СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОС ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ БИОЛОГИЯ 23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФОС ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ БИОЛОГИЯ 23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»




Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательного цикла «___» _________ 2024 г. протокол №__

Председатель ЦМК:

Абрамова Г.И._____________________

УТВЕРЖДАЮ

методист

____________/Г.В. Филиппова/











ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

БИОЛОГИЯ


основной образовательной программы

для технологического профиля

23.01.09 Помощник машиниста

(по видам подвижного состава железнодорожного транспорта)

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

(базовый уровень)















2024

Разработчик:

Преподаватель биологии ГБПОУ СО «БПЛ» - Корнева С.С.













































1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения учебного предмета Биология основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта).

Фонд оценочных средств позволяет оценивать освоение умений, знаний по дисциплине.

ФОС разработан в соответствии с основной образовательной программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технологического профиля на базе общего образования с получением среднего общего образования; программы учебного предмета Биология.

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

- решать: генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;( составлять цепи питания, цепочки РНК по ДНК, находить триплеты т –РНК и по генетическому коду определять аминокислоты);

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; а также для оценивать негативное влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы: естественный и искусственный отбор.

- делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет).

- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

- в процессе работы с учебником обучающиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, проекты, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Знать:

- основные биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема, в том числе Биосфера);

- теории развития современных представлений о живой природе, выдающиеся открытия в биологической науке;

- роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методы научного познания;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере;

- отличительные признаки живой природы от неживой, ее уровневую организацию и эволюцию, роль основных органических и неорганических соединений.;

- биологические закономерности: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура), размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;.

биологическую терминологию и символику;

- влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.

В результате изучения учебного предмета обучающийся должен освоить следующие цели:

- формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.

В соответствии с принятой Концепцией развития биологического образования в Российской Федерации, биологическое образование решает, в частности, следующие ключевые задачи:

- сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

- развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений, сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;

- формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;

- становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;

- развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;

- сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний;

- сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий.











2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


К планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету Биология относятся следующие требования:

1)личностные, включающие;

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;

- понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;

- убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;

- заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;

- готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

2) метапредметные, включающие:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;

- использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.

3)предметные, включающие:

- освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учёных биологов в развитие биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;

- умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий;

- умение излагать биологические теории, определять границы их применимости к живым системам.

Освоение содержания учебного предмета Биология обеспечивает достижение обучающимися следующих планируемых результатов:


Общие

компетенции

Планируемые результаты обучения

Личностные и метапредметные

Дисциплинарные (предметные)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике.

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

- сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера, метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляции, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

- сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

- сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: - наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений;

- организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

- сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;

- одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

- сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети).

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

- сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы);

- интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; - рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

- сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и

команде.

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

- приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений;

- организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

- сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни,норм грамотного поведения в окружающей природной среде;

- понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования.


Код и наименование компетенции

ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов электровоза.

ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта электровоза.

ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку электровоза к рейсу.

ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов электровоза.

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

В результате аттестации по учебному предмету осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:


Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата


Форма контроля и оценивания


Уметь:



объяснять: роль биологии формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

Выполнение, определение, выделение, решение, получение.

Входной контроль: тестовый контроль.

решать: генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;( составлять цепи питания, цепочки РНК по ДНК, находить триплеты т –РНК и по генетическому коду определять аминокислоты);

Обоснование, формирование, выполнение, решение, определения, доказательства.

Текущий контроль: дифференцированные карточки, тестовый контроль

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; а также для оценивать негативное влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней

Выполнение, создание, формулирование, обоснование, решение.

Текущий контроль:

дифференцированные карточки

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агро экосистемы своей местности), процессы: естественный и искусственный отбор.

Нахождение, доказательство, определение, решение.

Текущий контроль:

тестовый контроль, практическая работа

делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения,

последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет).

Доказательства, определение, решение, выполнение, демонстрация. получение, изготовление.

Текущий контроль:

практическая работа, тестовый контроль.

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Нахождение, определение, доказательства, решение, выполнение, создание.

Текущий контроль:

индивидуальная работа.

в процессе работы с учебником обучающиеся должны: научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, проекты, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Выполнение, создание, получение, нахождение, решение.

Текущий контроль:

дифференцированные карточки.

Знать:



основные биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема, в том числе Биосфера)

Формулирование, нахождение, выполнение, получение.

Текущий контроль:

тестовый контроль, дифференцированные карточки, практическая работа.

теории развития современных представлений о живой природе, выдающиеся открытия в биологической науке;

Выполнение, определение, выделение, получение.

Текущий контроль:

дифференцированные карточки, тестовый контроль

роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методы научного познания;


Определение, выделение, демонстрация, выполнение, создание.

Текущий контроль:

тестовый контроль

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере;

Выделение, демонстрация, определение, решение, получение.

Текущий контроль:

фронтальный опрос

отличительные признаки живой природы от неживой, ее уровневую организацию и эволюцию, роль основных органических и неорганических соединений.

Выделение, демонстрация, определение, получение.

Текущий контроль:

тестовый контроль, дифференцированный контроль.

биологические закономерности:

сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура) размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

Доказательство, выделение, определение, нахождение, решение, обоснование.

Текущий контроль:

тестовый контроль, решение задач.

биологическую терминологию и символику;


Выделение, определение, нахождение, обоснование.

Текущий контроль:

Дифференцированные карточки.

влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.

Выполнение, демонстрация, выделение, получение, решение.

Промежуточный контроль; дифференцированные карточки.

Входной контроль

I вариант

1. Организмы, в клетках которых содержатся хлоропласты, и происходит синтез органических веществ из неорганических, - это:

А) грибы

Б) растения

В) животные

2. Значение дыхания для организма состоит в обеспечении организма:

А) энергией

Б) строительным материалом

В) запасными питательными веществами

3. Признаки, характерные для  насекомых:

А) головогрудь, брюшко и 3 пары ног

Б) голова, грудь, брюшко и 3 пары ног

В) головогрудь, брюшко и 4 пары ног

Г) головогрудь, брюшко и 5 пар ног

4. Где обитает и размножается большинство насекомых:

А) на поверхности суши

Б) в почве

В) в воде

Г) в воздухе

5. Найдите представителей ракообразных:

А) бабочки, жуки, клещи

Б) речной рак, омар, мокрица

В) паук-крестовик, клещ, скорпион

Г) речной рак, скорпион, божья коровка

6. Какой слой кожи придает ей эластичность?

А) дерма

Б) эпидермис

В) подкожная клетчатка

7. Выделительную функцию выполняют:

А) рецепторы

Б) сальные железы

В) потовые железы

8. Какой орган не входит в выделительную систему?

А) кожа

Б) почки

В) слюнные железы

9. Где пища всасывается в кровь?

А) в желудке

Б) в печени

В) в тонком кишечнике

10. Как называется наружный защитный слой зубов?

А) дентин

Б) эмаль

В) цемент

11. Путь воздуха в легкие при правильном дыхании:

А) ротовая полость – носоглотка - гортань - трахея – бронхи – легочные пузырьки

Б) носовая полость носоглотка – гортань – бронхи – трахея – легочные пузырьки

В) носовая полость – носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легочные пузырьки

Г) носовая полость – носоглотка – гортань – трахея – легочные пузырьки – бронхи

12. Из чего образуется центральная нервная система?

А) из головного мозга

Б) из спинного и головного мозга

В) из спинного и головного мозга и отходящих от них нервов

Г) из нервных узлов и нервов

13. Что образуется в результате оплодотворения?

А) зародыш

Б) яйцеклетка

В) зигота

14. Какую форму имеет система придаточных корней:

А) стержневая

Б) мочковатая

15. Сколько годичных колец в основании ствола 10-летней липы?

А)10

Б)1

16. Какие растения цветут?

А) голосеменные

Б) папоротники

В) покрытосеменные

17. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания человека?

А) эвглена зеленая

Б) инфузория-туфелька

В) дизентерийная амеба

Г) малярийный плазмодий

18. Какие органы выделения имеются у бычьего цепня?

А) выделительные трубочки

Б) почка

В) кожа

Г) органы выделения отсутствуют

19. Сколько кровообращений у рыб?

А) 1

Б) 2

20. Укажите лишнее, которое не характерно для млекопитающих?

А) 2 пары конечностей Г) молочные железы

Б) теплокровность Д)разделение полости тела на грудную и брюшную

В) волосяной покров Е) размножение яйцами



II вариант


1. Комплексный организм, представляющий собой синтез гриба и одноклеточных водорослей - это:

А) мох

Б) лишайник

В) паразитическое простейшее

2.Для фотосинтеза характерно:

А) расщепление органических веществ до неорганических с освобождением энергии

Б) образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света

В) отложение органических веществ в запас

3. Выделение конечных продуктов обмена веществ из организма человека осуществляется с помощью:

А) почек и кожи

Б) кишечника и желудка

В) желез внутренней секреции

4. Где обитают и размножаются большинство ракообразных:

А) на поверхности суши

Б) в почве

В) в воде

Г) в воздухе

5. Признаки, характерные для паукообразных:

А) головогрудь, брюшко и 3 пары ног

Б) голова, грудь, брюшко и 3 пары ног

В) головогрудь, брюшко и 4 пары ног

Г) голова, грудь, брюшко и 5 пар ног

6. Какие слои кожи выполняют защитную функцию?

А) дерма

Б) эпидермис

В) подкожная клетчатка

7. Чувствительную функцию в коже выполняют:

А) рецепторы

Б) сальные железы

В) потовые железы

8. Органы выделения:

А) слюнные железы, легкие, сальные железы

Б) почки, кожа, легкие

В) только кожа

9. Печень выделяет в пищеварительный тракт:

А) слюну

Б) желчь

В) гормоны

10. Какая кровь течет по легочной артерии человека?

А) артериальная

Б) венозная

В) смешанная

Г) нет правильного ответа

11. В каком порядке расположены органы пищеварения?

А) ротовая полость – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка – прямая кишка

Б) ротовая полость – пищевод – желудок – толстая кишка – тонкая кишка – прямая кишка

В) ротовая полость – желудок – пищевод- толстая кишка –тонкая кишка – прямая кишка

Г) нет правильного ответа

12. В каком из перечисленных случаев возможно заражение СПИДом?

А) половой контакт, прививка, укол, переливание крови

Б) поцелуй

В) пользование бытовыми приборами общего пользования

Г) во всех

13. Какие продукты содержат много витамина «С»?

А) овощи и фрукты

Б) печень и свежее мясо

В) рыбий жир и яйцо

Г) хлеб, выпеченный их муки с отрубями

14. У каких растений хорошо развит главный корень?

А) мхи

Б) папоротники

В) голосеменные

Г) покрытосеменные двудольные

Д) покрытосеменные однодольные

15. Для стеблей, каких растений характерны годичные кольца?

А) травянистые

Б) древесные

16. Чем отличается инфузория-туфелька от амебы?

А) наличие ложноножек

Б) ресничек

В) хлоропластов

Г) двух ядер

17. Какое дыхание характерно для взрослой аскариды?

А) кислородное Б) бескислородное

18. Какие плавники парные?

А) хвостовой Б) спинной В) грудной Г) анальный Д) брюшной

19. Какие круги кровообращения характерны для лягушки?

А) большой Б) малый В) большой и малый

20. Из каких частей состоит тело пресмыкающихся?

А) голова, шея ,туловище, конечности, хвост

Б) голова, туловище, конечности, хвост

В) голова, шея, туловище, конечности

Г) голова, шея, туловище, хвост


Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого.


Вопросы фронтального опроса

1.В чём сходство и различия между прокариотами и эукариотами?

2.Как шла эволюция жизненных форм(на примере прокариот и эукариот)?

3.Как связано строение клеточной мембраны с её функциями?

4.В чём суть активного и пассивного транспорта веществ в клетку?

5.Где в клетке расположены фрагменты, способные разрушать белки, жиры и углеводы?

6.Где проходит синтез белков?

7.Какой органоид клетки одновременно участвует в транспорте продуктов биосинтеза и формирование лизосомы?

8.В каких органоидах клетки происходит превращение энергии пищи в энергию АТФ?

9.В каких органоидах клетки происходит превращение энергии солнечного света в энергию АТФ?

10. Каким образом создается бесконечное разнообразие белков?

11. Что собой представляет первичная структура белка?

12. Каким образом происходит переход первичной структуры молекул белка во вторичную, а затем – в третичную и четвертичную?

13. Почему фотосинтез возможен только у зелёных растений?

14. Каковы условия осуществления фотосинтеза?

15. В каких структурах клетки протекает фотосинтез?

16. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

17. Какое химическое соединение осуществляет  – энергетическую связь в световой и темновой фазы?

18. Каким образом можно усилить фотосинтез?

19. В чем проявляется космическая роль зелёных растений?

20. В чём сходство и различие между прокариотами и эукариотами?

21. Как шла эволюция жизненных форм (на примере прокариот и эукариот)?

22. Связь строения клеточной мембраны с её функциями.

23. Синтез белка, процесс синтеза белка.

24. Почему молекулу АТФ называют аккумулятором энергии и каким образом происходит высвобождение энергии в процессе реакции с участием АТФ?

25. Почему молекула ДНК являются обязательными матрицами для синтеза белка?

26. Способы питания клеток и организмов?

27. Условия осуществления фотосинтеза в клетках зеленных растений?

28. Особенности реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка?

29. Как создаются белки в клетках, каковы обязательные условия процесса биосинтеза?


Вопросы индивидуального опроса:

1.Органические вещества клетки

2.Неорганические вещества клетки

3.Цитоплазма

4. Клеточная мембрана, её функции

5.Вирусы

6. Сущность пластического обмена

7.Энергетический обмен

8.Фотосинтез

9.Митоз

10. Немембранные органоиды клеток

11. Одномембранные органоиды клеток

12. Двумембранные органоиды клеток

13. Дать характеристику бесполого размножения, привести примеры?

14. Дать характеристику полового размножения, привести примеры?

15. Охарактеризовать развитие половых клеток у животных?

16. Охарактеризовать фазы гаметогенеза, используя свои знания о мейозе?


Контрольная работа: «Молекулярный уровень организации живого»

Вариант 1

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Какие объекты относятся к молекулярному уровню организации живого?

    1. Клевер

    2. Гемоглобин

    3. Амеба

    4. Болото

  1. Какое из перечисленных соединений не является полимером?

    1. Белок

    2. Глюкоза

    3. ДНК

    4. Целлюлоза

  1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

а) гистология б) эмбриология в) цитология г) физиология

  1.  Способность организмов передавать свои признаки и свойства, особенности развития из поколения в поколение, называется:

    1. мутации

    2. раздражимость

    3. наследственность

    4. изменчивость

  1. Какие из углеводов не растворяются в воде?

    1. Сахароза

    2. Глюкоза

    3. Целлюлоза

    4. Рибоза

  1. Что является мономеров нуклеиновых кислот?

    1. Глицерин

    2. Нуклеотиды

    3. Протеины

    4. Углеводы

  1. Какой нуклеотид комплементарен адениловому в молекуле ДНК?

    1. Адениловый

    2. Гуаниловый

    3. Урациловый

    4. Тимидиловый

  1. Состав ДНК от РНК отличается содержанием:

    1. Сахара

    2. Дезоксирибозы

    3. Фосфорной кислоты

    4. Рибозы

  1. Какое азотистое основание не входит в состав ДНК?

    1. Цитозин

    2. Аденин

    3. Гуанин

    4. Урацил

  1. Какая структура определяет химический состав белка и его биологические свойства?

    1. Первичная

    2. Вторичная

    3. Третичная

    4. Четвертичная

  1. Вторичная структура белка представлена:

    1. Линейной последовательностью аминокислот

    2. Спиралью

    3. Глобулой

    4. Трехмерной пространственной «упаковкой»

  1. Выберите функцию, которую НЕ выполняют белки:

    1. Строительная

    2. Энергетическая

    3. Каталитическая

    4. Растворяющая

  1. Сколько выделяется энергии при расщеплении 1 гр липидов?

    1. 17,6 кДж

    2. 32,6 кДж

    3. 38,9 кДж

    4. 18,0 кДж

  1. Выберите тип РНК, которого не существует.

    1. Транспортные

    2. Рибосомные

    3. Защитные

    4. Информационные

  1. Наиболее энергоемкими являются:

    1. Жиры

    2. Нуклеиновые кислоты

    3. Белки

    4. Углеводы

  1. Какое количество энергии освобождается при разрыве одной макроэргической связи вмолекуле АТФ:

    1. 60 кДж

    2. 40 кДж

    3. 20 кДж

    4. 10кДж

Вариант 2

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Какие объекты относятся к молекулярному уровню организации живого?

    1. Целлюлоза

    2. Клетка

    3. Амеба

    4. Нейрон

  1. Какое из перечисленных соединений не является полимером?

    1. Липиды

    2. Крахмал

    3. Рибоза

    4. Углеводы

  1. Какая наука изучает строение, жизнедеятельность и развитие тканей?

а) гистология б) бриология в) орнитология г) физиология

  1.  Способность организмов реагировать на внешнее воздействие окружающей среды:

    1. обмен веществ

    2. раздражимость

    3. наследственность

    4. изменчивость

  1. Какие из углеводов не растворяются в воде?

    1. Рибоза

    2. Глюкоза

    3. Фруктоза

    4. Хитин

  1. Что является мономером белка?

    1. Глицерин и ЖК

    2. Нуклеотиды

    3. Глюкоза

    4. Аминокислоты

  1. Какой нуклеотид комплементарен цитидиловому в молекуле ДНК?

    1. Адениловый

    2. Гуаниловый

    3. Урациловый

    4. Тимидиловый

  1. Состав РНК от ДНК отличается содержанием:

    1. Энергией

    2. Дезоксирибозы

    3. Фосфорной кислоты

    4. Рибозы

  1. Какое азотистое основание не входит в состав РНК?

    1. Цитозин

    2. Аденин

    3. Тимин

    4. Урацил

  1. Какая структура определяет химический состав белка и его биологические свойства?

    1. Первичная

    2. Вторичная

    3. Третичная

    4. Четвертичная

  1. Третичная структура белка представлена:

    1. Линейной последовательностью аминокислот

    2. Спиралью

    3. Глобулой

    4. Последовательностью водородных связей

  1. Выберите функцию, которую НЕ выполняют углеводы:

    1. Строительная

    2. Энергетическая

    3. Каталитическая

    4. Запасающая

  1. Сколько выделяется энергии при расщеплении 1 гр жиров?

    1. 17,6 кДж

    2. 32,6 кДж

    3. 38,9 кДж

    4. 18,0 кДж

  1. Выберите тип РНК, которого не существует.

    1. Транспортные

    2. Рибосомные

    3. Защитные

    4. Информационные

  1. Наиболее энергоемкими являются:

    1. Жиры

    2. Нуклеиновые кислоты

    3. Белки

    4. Углеводы

  1. Неклеточные формы жизни:

    1. Ферменты

    2. АТФ

    3. Вирусы

    4. Белки

Раздел 2. Строение и функции организма


Вопросы для фронтального опроса:

  1. Какой процесс, свойственный всему живому, обеспечивает передачу наследственных свойств от родителей потомкам?

  2. Каким образом проявляется изменчивость?

  3. Что собой представляет ген?

  4. Охарактеризуйте взаимосвязь гено – и фенотипа.

  5. Почему гибридологический метод позволяет выявить генетические закономерности?

  6. Чем отличается моногибридное скрещивание от дигибридного скрещивания?

  7. В чем проявляется правило единообразия гибридов первого поколения?

  8. Могут ли организмы с одинаковым генотипом иметь разный фенотип, а при одинаковом фенотипе – разный генотип?


Вопросы индивидуального опроса:

  1. Охарактеризуйте первый закон Менделя.

  2. Сформулируйте второй  и третий закона Менделя.

  3. Охарактеризовать основные положения теории наследственности.

  4. Работы Томаса Моргана, его вклад в решении генетических проблем.

  5. Основные положения хромосомной теории наследственности.

  6. Разные виды взаимодействия неаллельных генов.

  7. Дать определение генотипа. Какой вид взаимодействия генов демонстрируют результаты скрещивания двух линий гороха с белыми цветками, если у их потомках все цветки пурпурные?

  8. Какое действие оказывают гены- ингибиторы и какой тип эпистаза можно наблюдать в результате их функционирования?

  9. Каким образом проявляется полимерное действие генов?

10. Как называется и каким образом проявляется плейотропное действие гена?

11. Расскажите о сущности гибридологического метода. Что положено в его основу?

12. Перечислите основные положения, вытекающие из опытов Г. Менделя.

13. Что такое неполное доминирование.

14. Может ли мужчина, имеющий группу крови АВ, быть отцом ребенка, если у него группа крови О, а у матери В?


Диктант для проверки знания генетических терминов:


Термин

Ответ

1.Гаметы

2.Зигота

3.Гибрид


4.Ген

5.Аллельные гены


6.Генотип


7.Фенотип

8.Гомозиготные

9.Гетерозиготный

11.Доминантный

12.Рецессивный

13.Гаплоидный

14.Диплоидный

А) Половая, воспроизводящая клетка;

Б) Оплодотворенная яйцеклетка;

В) Организм (клетка), имеющий объединенный генетический материал;

Г) Участок ДНК, ответственный за синтез одного белка;

Д) Парные гены, отвечающие за формирование одного признака;

Е) Совокупность генов, носитель всей генетической информации особи;

Ж) Совокупность признаков особи;

З) Не дающий в потомстве расхождения признаков;

И) Дающий в потомстве расхождения признаков;

К) Преобладающий признак;

Л) Подавляемый признак;

М) Одинарный набор хромосом;

Н) Двойной набор хромосом.


Контрольная работа: «Строение и функции организма».


1.Преемственность между особями вида в ряду поколений обеспечивается:

А. обменом веществ  

Б. размножением особей

В. ростом клеток

Г. кроссинговером


2.В основе роста любого многоклеточного организма лежит образование дочерних клеток с:

А. таким же, как в материнской клетке, набором хромосом.

Б. непостоянным набором хромосом

В. уменьшением вдвое набора хромосом

Г. Увеличением вдвое числа хромосом

3.Дочерний организм получает новое сочетание генов в процессе размножения:

А.  вегетативного

Б. с помощью спор

В. почкованием

Г. полового

4.Какой из названных ниже процессов сопровождается обменом наследственной информации?

А. мейоз

Б. митоз

В.дробление

Г. спорообразование

5. Взрослое растение представляет собой половое поколение (гаметофит) только у:

А. сосны

Б. ромашки

В. мха

Г. ужовника

6.Стадия зародышевого развития, в результате которой формируется структура  двухслойного зародышевого мешка, называется:

А.бластулой

Б.гаструлой

В.зиготой

Г. мезодермой         

7.Слияние ядер двух гаплоидных клеток с образование диплоидной клетки происходит в результате:

А. ароморфоза

Б. дробление

В.органогенеза

Г. оплодотворение

8. Какой зародышевый листок дает начало внешним покровам организма животных, а также формирует нервную систему и связанные с ней органы чувств?

А. энтодерма

Б. мезодерма

В. эктодерма

Г. зигота

9. Как называется один из видов постэмбрионального развития, когда родившийся организм сходен со взрослым, но имеет меньшие размеры и иные пропорции?

А. прямое развитие

Б. развитие с метаморфозом

В. непрямое развитие

Г. эмбриональное развитие

10.Сколько хроматидных нитей входит в мейотический коньюгационный комплекс у организмов-гаплоидов?

А.8

Б.2

В.0

Г. 4

Ответы:

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б

А

Г

А

В

Б

Г

В

А

В



Критерии оценок:

Оценка «2» выставляется, если обучающиеся не выполнили 50% работы.

Оценка «3» выставляется, если обучающиеся выполнили 50% - 70% работы

Оценка «4» выставляется, если обучающиеся выполнили 75 - 90% работы

Оценка «5» выставляется, если обучающиеся выполнили 95 - 100% работы


Раздел 3. Теория эволюции.

Карточки задания.

Карточка № 1. Соотнесите термин с его определением:


1. Эволюция

А. Процесс преимущественного выживания и размножения, наиболее приспособленных и гибель менее приспособленных.

2. Адаптация

Б. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

3. Маскировка

В. Необратимый и направленный процесс исторического развития живой природы

4. Естественный отбор

Г. Особенности внутреннего, внешнего строения и поведения организма, позволяющих выжить в определенных условиях среды

5. Борьба за существование

Д. Подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенному другого вида

6. Мимикрия

Е. Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды



За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу (максимальное количество - 10 баллов). Ответ: 1-В , 2-Г , 3-Б , 4-А , 5-Е , 6-Д.

I

1. Таланиливый, невезучий.
2. Боролся, отстаивал, доказывал.
3. Создал первое эволюционное учение.
4. Творец.

II

1. Трудолюбивый обстоятельный.
2. Путешествовал, наблюдал, анализировал.
3. Выяснил причины эволюции живого.
4. Гений.

III

1. Эрудит, верующий.
2. Описывал, систематизировал, организовывал.
3. Создал лучшую искусственную систему.
4. Трудоголик.



Карточка № 2. Развитие эволюционных представлений.

С точки зрения каждого из ученых (К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) объясните механизм возникновения длинной шеи у жирафа. 

Ответы заносятся в таблицу:

К. Линней

Ж.Б. Ламарк

Ч.Дарвин

 

 

 

Ответ: К.Линней: Жираф изначально создан «Творцом» с длинной шеей.

Ж.Б. Ламарк: Длинная шея у жирафа появилась в результате: внутреннего стремления к прогрессу; упражнение и не упражнение органов и их изменения; приобретенные признаки передаются по наследству.

Ч. Дарвин: У предков жирафа возникли мутации, приведшие к удлинению шеи. Жирафы с более длинными шеями имели больше возможностей выжить в борьбе за существование (т.к. использовали листья высоких ветвей). В результате естественного отбора также имели возможность выжить и дать потомство. 


Карточка № 3. Назовите приспособления у млекопитающих к сезонным изменениям среды.

(Ответ: Впадают в спячку;мигрируют в поисках корма;запасают корм;накапливают жир;меняют и обрастают густым мехом;сезонные изменения окраски;

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.


Раздел 4. Экология

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Экология как наука и ее место в системе естественных наук.

  2. Структура современной экологии.

  3. Основные законы и принципы экологии.

  4. Биосфера как одна из оболочек земли.

  5. Биогеохимические циклы важнейших биогенных веществ.

  6. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

  7. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

  8. Понятие о среде обитания и ее факторах.

  9. Популяции – их статические и динамические показатели.

  10. Биотические сообщества.

  11. Гомеостаз экосистемы.

  12. Социальная экология.

  13. Прикладная экология.

  14. Антропогенное воздействие на природу.

  15. Экологические кризисы и катастрофы антропогенного происхождения.

Контрольная работа: Теоретические аспекты экологии»

Вариант 1

Задания, в которых Вам нужно из четырех предложенных вариантов выбрать один правильный ответ

(например 1-А; 2-Б; 3-В;… и т.д.)

1.Экология - наука, изучающая:

влияние загрязнений на окружающую среду; Б) влияние загрязнений на здоровье человека;

влияние деятельности человека на окружающую среду;

Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).

2. Антропогенные факторы – это:

все факторы, связанные с деятельностью человека, оказывающие влияние на природу;

Б) ксенобиотики;

компоненты внешней среды, прямо воздействующие на живую природу;

Г) компоненты внешней среды, косвенно воздействующие на живую природу.

3. Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды?

5 мая; Б) 5 июня; В) 10 июня; Г) 15 июля; Д) 5 сентября.

Когда был образован комитет ЮНЕП?

А) 1970 г.; Б) 1979 г.; В) 1984 г.; Г) 1972 г.; Д) 1992 г.

4.На какие виды делятся загрязнения?

газы, пыли, твердые отходы, жидкие отходы; Б) материальные и энергетические;

материальные, радиоактивные, газы, пыли; Г) газо-пылевые выбросы, сточные воды;

Д) физические, химические ,физико-химические, биологические.

5. Сколько азота содержится в атмосфере?

86 %; Б) 70 %; В) 78%; Г) 68%.

7. Каково содержание кислорода в атмосфере?

48%; Б) 21%; В) 15%; Г) 25%.

6. Каково содержание инертных газов в атмосфере?

A) 8%; Б) 10%; В) 1%; Г) 0,1%.

7. Охрана природы – это:

А) защита от антропогенного воздействия; Б) ограничение использования природных ресурсов;

В) охрана отдельных объектов природы; Г) соблюдение экологических нормативов;

Д) практическое осуществление мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.

8. «Красные книги» - это:

А) списки объектов флоры и фауны, подлежащих охране; Б) характеристика видов, требующих охраны;

В) сигналы опасности;

Г) программа спасения и увеличения численности видов растений и животных, которым угрожает опасность исчезновения.

9. Виды загрязнений по масштабам воздействия:

А) прямые; Б) локальные; В) косвенные; Г) материальные; Д) глобальные; Е) региональные.

10. Сколько процентов территории РФ занимают особо охраняемые природные территории:

А) 21; Б) 5; В) 3; Г) 1; Д) 13.

11. В каком году был введен термин мониторинг?

A) 1994; Б) 1993; В) 1965; Г) 1972; Д) 1984.

12. Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется:

А) экологической борьбой Б) экологическими последствиями

В) экологической ситуацией Г) экологическим мониторингом

13. Виды загрязнений жилища:

А) микроклиматическое; Б) промышленное; В) физическое;
Г) металлическое; Д) химическое; Е) биологическое.


Вариант 2

Задания, в которых Вам нужно из четырех предложенных вариантов выбрать один правильный ответ

(например 1-А; 2-Б; 3-В;… и т.д.)

1.Когда была создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ)?

A) 1994; Б) 1993; В) 1965; Г) 1972; Д) 1984.

2. Кем было впервые введено слово «экология»:

A) В.Сукачевым; Б) Ю.Либихом; В) Э.Геккелем; Г) Жан-Жак-Руссо; Д) В.Вернадским.

3. Основные функции заповедников:

А) служат эталонами природы; Б) разведение отдельных видов растений и животных;

В) сохраняют генофонд природы; Г) сочетание охраны природы с рекреацией;

Д) проводят слежение за природными процессами и их прогнозирование.

4. Выпадение кислотных дождей связано с:

А) изменением солнечной радиации; Б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере;

В) увеличением количества озона в атмосфере; Г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота.

5. Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:

А) неорганические вещества; Б) канцерогенные вещества; В) фреоны; Г) тяжелые металлы; Д) гербициды.

6. Твёрдые отходы подразделяются на:

А) промышленные и непромышленные; Б) промышленные и коммунальные;
В) производственные и радиоактивные; Г) металлические и пищевые.

7. Виды загрязнений жилища:

А) микроклиматическое; Б) промышленное; В) физическое;
Г) металлическое; Д) химическое; Е) биологическое.

8. В какую группу загрязнений входят электромагнитные излучения, вибрации, шум:

А) микроклиматическое; Б) промышленное; В) физическое;
Г) металлическое; Д) химическое; Е) биологическое.

9. Что не относится к физическим загрязнителям окружающей природной среды?

А) шум; Б) вибрация;

В) электромагнитные излучения; Г) радиоактивные выбросы.

10.  Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а  также используемые для отдыха и в культурных целях:

А) заповедник; Б) заказник; В) ботанический сад; Г) национальный парк.

11. Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется:

А) экологической борьбой; Б) экологическими последствиями;

В) экологической ситуацией; Г) экологическим мониторингом.

12. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.):

А) заказник; Б) заповедник; В) национальный парк; Г) памятник природы.

13. Основные функции заповедников:

А) служат эталонами природы; Б) разведение отдельных видов растений и животных;

В) сохраняют генофонд природы; Г) сочетание охраны природы с рекреацией.

д. проводят слежение за природными процессами и их прогнозирование.

14. Экология - наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду; Б) влияние загрязнений на здоровье человека;

В) влияние деятельности человека на окружающую среду;

Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).

15. Каково содержание инертных газов в атмосфере?

A) 8%; Б) 10%; В) 1%; Г) 0,1%.


Ответы:

п/п

Правильные варианты ответов

п/п

Правильные варианты ответов

1 вариант

2 вариант

1

Г

1

Б

2

А

2

В

3

Б

3

А, В, Д

4

Г

4

Г

5

Д

5

В

6

В

6

Б

7

Б

7

А, В, Д, Е

8

В

8

В

9

Д

9

Г

10

А, Б, В, Г

10

Г

11

Б, Д, Е

11

Г

12

В

12

Г

13

Г

13

А, В, Д

14

Г

14

Г

15

А, В, Д, Е

15

В


Оценивание происходит в балльной системе. Контрольная работа состоит 15 вопросов, за каждый правильный ответ по 2 балла.

Перевод баллов в оценку:

от 28 баллов до 30 баллов – 5 (пять)

от 25 баллов до 27 баллов – 4 (четыре)

от 21 баллов до 24 баллов – 3 (три)

ниже 20 баллов – 2 (два)


Раздел 5. Биология в жизни

Карточки задания.

Карточка № 1. Ответьте на вопросы.

1. Биология как наука, её достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Карточка № 2 Ответьте на вопросы.

1. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.

2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

3. Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?

Карточка № 3 Ответьте на вопросы.

1. Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания.

2. Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия.

3. Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и посадке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать.


Дифференцированный зачет

1 вариант


1.Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?


а) определить видовой состав обитателей аквариум

б) определить химические свойства воды в аквариуме

в) установить объём и форму аквариума

г) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке


2.Что является объектом изучения эмбриологии?

а) развитие организма после выхода из яйцевых оболочек б) образование половых клеток у животных

в) зародышевое развитие многоклеточных организмов г) условия образования генетических нарушений у организма


3.Выберите положение современной клеточной теории.

а) новые клетки образуются из межклеточного вещества б) различают прокариотические и эукариотические клетки

в) клетки всех организмов одинаковы по строению, химическому составу и процессам жизнедеятельности

г) размножение клеток происходит путём их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления

исходной клетки


4.Вещества клетки объединяют в две группы - гидрофильные и гидрофобные по отношению к

а) воде б) белкам в) липидам г) нуклеиновым кислотам


5.Между веществом и функцией имеется определённая связь. Какое словосочетание следует поставить на

место пропуска в этой таблице?


Вещество

Функция

глюкоза

ДНК

хранение информации о первичной

структуре белка


а) транспорт газов б) источник энергии

в) катализатор химических процессов г) регулятор процессов жизнедеятельности


6. Изучите график, отражающий зависимость скорости химической реакции в клетке от температуры. (По оси х отложена температура организма (в ºС), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое описание наиболее точно отражает изменение относительной скорости химической реакции в промежутке от 37 ºС до 44 ºС?



а) скорость химической реакции на этом интервале

увеличивается

б) скорость химической реакции сначала

увеличивается, затем снижается

в) скорость химической реакции на этом интервале

снижается

г) скорость химической реакции сначала снижается,

затем увеличивается


7.Что можно увидеть в микроскоп, увеличительная способность которого составляет х300?

а) рибосому

б) комплекс Гольджи

в) ядро г) плазматическую мембрану



8.В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 40% от общего числа. Какой процент

нуклеотидов с тимином в этой молекуле?

а) 10% б) 20 % в) 30 % г) 40%


9. Как называют процесс, который может быть записан в виде следующей химической реакции? 6СО2 + 6Н2О⇒С6Н12О6 + 6О2

а) биосинтез белка б) выделение в) дыхание г) фотосинтез


10.Сколько молекул АТФ образуется на этапе клеточного дыхания из одной молекулы глюкозы?

а) 0 б) 2 в) 36 г) 38

11.Какая фаза митоза изображена на рисунке?


а) профаза б) интерфаза

в) анафаза г) телофаза


2.Какая стадия развития майского жука изображена на рисунке?


а) личинка

б) куколка

в) взрослый организм

г) гаструла


13.Передача информации о признаках, свойствах и функциях организма из поколения в поколение – это

а) обмен веществ б) раздражимость в) наследственность г) приспособленность



14.Какова вероятность рождения кареглазых детей у гетерозиготных кареглазых родителей?

а) 25% б) 50 % в) 75% г) 100%

15.На рисунке изображён вариационный ряд листьев лавровишни. Какую изменчивость он иллюстрирует?

а) мутационную

б) соотносительную

в) комбинативную

г) модификационную


16.Каким наследственным заболеванием страдает ребёнок, изображённый на фотографии?


а) гемофилия

б) синдром Дауна

в) дальтонизм

г) серповидно- клеточная анемия

17.Чем клетки прокариот отличаются от клеток эукариот? Выберите три верных ответа из шести.

а) отсутствием морфологически обособленного ядра

б) наличием в цитоплазме рибосом

в) окислением питательных веществ в митохондриях

г) наличием движения цитоплазмы

д) присутствием кольцевой хромосомы, которая находится в цитоплазме

е) выполнением плазматической мембраной функций мембранных органоидов


18.Чем характеризуется пластический обмен? Выберите три верных ответа из шести.

а) синтезируются органические вещества

б) органические вещества окисляются

в) конечными продуктами обмена являются углекислый газ и вода

г) осуществляется на рибосомах, в хлоропластах, на мембранах

д) энергия освобождается и запасается в молекулах АТФ

е) энергия, запасённая в АТФ, потребляется


19.Установите соответствие между характеристикой и типом размножения

ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

1)бесполое

2) половое












ХАРАКТЕРИСТИКА


а) в основе размножения лежит митотическое

деление клеток

б) дочерние особи образуются в результате слияния

гамет

в) дочерние организмы идентичны материнскому

г) для потомства свойственна комбинативная

изменчивость

д) в размножении участвует одна особь



2 вариант

1. Ка­ко­й на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я. Стена «Пульс»?


а) моделирование

б) измерение

в) эксперимент

г)абстрагирование


2. Что изучает эволюционное учение?

а) видовое многообразие организмов

б) организменный уровень организации жизни

в) причины и общие закономерности исторического развития органического мира

г) сравнительное изучение организмов, выявление их сходства и различия в строении и жизнедеятельности


3.Как формулируется одно из положений клеточной теории?

а) клетки организма выполняют сходные функции

б) клетки организмов отличаются друг от друга размерами

в) клетки разных организмов гомологичны по своему строению

г) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов


4.Магний необходим растениям, так как он входит в состав

а) гемоглобина б) хлорофилла в) нуклеиновых кислот г) АТФ


5. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?


Объ­ект

Функ­ция

АТФ

...

Ге­мо­гло­бин

Транс­порт газа

 

а) клеточный иммунитет

б) хранение информации

в) размножение

г) накопление энергии

6. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y - относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме.

а) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается

б) на всём протяжении медленно растёт

в) плавно колеблется около средних показателей

г) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт

7.Что можно увидеть в микроскоп, увеличительная способность которого составляет х200?

а) рибосому б) комплекс Гольджи в) ядро г) плазматическую мембрану


8. В молекуле ДНК число нуклеотидов с аденином составляет 10% от общего числа. Какой процент

нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

а) 20% б) 30% в) 40% г) 25%


9. Как называют процесс, который может быть записан в виде следующей химической реакции? C6H12O6 → 2C3H4O3 + 4H + 2АТФ

а) фотолиз воды б) гликолиз в) фотосинтез г) биосинтез белка


10.Молекулы какого вещества образуются в световую фазу фотосинтеза?

а) АТФ б) АМФ в) глюкоза г) СО2



11.Какая стадия мейоза изображена на рисунке

а) профаза I

б) метафаза I

в) анафаза I

г) метафаза II

12. Какая ста­дия раз­ви­тия за­ро­ды­ша по­ка­за­на на рисунке?


а) бла­сту­ла

б) ней­ру­ла

в) зи­го­та

г)гаструла

13.Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам называется:

а) генетика            б) изменчивость           в) селекция          г) наследственность


14. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота

красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании?


а) 25% б) 30% в) 75% г) 100%

15. На рисунке показано растение стрелолист. Какую изменчивость он иллюстрирует?


а) модификационную

б) комбинативную

в) мутационную

г) соотносительную











16. Каким наследственным заболеванием страдает ребёнок, изображённый на фотографии?

а) гемофилия

б) альбинизм

в) прогерия

г) остеогенез


17. Выберите три верных ответа из шести. Для животной клетки характерно наличие

а) рибосом

б) хлоропластов

в) оформленного ядра

г) целлюлозной клеточной стенки

д) комплекса Гольджи

е) одной кольцевой хромосомы


18. Выберите три верных ответа из шести. В темновой фазе фотосинтеза.

а) используются продукты световой фазы

б) осуществляется синтез АТФ

в) поглощается СО2

г) синтезируются углеводы

д) выделяется кислород

е) окисляются сахара


19. Установите соответствие между способами размножения и их биологическими особенностями


ПРИЗНАКИ

ФОРМА РАЗМНОЖЕНИЯ


А) в эволюции возникло позже, чем другой способ размножения

Б) потомки являются точными копиями родителей

В) образуется огромное количество потомства

Г) образуется разнородное потомство

Д) организмы развиваются быстрее, чем образовавшиеся в ходе другого способа размножения

1) половое

2) бесполое




3 вариант

 

1. Какой метод ис­сле­до­ва­ния при­ме­ня­ет девушка, изображённая на картинке?



а) экс­пе­ри­мент

б) на­блю­де­ние

в) сравнение

г)анализ

2.Что является объектом изучения биогеоценологии?

а) экосистемы земли

б) биосоциальная природа человека

в) соотношение различных путей эволюции

г) закономерности исторического развития видов


3.Одно из положений клеточной теории-


а) клеточные мембраны образованы белками и липидами

б) все реакции в клетках осуществляются при участии ферментов

в) клетки одноклеточных организмов представляют собой целостный организм

г) клетка- основная единица строения и развития всех живых организмов


4.Химические элементы, служащие основой биологических полимеров клетки -

а) мономеры б) биоэлементы в) микроэлементы г) макроэлементы


5.Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице.

 

Объ­ект

Функ­ция

Пеп­син

Рас­щеп­ле­ние бел­ков

Транс­порт газа


а) гемоглобин

б) амилаза

в) хлорофилл

г) хитин



6. Изучите график зависимости изменения скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у - скорость химической реакции (в усл. Ед.)). При, какой температуре скорость химической реакции будет минимальной?

 

1) 31 °С

2) 38 °С

3) 43 °С

4)4°С

7.После изобретения какого оптического прибора стало возможным изучение рибосом?

А) ручной лупы б) штативной лупы в) светового микроскопа г) электронного микроскопа


8. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

А) 10% б) 15% в) 20% г) 35%


9. Как называют процесс, который может быть записан в виде следующей химической реакции? C6H12O6 + 6O2  + 36 АДФ → 6CO2 + 6H2O + 36 АТФ

а) аэробное дыхание б) гликолиз в) фотосинтез г) биосинтез белка


10.В результате фотолиза воды в процессе фотосинтеза образуются

а) протоны, электроны и кислород б) молекулы глюкозы в) молекулы АТФ г) молекулы СО2


11. Какая стадия митоза изображена на рисунке

а) метафаза

б) интерфаза

в) анафаза

г) профаза

12. Какая ста­дия раз­ви­тия за­ро­ды­ша по­ка­за­на на рисунке?

а) ней­ру­ла

б) бла­сту­ла

в) зи­го­та

г)гаструл

13. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:

а) генетика              б) изменчивость           в) селекция           г) наследственность

14. При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель -А) доля карликовых форм равна (%)

а)15% б) 25% в) 100% г)75%


15. На рисунке показано изменение формы гребня у кур. Какую изменчивость он иллюстрирует?

а) модификационную

б) мутационную

в) комбинативную

г) соотносительную


16. Каким наследственным заболеванием страдает ребёнок, изображённый на фотографии?

а) синдром дауна

б) синдром Шерешевского - Тернера

в) гемофилия

г) прогерия


17. Одноклеточные жи­вот­ные в от­ли­чие от бактерий. Выберите три ответа из шести.

а) пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми веществами

б) вы­пол­ня­ют в эко­си­сте­ме роль консументов

в) вы­пол­ня­ют в эко­си­сте­ме роль продуцентов

г) со­дер­жат в клет­ке митохондрии

д) со­дер­жат в клет­ке оформ­лен­ное ядро

е) от­но­сят­ся к до­ядер­ным ор­га­низ­мам (прокариотам)


18. Выберите три верных ответа из шести. В световой фазе фотосинтеза.

а) поглощается солнечная энергия

б) образуется Н2О

в) участвует хлорофилл

г) побочным продуктом является кислород

д) затрачивается АТФ

е) поглощается СО2


19.Установите соответствие между способами размножения и их биологическими особенностями

ПРИЗНАКИ

 

ФОРМА РАЗМНОЖЕНИЯ

а) потомки полностью воспроизводят родительские признаки

б) формируется уникальная комбинация свойств нового организма

в) более древний способ размножения

г) количество потомков меньше, чем при другом способе

д) образуется однородное потомство

 

1) половое

2)бесполое



4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ


Для обучающихся

Основная


  1. Константинов В. М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: учебник для среднего общего образования / Константинов В. М. [и др.]; под редакцией д-ра биол. наук, проф. Константинова, 11 – е издание, стереотипное – Москва: Образовательно – издательский центр «Академия», 2023. – 336 с. – ISBN 978-5-0054-1413-7

  2. Ярыгина В. Н. Биология. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы: учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16228-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544794

  3. Ярыгина В. Н. Биология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536659


Дополнительные источники:


  1. Алферова, Г. А.  Генетика: учебник для среднего профессионального образования / Г. А. Алферова, Г. П. Подгорнова, Т. И. Кондаурова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 200 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11678-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518543 (дата обращения: 21.09.2023).

  2. Бушов А. В. Генетика: учебник для среднего профессионального образования / П. С. Катмаков, В. П. Гавриленко, А. В. Бушов, Е. И. Анисимова; под общей редакцией П. С. Катмакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15576-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519249 

  3. Еремченко, О. З.  Биология: учение о биосфере : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10183-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540973

  4. Лапицкая, Т. В.  Биология. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Лапицкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 40 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14157-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543964

  5. Лункевич, В. В.  Занимательная биология / В. В. Лункевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 238 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-09430-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541680

  6. Нахаева, В. И.  Биология: генетика. Практический курс : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Нахаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 276 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07034-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540625

  7. Обухов, Д. К.  Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 358 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516336


Для преподавателя


  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции).

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в действующей редакции).

  4. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

  5. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Базовый уровень (вариант 1). Рассмотрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО. Протокол № 13 от 29 сентября 2022 года. Утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.

  6. Приказ Минпросвещения России от 20.03.2024 N 175 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2024 N 78018);

  7. Приказа № 171 от 19 марта 2024 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

  8. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый уровень).


Интернет-ресурсы


  1. Константинов В.М. Общая биология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/konstantinov-vm-obschaya-biologiya_31827c84034.html– Загл. с экрана.

  2. Общая биология. (СПО). Учебное пособие. – Сергей Ильич Колесников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/sergeyi_ilich_kolesnikov/obshaya_biologiya_spo_uchebnoe_posobie2023_ru/ – Загл. с экрана.

  3. Практические работы для студентов СПО по биологии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/prakticheskie-raboti-dlya-studentov-spo-po-biologii-1402934.html– Загл. с экрана.

  4. Практикум по биологии для студентов СПО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/06/05/praktikum-po-biologii-dlya-studentov-spo – Загл. с экрана.

  5. Руководство к лабораторным и практическим работам по общей биологии: https://multiurok.ru/files/rukovodstvo-k-laboratornym-i-praktichieskim-rabotam-po-obshchiei-biologhii.html– Загл. с экрана.

  6. Сборник разноуровневых заданий по биологии для СПО. [Электронный ресурс]. – https://педпроект.рф/сенникова-л-в-гапоу-то-тюмень/ – Загл. с экрана