Разработка и реализация авторских программ, проектов
Литературное чтение (фрагмент программы)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки
младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность
изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим
предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной
интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый
филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным
литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению
предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая
программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику
обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического,
литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Календарно-тематическое планирование. 1 класс.
№ | Тема, тип урока | Сроки | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД | Виды деятельности учащихся | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Формы контроля |
1 | Мир общения. Давайте знакомиться. Выявление уровня развития связной речи. | | «Общение», знакомство на конкретно-предметном уровне. Правила позитивного общения. Вежливые слова при приветствии, прощании, просьбе. Школа, ученик, отношение к школе родителей, друзей. Для чего нужно учиться? | Познавательные: осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении; формулирование ответов на вопросы; составление рассказов по плану; из личного опыта, описание предмета, по сюжетной картине, набору картин с развитием действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие его внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности. | Фронтальная – применение вербальных и невербальных форм общения для ситуаций знакомства с учителем, друг с другом; выведение правил общения. Индивидуальная – выполнение диагностических заданий и упражнений, участие в играх по выявлению уровня развития связной речи: ответы на вопросы, слушание и пересказ текста с соблюдением логики изложения и пользуясь эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности; самостоятельное сочинение сказки, загадки, рассказа; составление рассказа по сюжетной картине, расположение картинок в их логической для связного изложения последовательности; слушание и принятие данного учителем задания, планирование действия согласно поставленной задаче, выявление собственных проблем в знаниях и умениях. Коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил позитивного общения; высказывание позиции школьника | Изображение членов своей семьи, подготовка рассказа о семье ( с использованием фотографий из семейного архива) по плану: 1.Фамилия, адрес проживания. 2. состав семьи. 3. ФИО папы, мамы, брата, сестры, их возраст, место работы родителей, специальность, увлечения. 4. Рассказ о домашних питомцах. Индивидуальная ( тестирование) Заполнение карты знаний | |
Планируемые результаты освоения программы «Литературное чтение»
К концу изучения в 4 классе курса будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития, будут сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты (УУД).
Личностные результаты
Четвероклассники научатся:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, сочувствовать;
- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- понимать ценности семь, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором теста; потребность в чтении
Четвероклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); - высказывать и пояснять свою точку зрения
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Четвероклассники научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа с учётом спе-цифики текстов;
- высказывать собственного мнение и обосновывать его фактами из текста
Четвероклассники получат возможность научиться:
- применять правила сотрудничества;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности
Познавательные УУД
Четвероклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке
Четвероклассники получат возможность научиться:
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- строить рассуждения
Коммуникативные УУД
Четвероклассники научатся:
- согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
- задавать вопросы;
- выразительно читать и пересказывать текст кратко, выборочно, творчески; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической речи
Четвероклассники получат возможность научиться:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные результаты
Четвероклассник научится:
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами – не менее 90 слов в минуту, «про себя» - не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
- полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- устанавливать причинно-следственные связи, определять жанр, главную тему произведения, характеризовать героев;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ разных текстов, выделяя 2-3 существенных признака;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.)
Четвероклассники получат возможность научиться:
Испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова
В результате освоения курса «Литературное чтение» в 4 классе у учащихся формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.
В ходе формирования осмысленного чтения ученик научится:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении из смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее значимые для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заготовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам
Национально-региональный компонент на уроках литературного чтения
Приобщение учащихся к богатствам фольклора народов республики Бурятия, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Задачи:
- формирование у школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений фольклора и детской литературы