Состав слова (морфемика | Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. | 1 час | парная, фронтальная, индивидуальная | Познавательные: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку Коммуникативные: участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; Регулятивные: понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач осознавать свои трудности, стараться (с помощью учителя, одноклассников) искать их причины и преодолевать; отмечать свои достижения | Базовый уровень: выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях) соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей Повышенный уровень:. выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия); оценивать правильность проведённого разбора. | осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка |
Морфология | Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. | 6 часов | парная, фронтальная, индивидуальная | Познавательные: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; Коммуникативные: участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; Регулятивные: понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач осознавать свои трудности, стараться (с помощью учителя, одноклассников) искать их причины и преодолевать; отмечать свои достижения | Базовый уровень: выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола), выполнять для этого необходимые способы действия находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов; сравнивать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам Повышенный уровень: понимать значения форм настоящего, прошедшего и будущего времени выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного); оценивать правильность проведённого разбора находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам | осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка |
Развитие речи | Текст: продолжение освоения основных признаков. Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) повествовательного или описательного типа. Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. | 6 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | Познавательные: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения Коммуникативные: участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; создавать письменные тексты освоенных жанров, стараясь учитывать как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач, а для этого отбирать содержание и языковые средства с учётом ситуации общения. Регулятивные: понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач осознавать свои трудности, стараться (с помощью учителя, одноклассников) искать их причины и преодолевать; отмечать свои достижения | Базовый уровень: участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться соблюдать при этом основные правила речевого поведения различать повествования и описания предмета (в ясных случаях) письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, стараться улучшить созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные Повышенный уровень: создавать небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо | проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; |