые правила парковки автомашин;

Б) ДПС установила новые правила парковки автомашин;

В) ДПС установило новые правила парковки автомашин;

Г) ДПС установили новые правила парковки автомашин.

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) пр..готовить, пр..морский, пр..небречь;

Б) пр..сутствовать, пр..вратить, пр..выкнуть;

В) пр..ручить, пр..целиться, пр..глядеться;

Г) пр..влечь, пр..рекаться, пр..тронуться;

9. Найдите ошибку в определении способа образования слова:

А) предыстория – приставочный;

Б) распахать – приставочный;

В) плащ-палатка – сложение основ;

Г) безграмотный – приставочно-суффиксальный.

10. Найдите ошибку в написании сложного слова:

А) мореплаватель; Б) путепровод; В) баснеписец; Г) местожительство.


I вариант:


1. 3;


2. Г;


3. В;


4. Г;


5. В;


6. В;


7. Б;


8. В;


9. Г;


10. В.



Составление письма другу.




  1. Р.р.Сочинение-описание по личным впечатлениям.

Прочитайте текст. Что является нем главным: описание события или описание личных переживаний?


Помню, как сейчас, своё первое выступление на сцене.


Я была в пятом классе , моя подружка Наташка в четверном. Мы уже три месяца ходили в ДК на занятия по пению. Нам приносило большое удовольствие посещать их!


Наш дебют* состоялся в соседнем селе. Нам сделали красивые прически, нарядили в платья, накрасили губы. И вот пришла наша очередь выступать. Мы вышли на сцену. И вдруг я ощутила очень сильное волнение, наступила сначала некая растерянность. Смелость, с которой мы были минуту назад за кулисами пропали. А Наташка вообще была просто в ужасе! Но вот заиграла музыка. Мелодия будто бы помогала нам, и спокойствие возвращалось. Мы вступили. Постепенно весь испуг и робость с каждым словом в песне сменились на радость и восторг от всего происходящего: яркого света, аплодисментов, поддержки в лицах зрителей. Когда наш номер закончился, мы резво поклонились и побежали за кулисы. Там наш руководитель встретила нас похвалой и объятиями. Она, наверно, представляла, какие чувства мы испытывали.


С тех пор у меня нет страха на сцене. Ведь то, что приносит удовольствие не может доставлять неприятности.











Итоговый  тест по теме   «Имя существительное»
1. Имена существительные отвечают на вопросы: 
    а) кто? что?;    б) какой? какая?;  в) как?
2. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:
    а) мама, бабушка, отец;
    б) (река) Волга, (автомобиль) «Волга», (кинотеатр) «Волга»;       
    в) (газета) «Труд», Москва, улица
3. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые: 
    а) сапог, кошка, дверь; 
    б) цветы, воробей, гусеница;
    в) собака, мужчина, врач
4. Укажите неверное утверждение:

Имена существительные изменяются 
   а) по родам;
   б) по числам; 
   в) по падежам
5. Укажите ряд, где все существительные мужского рода: 
   а) картофель, фасоль, мышь; 
   б) тюль, лебедь, шампунь; 
   в) бандероль, шинель, тюль.
6. Укажите ряд, в котором все имена существительные женского рода: 
   а) фамилия, простыня, туфля; 
   б) повидло, рельс, рояль; 
   в) полотенце, дом, мышь
7. Продолжите предложение: 
    Изменение существительных по падежам   называется….
8. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3-го склонения: 
   а) сирень, ночь, женщина; 
   б) дверь, зверь, дочь; 
   в) бандероль, полынь, лазурь
9. Укажите ряд, в котором все существительные 1-го склонения:
   а) лошадь, машина, автобус; 
   б) дядя, тётя, старшина; 
   в) лосось, окно, поле.
10. Укажите ряд, в котором все имена существительные 2-го склонения: 
   а) время, путь, река; 
   б) конь, брат, окно;
   в) тишь, ряд, дно.
11. Укажите ряд, в котором все имена существительные не имеют единственного числа:
   а) брюки, детвора, дети; 
   б) крупы, вожжи, кудри; 
   в) каникулы, ножницы, джунгли
12. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным: 
   а) Вчера мы собирали в соседнем лесу грибы;  
   б) Бандероль они получили вовремя; 
   в) Бандероль пришла вовремя.
13. Укажите предложение, в котором дополнение выражено именем существительным: 
   а) День выдался дождливым; 
   б) В  вазу  налита  вода. 
14.Укажите ряд, в котором все существительные несклоняемые: 
   а) врач, дом, конферансье;
   б) кофе, метро, кино; 
   в) день, шимпанзе, дочь



Ключ

1. а

2. б

3. б

4. а

5. б

6. а

7. склонение

8. в

9. б

10. б

11. в

12. в

13. б

14. б





















Контрольный диктант №5 «В лесу» по теме «Имя существительное»

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

 Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
      Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(119 слов)

      (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – на улей, подсолнух;

2 вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – лучик;

      2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.








Сочинение-описание природы на тему

«За окном зима» (упр.329)



В этом году зима наступила поздно, поэтому первый снег оказался вдвойне неожиданным и долгожданным. Однажды утром я подошла к окну и замерла от неожиданной красоты, которую увидела на улице. Я просто не узнала свою улицу и свой двор. Свежий снег удивительно чистого белого цвета укрыл нежным покрывалом все вокруг. Побелели кусты у дороги, а деревья с высоты третьего этажа казались покрытыми какой-то волшебной черно-белой сеткой, которая изредка пропускала сквозь себя небольшие комочки снега, роняя ее на качели, принявшие под снегом причудливые очертания. На них нахохлившись, сидел одинокий воробышек, который был единственным темным пятнышком на ослепительно белом покрывале двора. Мне не хотелось отходить от окна, настолько красивым и привлекательным был зимний пейзаж, увиденный мною за окном.










Р.р. Выборочное изложение по отрывку из повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Выборочное изложение (отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский»)


Работа с текстом. Чтение текста, беседа.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж которыми шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.






Р.р.Сочинение – описание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

Крымов Николай Петрович – известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Художник очень любил природу родного края и всегда старался запечатлеть самые любимые моменты.

Глядя на картину, сразу подымается настроение. Появляется ощущение того морозного вечера. Ты идешь мелкими шагами по пушистому снегу, а он в ответ издает приятный хруст от мороза. Щеки становятся алыми, и нежно-нежно мороз пощипывает за них.

Небо, художник изобразил в таком прекрасно зелено-голубом цвете. Оно нежное и пушистое. Кажется вот-вот с него посыпятся крупные хлопья снега, которые закружатся в вихре.

Чуть ниже видим большие и могучие деревья, возле которых стоят старенькие деревянные домики. Некоторые из них огорожены старым деревянным забором, который может обрушиться. Наверное, там очень тепло, на столе стоит вкусный чай из самовара и печеные пироги. Крыши домов укрыты снегом, как пуховым одеялом.

В левой части картины виднеется церковь. Скорее всего, местные жители ходят в нее на службу. По натоптанной дороге едет две повозки саней. Лошади медленно тянут на санях большие копна сена, их хозяева ведут повозки в деревню.

По маленькой тропинке, идут домой люди.

Видим пару взрослых и несколько детей.  Один из них остановился, возможно, полюбоваться красивым закатом.

Снега очень много, вся земля укрыта им полностью. Он пушистый как перья.

На холме стоят несколько кустиков, которые не затронул снег. На ветвях этих маленьких кустарников примостились маленькие воробушки. Наверное, они греются об лучи заходящего солнца.

Вся картина наполнена яркими красками, сразу и не скажешь что вечер. Наверное, это начало вечера, когда солнце только начало уходить в закат и озаряет своими уходящими лучами деревню. Снег играет разноцветными красками. На улице мороз.

Крымов Николай Петрович, с большим трепетом и любовью отнеся к написанию данной картины. Он изобразил все до мельчайших подробностей.

С одного взгляда на нее, хочется перенестись в тот зимний вечер и ощутить все те эмоции и ощущения, которые испытываю люди, изображенные на картине. Превосходная зимняя пора, ей можно любоваться бесконечно долго.




Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Словарные диктанты

I. Гусиная стая; лебединая песня; орлиный взмах; воробьиная стая; голубиное гнездо; соболиный мех; утиная охота; змеиный укус; куриный бульон; звериный крик; муравьиная куча; львиное потомство; глухариная охота; петушиные бои; комариный писк.


II. Шерстяная юбка; серебряная брошь; ледяная стужа; водяной вал; глиняный сосуд; полотняный костюм; нефтяной фонтан; дровяной склад; жестяной чайник; стеклянный; деревянный; оловянный.


III. Соломенный; огненный; обеденный; родственный; единственный; таинственный; современный; лиственный; старинный; целинный; законный; сонный; бездонный; карманный; глубинный; туманный; лимонный; ураганный; батальонный; экскурсионный.


IV. Дорога ужасна; девочка решительна; долина прекрасна; кукла прелестна; книга интересна; дорога бесконечна; вещь ценна; малышка умна; задача доступна; птица осторожна; морковь полезна; утро туманно; дорога длинна; рукопись бесценна; даль пустынна; герои мужественны.

Контрольный диктант №6

«Необычайный стрелок» по теме «Имя прилагательное»

НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК


Цели: Проверить качество усвоения материала по теме «Имя прилагательное»; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; навыки лингвистического разбора;

Ход урока

1.Орг.момент

1)Приветствие

2)Подготовка к уроку

2.Работа с текстом

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало2 солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая3 дорожка пролегла среди кустов с неяркими2 жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки2. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.


Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена4.


Я долго рассматривал это интересное растение.


(118 слов)


(По Г. Угарову)


Грамматические задания

1)Найдите в 1 и 2-м абзаце все прилагательные, определите их разряд.

2)Выполните указанные виды разборов.

3)Образуйте сравнительную и превосходную степени (простую и составную формы) от слов интересный, жаркий.











  1. Обобщающий урок по теме «Имя числительное». (Тест)


Тест в 6 классе по теме «Имя числительное»


1.Спишите, вставляя нужные слова.


А. Числительные обозначают ________ предметов или ________ предметов___________. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются_____ ___________, вторые – на вопрос который по счету? и называются_______________.


Б. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по __________, а второе изменяется, поэтому первое – имя __________, а второе – имя ____________.


В. Определяю разряд числительного по составу: двенадцать – _____________________, пятьдесят – ________________, двадцать пять – __________.


Г. Вставляю пропущенные буквы, если нужно: восем_сот, сем_десят, пят_надцать, шест_надцать, девят_сот.


Д. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными: а) пять? пятеро? девушек; б) семь? семеро? котят; в) девять? девятеро? друзей; г) двадцать два сутки? двадцать две сутки? Или иначе?


2. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?


а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».


б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».


в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».


г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».


3.Укажите верное утверждение.


а) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.


б) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.


в) Имя числительное - это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.


г) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.


4. Укажите неверное утверждение.


а) Сорок восемь - это целое число. б) Одна треть - дробное числительное.


в) Сто - собирательное числительное г) трое - собирательное числительное.


4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой 5се числительные являются простыми.


а) 19, 15, 1000 б) 8, 1000, 100, 1


в) 19999, 300, 4, 17 г) 3, 29, 18, 41


6. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.


а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот


в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот


ОТВЕТЫ


1. А.Числительные обозначают количество предметов или порядок предметов при счете. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются количественными, вторые – на вопрос который по счету? и называются порядковыми.


Б. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по числам, а второе изменяется, поэтому первое – имя числительное, а второе – имя существительное.


В. Определяю разряд числительного по составу: двенадцать – простое, пятьдесят – сложное, два корня, двадцать пять – составное.


Г. Вставляю пропущенные буквы, если нужно: восемьсот, семьдесят, пятнадцать, шестнадцать, девятьсот.


Д. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными:


а) пять девушек; б) семь котят (но в сказке из-за олицетворения семеро козлят); в) девятеро друзей; г) двадцать два дня (ср. двое суток). 2-б, 3- б, 4 -в, 5 - б, 6 - а.



План-конспект урока

6 класс

Тема: Контрольный диктант № 7 «Биатлон» по теме «Имя числительное»

Цели: систематизировать знания по изученному разделу; повторить все изученные орфограммы по разделу «Имя числительное»

Ход урока

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний

1)Приветствие

2)Подготовиться к уроку

3.Работа по теме урока

Контрольный диктант №5 (по теме «Имя числительное»)

Биатлон – слово составное. В нем соединены латинское слово би, что значит два, и греческое атлон – борьба. Получилось «двойное состязание»: состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.

Член каждой команды должен пройти на лыжах 20 километров и четырежды, сделав остановку на 3,8,13 и 18-м километре, поразить мишени

Вот спортсмен подходит к первой мишени. Он посылает пять пуль с дистанции 250 метров. На втором рубеже он стреляет с расстояния 200 метров, на третьем – 150 метров. На четвертом рубеже цель удалена всего на 100 метров, но зато стрелять приходится из положения стоя без упора. За каждый промах судьи назначают штраф: один круг, длина которого составляет 150 метров. Победит в соревнованиях тот, кто умеет метко стрелять и быстро ходить на лыжах.

(По Г. Юрмину)


Грамматическое задание

Выпишите числительное, имеющее всего 2 падежные формы.

Найдите порядковое числительное и выпишите его/ количественное числительное

Укажите верную морфологическую характеристику слова четырежды

4.Подведенеи итогов урока

-Что показалось самым сложным в диктанте?

-Какие слова вызвали у вас затруднение?

Домашнее задание

Выполнить ВПР(вариант 3)

Подготовить ответы на контрольные вопросы



В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы (комментарий учителя для эмоционального восприятия текста, создания непринужденной обстановки на уроке: после первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться, увеличивая все больше). И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры... длинная вереница несчастных зайцев перед огромными воротами на фоне чадящих огромных страшных труб, колючей проволоки..). Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес. По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками.Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони. Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша.И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него и сказал:— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!



  1. Контрольный диктант №8 « История Каштанки» по теме «Местоимение»

диктант №6 (по теме «Местоимение»)

История Каштанки

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

(По В. Дурову.) (119 слов)

Грамматическое задание

Выделите грамматическую основу в выделенном предложении

Выпишите три местоимения и определите их разряд

Сделайте морфемный разбор слов: оловянную, блюдце, обогреться



  1. Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

Как связать текст ?


А) от тезиса к доказательству переходим с помощью таких слов: Докажем это… В этом легко убедиться… Это объясняется так…


Б) доказательства связываются между собой с помощью слов: К примеру… Допустим… Предположим… Так… Следовательно…


В) вывод связывается с доказательствами такими словами: Итак… Таким образом… Сделаем вывод… Поэтому…. Вот почему….


3) Работаем с упражнением 480


А) Составляем устный ответ.


Б) Записываем тезис (выбери тот, который ты сможешь доказать)


Я считаю, что прав дедушка. Подарки должны запомниться не ценой, а той душевностью, что вложены в них.


Я считаю, что права внучка. Подарок должен быть красивым, современным и полезным. А такой не сделаешь своими руками.


Я считаю, что правы и дедушка, и внучка. Подарок можно сделать своими руками, если ты талантлив.


4) Подбираем доказательства (факты, убеждающие в вашей правоте, приводим примеры из своего опыта)


5) Делаем вывод


6) Д/з. Закончить работу



Примерная работа


Я считаю, что правы и дедушка, и внучка. Подарок можно сделать своими руками, если ты талантлив. Это можно объяснить так.


Друзья хорошо знают интересы друг друга. А значит, желанную вещь можно сделать самим. Для этого в наше время существует такие магазины как «Леонардо». Там можно подобрать всё необходимое для работы.


Кроме того можно заказать нужную вещь настоящему мастеру, который создаст такой шедевр, который будет только у вашего друга. За такой подарок никому не будет стыдно.


Таким образом получиться, что вы вложили в свой сюрприз частичку души, постарались обрадовать именинника.




Сочинение по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители»

Полотно Екатерины Васильевны Сыромятниковой “Первые зрители” заслуженно считается одним из лучших в ее творческой деятельности.


На нем изображена мастерская художника. За распахнутым настежь окном стоит ясный летний день. Легкий ветерок колышет шторы и ветви берез. С улицы в окно заглядывают два мальчика. Один из них с интересом и восхищением смотрит на мольберт с натянутым на него холстом, находящийся внутри комнаты, а другой с любопытством оглядывает незнакомое жилище. Возможно, они пришли к знакомому художнику в гости, зная, что он создает очередной шедевр для того, чтобы посмотреть, как продвигается работа, а может просто так заглянули в открытое окно, но, увидев, что здесь живет художник, заинтересовались тем, как создаются картины.


Картина, заинтересовавшая мальчика, стоит тыльной стороной и мы не можем видеть, что нарисовано на холсте, но художник задумал сюжет своей работы так, что мы, сами являясь зрителями картины, видим зрителей другого художника.


Мне кажется, что для любого творческого человека важна оценка его работ и показывая интерес зрителей и восхищение работами другого творческого человека, автор своей картиной “Первые зрители” хотела показать, что и ей не безразлично мнение людей о своем труде.


Картина производит приятное впечатление при виде детской непосредственности “первых зрителей” и создает светлое, радостное настроение.



  1. Контрольная работа по теме «Местоимение»(См.КИМы, тест/словарный диктант)


Тестовые задания по русскому языку для 6 класса по теме: «Местоимение»


Правильный вариант ответа отмечен знаком +


1. Какая функция местоимения?


А) Называет предметы, их признаки и количество


+ Б) Указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их


В) Обозначает признак предмета по действию


Г) Обозначает состояние живых существ, природы и окружающей среды


2. Какую часть речи местоимение заменить не может?


А) Имя существительное


Б) Имя прилагательное


В) Имя числительное


+ Г) Глагол


3. Сколько лиц у личных местоимений?


А) 1


Б) 2


+ В) 3


Г) 5


4. Каким членом предложения местоимение не может быть?


А) Обстоятельством


Б) Определением


+ В) Сказуемым


Г) Подлежащим


5. Какие морфологические признаки местоимения относятся к постоянным?


+ А) Разряд, лицо


Б) Род, число


В) Число, падеж


Г) Вид, время


6. Сколько существует разрядов у местоимения?


А) 3


Б) 5


В) 6


+ Г) 9


7. Как изменяются притяжательные местоимения?


А) Как имена существительные


+ Б) Как имена прилагательные


В) Как наречия


Г) Как глаголы


8. У какого местоимения нет категории лица, рода, числа, а также формы именительного падежа?


А) Личного


Б) Притяжательного


+ В) Возвратного


Г) Относительного


9. Какие местоимения служат для связи простых предложений в составе сложноподчинённого?


А) Личные


Б) Определительные


+ В) Относительные


Г) Указательные


тест 10. Как пишутся неопределенные местоимения?


А) Раздельно


Б) Слитно


В) Через дефис


+ Г) Слитно и через дефис


11. Какую функцию выполняют определительные местоимения?


+ А) Указывают на обобщенное качество предмета


Б) Отрицают какой-нибудь предмет или признак


В) Указывают на то лицо, о котором говорят


Г) Указывают, какому лицу принадлежит предмет


12. Какие местоимения образовались от вопросительных при помощи приставки НИ-?


А) Относительные


Б) Определительные


+ В) Отрицательные


Г) Неопределенные


13. Какие местоимения просто указывают на лицо или предмет?


А) Указательные


+ Б) Личные


В) Притяжательные


Г) Относительные


14. От чего зависят морфологические и синтаксические признаки местоимения?


А) От количества местоимений в тексте


Б) От рода и числа местоимения


В) От разряда местоимения


+ Г) От того, какую часть речи заменяет


15. Выберите местоимение-существительное:


А) Столько


Б) Где


+ В) Себя


Г) Твой


16. Выберите местоимение-прилагательное:


А) Вы


+ Б) Мой


В) Кто-то


Г) Там


17. Какое местоимение заменяет наречие?


А) Сколько


+ Б) Потому


В) Никто


Г) Какой-то


18. Какое местоимение заменяет имя числительное?


+ А) Несколько


Б) Так


В) Она


Г) Этот


19. Выберите местоимение 3 лица:


А) Я


Б) Ты


+ В) Она


Г) Мы


тест-20. Какое местоимение относится ко 2 лицу?


А) Мы


Б) Они


+ В) Вы


Г) Он









Р.р.Сочинение по рисункам и данному началу(по упр.517)


На картинке мы можем видеть, как неумело мальчик рубит дрова. Сразу видно, что никто не учил его этому и взялся он за это дело в первый раз. По картинке видно, что он взял непосильно большое бревно и хочет его разрубить, хотя абсолютно этому не обучен. Мы можем видеть, что он со всего размаха ударяет топором в самый центр бревна и поняв, что топор застрял, неосторожно, прилагая всю возможную силу, даже не подумав о последствиях, начинает его вытаскивать. И эта неумелость сыграла с ним плохую шутку. Как видно по картинке, он ударил себя по лицу, да так сильно, что аж искры полетели.


Эта картинка учит нас тому, что в любом деле надо быть предельно осторожным и не стоит браться, если не имеешь абсолютно никакого опыта, лучше спросить помощи у кого-то кто старше, мудрее или просто лучше разбирается. Любое дело нужно делать с умом, даже самое простое. И не стоит бояться спросить о помощи, ведь все мы когда-то не умели выполнять даже самые простые и казалось бы базовые вещи. Если не можете что-то сделать, доверьтесь профессионалу, спросите его совета. И только тогда у вас всё получится.


И никогда не хвастайтесь и не говорите о том, чего не умеете вовсе. Ведь самому же будет очень стыдно, когда все увидят, что ты просто лжец, обманщик и жалкий хвастун.



  1. Р,р. Изложение «Витькина гайка»

Однажды пошел наш класс на экскурсию, на автозавод. Ходим, смотрим, как новые автомобили собирают, с конвейра новые самосвалы сходят. Глядим одноклассника нашего, Витьки Харитонова - нет! Кричим, Витька ты где, а он из-за станка, довольный выходит. Говорит, мол ему работник разрешил гайку завинтить, мы ему не поверили и побежали к его знакомому. А тот улыбнулся и говорит:

- Тоже хотите помочь? Тогда становитесь в очередь.

И каждый из нашего класса завинтил по гайке.



диктант №7 (по теме «Глагол»)

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.

Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 сл.)

Грамматические задания.

1 вариант 2 вариант.

1. Выписать из текста три личных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения

Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.

3. Разбор по составу слов разгоралась, наслаждались, радостное.

1. Выписать из текста два указательных местоимения, образовать от них

формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения

Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.

3. Разбор по составу слов подгорела, счастливые, расположились.