СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент программы по литературному чтению 4 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент программы по литературному чтению 4 класса»

Разработка и реализация авторских программ, проектов

Литературное чтение (фрагмент программы)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе

федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом

межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных

особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки

младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную

грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность

изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим

предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной

интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый

филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным

литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению

предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия

литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая

программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику

обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического,

литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Календарно-тематическое планирование. 1 класс.

Тема, тип урока

Сроки

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

Виды деятельности учащихся

Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Формы контроля

1

Мир общения. Давайте знакомиться. Выявление уровня развития связной речи.


«Общение», знакомство на конкретно-предметном уровне. Правила позитивного общения. Вежливые слова при приветствии, прощании, просьбе. Школа, ученик, отношение к школе родителей, друзей. Для чего нужно учиться?

Познавательные: осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении; формулирование ответов на вопросы; составление рассказов по плану; из личного опыта, описание предмета, по сюжетной картине, набору картин с развитием действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие его внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности.

Фронтальная – применение вербальных и невербальных форм общения для ситуаций знакомства с учителем, друг с другом; выведение правил общения.

Индивидуальная – выполнение диагностических заданий и упражнений, участие в играх по выявлению уровня развития связной речи: ответы на вопросы, слушание и пересказ текста с соблюдением логики изложения и пользуясь эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности; самостоятельное сочинение сказки, загадки, рассказа; составление рассказа по сюжетной картине, расположение картинок в их логической для связного изложения последовательности; слушание и принятие данного учителем задания, планирование действия согласно поставленной задаче, выявление собственных проблем в знаниях и умениях.

Коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил позитивного общения; высказывание позиции школьника

Изображение членов своей семьи, подготовка рассказа о семье ( с использованием фотографий из семейного архива) по плану:

1.Фамилия, адрес проживания.

2. состав семьи.

3. ФИО папы, мамы, брата, сестры, их возраст, место работы родителей, специальность, увлечения.

4. Рассказ о домашних питомцах.

Индивидуальная ( тестирование) Заполнение карты знаний





Планируемые результаты освоения программы «Литературное чтение»

К концу изучения в 4 классе курса будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития, будут сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты (УУД).

Личностные результаты

Четвероклассники научатся:

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, сочувствовать;

- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- понимать ценности семь, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором теста; потребность в чтении

Четвероклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); - высказывать и пояснять свою точку зрения

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Четвероклассники научатся:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа с учётом спе-цифики текстов;

- высказывать собственного мнение и обосновывать его фактами из текста

Четвероклассники получат возможность научиться:

- применять правила сотрудничества;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности

Познавательные УУД

Четвероклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке

Четвероклассники получат возможность научиться:

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

- строить рассуждения

Коммуникативные УУД

Четвероклассники научатся:

- согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

- задавать вопросы;

- выразительно читать и пересказывать текст кратко, выборочно, творчески; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической речи

Четвероклассники получат возможность научиться:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные результаты

Четвероклассник научится:

- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами – не менее 90 слов в минуту, «про себя» - не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

- полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

- устанавливать причинно-следственные связи, определять жанр, главную тему произведения, характеризовать героев;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ разных текстов, выделяя 2-3 существенных признака;

- отличать поэтический текст от прозаического;

- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.)

Четвероклассники получат возможность научиться:

Испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова

В результате освоения курса «Литературное чтение» в 4 классе у учащихся формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.

В ходе формирования осмысленного чтения ученик научится:

- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении из смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные (наиболее значимые для понимания читаемого) слова;

- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- уметь прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заготовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам

Национально-региональный компонент на уроках литературного чтения

Приобщение учащихся к богатствам фольклора народов республики Бурятия, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.

Задачи:

- формирование у школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;

- усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений фольклора и детской литературы