Ход урока
1.Организационный момент.
У: Посмотрите на слайд, на нем вы видите пословицу, прочитайте ее про себя и скажите, как вы понимаете смысл этой пословицы?
О: - Учёба и труд к победам ведут.
У: - Как вы понимаете эту пословицу?
О: - Эта пословица означает, что если будешь много трудиться и учиться, то тогда ты добьёшься своей цели.
У.: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
2. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтобы узнать что – то новое, необходимо повторить пройденное.
-На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи.
Ребята, нам потребуются сигнальные карточки: розовые и зелёные. Розовые означают «Нет», зелёные означают «Да». Если я верно говорю, то вы поднимаете зелёную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете розовую карточку. Итак…
– Имя существительное относится к служебным частям речи?(нет)
– Имя существительное – это самостоятельная часть речи?(да)
– Имя существительное обозначает действие?(нет)
– Имя существительное обозначает предмет?(да)
– Имя сущ. отвечает на вопросы кто, что?(да)
Молодцы, ребята!
2. (Слайд 1) Зашифрованный диктант.
Сейчас, я расскажу вам историю, которая произошла в
одной школе. На уроке русского языка учительница попросила ребят
записать в тетрадь существительное СЕРЁЖКА. Ира записала это слово так
– серёжка (запись на доске), а Саша так – Серёжка (запись на доске).
-Как вы думаете, кто прав: Ира или Саша? Докажите.
О: Правильно и так, и так
У: Ребята, а чем отличаются эти слова?
О: 1 – имя, 2 – название украшения.
У: Ребята, а знаете, почему имя Сережа пишется с большой буквы, а название украшения, нет?
О: Нет
У: А хотите узнать?
О: Да
У: Сегодня на уроке мы поговорим о собственных и нарицательных именах существительных (слайд)
- Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».
- Сформулируйте цель нашего урока: узнать, какие существительные называются собственными и нарицательными
У: Какие задачи мы поставим на уроке?
О:
У: Верно, а я предлагаю нам решить следующие задачи на нашем уроке:
….
- А кто знает, что обозначает слово «нарицательные», а «собственные»?
(Слайд 6)
нарицательные от старосл. «нарицати» – называть.
собственные от старосл. «собьство» – «свое», «личное», «себе принадлежащее».
4.Первичное усвоение новых знаний.
- Чтобы глубже изучить материал, обратимся к учебнику русского языка. Откройте учебник на стр. 52, прочитайте самостоятельно.
(Слайд 7)
-Какие существительные называются нарицательными?
-Какие собственными? (Ответы детей)
- Что относится к собственным именам существительным?
- Имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных.
(обобщая ответы детей, учитель подводит к выводу, что правы оба
ученика)
5.Первичное закрепление.(Слайд 8)
Групповая работа
У: Итак, … Пересядьте пожалуйста к … а … пересядьте к …
Что мы должны вспомнить перед началом групповой работы?
Я буду диктовать слова, ваша задача распределить их на 3 группы. Слова, которые относятся к нарицательным, собственным. Будьте внимательны, здесь есть хитрые слова, как слово «Сережка».
Работа в группах
М(м)альчик, С(с)оня, Д(д)ождь, К(к)рым,, Р(р)ека, Н(н)овозыбков, Р(р)оза, Р(р)оссия, К(к)расная площадь.
- Продолжим работу над нашей темой. Как вы думаете, какую сегодня задачу мы с вами ещё не решили? (Как писать собственные имена существительные).
- Самостоятельно прочитайте правило на стр. 56. (опрос правила)
Слайд
_Как пишутся собственные имена сушествительные? (с большой буквы)
А сейчас мы с вами поиграем. Вы будете работать в парах, но перед этим нам нужно вспомнить ТБ работы в парах.
А) Игра «Лови ошибку!» (в парах на карточках)
- Исправьте ошибку, обозначьте изученную орфограмму (Работа проводится в группах).
Самопроверка работ (по слайду )
Пёс шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Астрахань, озеро байкал, автомобиль Нива, гора Бештау, конфеты Белочка, журнал Рыболов, телепередача Поле чудес.
Самопроверка: Пёс Шарик, газета «Вперёд», господин Иванов, сказка «Гуси-лебеди», духи «Москва», город Астрахань, озеро Байкал, автомобиль «Нива», гора Бештау, конфеты «Белочка», журнал «Рыболов», телепередача «Поле чудес».
- А хотите проверить знания по изученной теме?
(Слайд 13)
Б) Проведём тест «Проверь себя!»
1. Укажите имя существительное собственное.
1) (б, Б)азилио 2) (к, К)ороль 3) (з, З)везда 4) (п, П)роспект
2. Какое существительное является нарицательным и пишется со строчной буквы.
1) (у, У)рал; 2) (м, М)арс; 3) (б, Б)ерёза; 4) (с, С)ерёжа
3. Выберите имя собственное, которое необходимо заключать в кавычки.
1) Санкт- Петербург 2) тележурнал Ералаш 3) Франция 4) планета Марс
(слайд ) Взаимопроверка. Выставление оценок.
. Подведение итогов урока.
- Как же пишутся имена существительные собственные? (Ответы детей: заглавие стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)
- Чем могут быть обозначены имена собственные? (Ответы детей: они могут быть обозначены не только отдельным словом, но и собственным наименованием).
Рефлексия
- Спасибо за урок! Молодцы!
Синеколодезская С.П.