Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 53»
Рабочая тетрадь
часть 1
по предмету «Кулинария»_____________________
учаще ( )_________ группы _________ курса
Фамилия _________________________________
Имя ____________________________________
Отчество _________________________________
Сросты 2011
Содержание
Предисловие … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 4
Обработка клубнеплодов … … … … … … … … … … … … … … … ...4
Обработка корнеплодов … … … … … … … … … … … … … … … … 6
Обработка капустных и луковых овощей … … … … … … … … … … 7
Обработка плодовых овощей … … … … … … … … … … … … … … 8
Обработка салатных и десертных овощей … … … … … … … … … … 9
Подготовка овощей к фаршированию … … … … … … … … … … … 11
Подготовка к зачетному занятию … … … … … … … … … … … … …12
Тепловая обработка продуктов … … … … … … … … … … … … … .. 13
Блюда и гарниры из отварных и припущенных овощей … … … … … .14
Блюда и гарниры из жареных овощей … … … … … … … … … … … 16
Блюда и гарниры из тушеных и запеченных овощей … … … … … … 17
Блюда из грибов … … … … … … … … … … … … … … … … … … 19
Подготовка к зачетному занятию … … … … … … … … … … … … ..19
Уважаемые первокурсники!
Вы начинаете изучать одну из самых древних и интересных наук – кулинарию.
Изучение кулинарии – необходимый этап профессиональной подготовки повара.
Занятия по кулинарии помогают понять и практически усвоить технологию приготовления, оформление и отпуск блюд и кулинарных изделий.
Перед тобой рабочая тетрадь. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника Н.А. Анфимовой и Л.Л. Татарской «Кулинария», а уровень предлагаемого материала – требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по предмету «Кулинария».
В тетради представлены контрольные вопросы, тестовые задания, а также задания по дополнению технологических схем и таблиц, задания на развитие технического и логического мышления и т.д. Кроме этого, даются практические задания, которые можно выполнять с помощью Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий. Выполнение некоторых заданий, носящий творческий характер, требует работы с дополнительной литературой.
Вопросы и задания, помещенные в тетради, помогут вам лучше усвоить важнейшие понятия курса, осмыслить их. При выполнении одних заданий вам необходимо дать точные и однозначные ответы, другие требуют поиска самостоятельного ответа.
___ ___________________ 20__ г. ВВЕДЕНИЕ
1. Дайте определение следующих терминов, приведенных во введении учебника Н.А. Анфимовой «Кулинария» на стр. 6-8:
Кулинария – это ________________________________________________
______________________________________________________________
Сырье – это ____________________________________________________
______________________________________________________________
Полуфабрикаты (п/ф) это ________________________________________
______________________________________________________________
Полуфабрикаты высокой степени готовности – это __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Готовое блюдо – это ____________________________________________
______________________________________________________________
Кулинарное изделие – это ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу:
Виды предприятий ОП | Отличительные особенности |
Заготовочные предприятия, работающие на сырье и полуфабрикатах | |
Доготовочные предприятия | |
___ ___________________ 20__ г. ОБРАБОТКА КЛУБНЕПЛОДОВ
Дать краткую характеристику овощам _______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте схему обработки овощей.
1.
2.
3.
4..
5.
6.
Заполните таблицу:
Название | Рисунок | Размер | Использование |
длина | ширина | высота |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Отгадайте загадку: Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка.
(______________________)
__ ___________________ 20__ г. ОБРАБОТКА КОРНЕПЛОДОВ
Назвать химический состав корнеплодов. _____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Написать последовательность обработки моркови. _____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписать рисунки.
(_____________) (________________)
(_______________) (______________) (__________________)
Что делают перед обработкой с увядшими корнеплодами? ______
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отгадайте загадку: Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-желтая на цвет,
А коса-то как букет.
(____________________)
___ ___________________ 20__ г. ОБРАБОТКА КАПУСТНЫХ И ЛУКОВЫХ ОВОЩЕЙ
Написать последовательность обработки кочанной капусты. ____
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу, указав элементы нарезки кочанной капусты и ее кулинарное использование.
Элементы нарезки | Использование в кулинарии |
| |
| |
| |
| |
Какие виды капусты показаны на рисунке?
(______________) (______________) (______________) (_____________)
(______________) (________________) (____________) (_____________)
Написать последовательность обработки лука зеленого. ________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отгадайте загадки:
а) Золотистый и полезный б) Зеленая толстуха
Витаминный, хотя резкий, Надела уйму юбок.
Горький вкус имеет он… Стоит как балерина,
Обжигает…Не лимон. Из листьев пелерина.
(__________________) (_________________)
в) Он кусает, только вот,
Зубок есть, но где, же рот?
Белый носит сюртучок.
Что скажи, это дружок?
(__________________)
___ ___________________ 20__ г. ОБРАБОТКА ПЛОДОВЫХ ОВОЩЕЙ
З
Плодовые овощи
аполните схему:
Тыквенные овощи
Томатные овощи
Бобовые овощи
Зерновые овощи
Написать последовательность обработки томатов. ______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отгадайте загадки:
а) Как на грядке под листок б) Красный, детки, но не мак.
Закатился чурбачок - В огороде – не бурак.
Зеленец удаленький Сочный лакомый синьор.
Вкусный овощ маленький. Угадали? ……..
(__________________) (_________________)
в) В огороде желтый мяч. г) У извилистой дорожки
Только не бежит он вскачь, Растет солнышко на ножке.
Он как полная луна Как дозреет солнышко,
Вкусны в нем семена. Будет горстка зернышек.
(__________________) (_________________)
д) В зеленой палатке е) В этих желтых пирамидках
Колобки спят сладко. Сотни зерен аппетитных.
Много круглых крошек! (_________________)
Что это? …
(___________________)
___ ___________________ 20__ г. ОБРАБОТКА САЛАТНЫХ И ДЕСЕРТНЫХ ОВОЩЕЙ
Выберите рисунок, который относится к артишокам.
(_____________) (____________) (_____________)
Почему шпинат промывают перед тепловой обработкой? _______
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем салатные и десертные овощи отличаются от других овощей?_
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составить кроссворд:
Вопросы:
По горизонтали:
2) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
11) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
12) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
13) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
15) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
16) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
По вертикали:
1) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
14) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
___ ___________________ 20__ г. ПОДГОТОВКА ОВОЩЕЙ ДЛЯ ФАРШИРОВАНИЯ
Какие овощи используют для фарширования? _________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как подготавливают сладкий перец для фарширования? _______
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое бланширование? __________________________________
__________________________________________________________________
Для каких целей используют отходы, полученные после обработки картофеля? _____________________________________________
__________________________________________________________________
Заполните таблицу «Требования к качеству овощей».
Овощи | Показатели качества |
внешний вид | запах | цвет | консистенция |
Очищенный картофель | | | | |
Морковь, свекла | | | | |
Репчатый лук | | | | |
Зелень | | | | |
___ ___________________ 20__ г. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ (тест)
1. Продукция, прошедшая частичную обработку и предназначена для приготовления блюд. Это …?
а) сырье; б) полуфабрикаты; в) концентраты.
2. Калибровка – это сортировка овощей …?
а) по размерам; б) по сортам; в) по качеству.
3. Фитонциды содержатся …?
а) в морковке и редисе; б) в редьке и томатах; в) в луке и чесноке.
4. К простой форме нарезки относят …?
а) шарики; б) кружочки; в) чесночки.
5. Какой корнеплод содержит каротин?
а) морковь; б) сельдерей; в) свекла; г) редька.
6. Чтобы удалить гусениц, капусту погружают …?
а) в горячую подсоленную воду; б) в холодную подкисленную воду;
в) в холодную подсоленную воду.
7. К сложной форме нарезки относят …?
а) шарики; б) дольки, в) ломтики; г) соломку.
8. Что такое карбование?
а) специальная обработка корнеплодов; б) сложная форма нарезки корнеплодов; в) сложная форма нарезки клубнеплодов.
9. К томатным овощам относят …?
а) томаты, огурцы, баклажаны; б) томаты, патиссоны, стручковый перец;
в) томаты, баклажаны, стручковый перец.
10. Кочанную капусту для сибирского борща нарезают …?
а) дольками; б) соломкой; в) рубят; г) шашками.
___ ___________________ 20__ г. ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ПРОДУКТОВ
1. Перечислите способы тепловой обработки:
а) основные: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) комбинированные: ______________________________________________
__________________________________________________________________
в) вспомогательные: _______________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какие показатели тепловой обработки являются положительными, а какие – отрицательными? Ответ запишите в виде таблицы.
а) повышается усвояемость пищи; б) продукты изменяют цвет; в) продукты теряют массу; г) жир плавится, образуя новые вещества; д) образуются вкусовые и ароматические вещества; е) продукты размягчаются; ж) продукты обеззараживаются; з) происходит денатурация белков; и) происходит потеря белков и минеральных веществ.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
| |
3. Припускание – это ___________________________________________
__________________________________________________________________
4. Жарка во фритюре – это ______________________________________
__________________________________________________________________
5. Бланширование – это ________________________________________
__________________________________________________________________
6. Пассерование – это ___________________________________________
__________________________________________________________________
___ ___________________ 20__ г. БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ ОТВАРНЫХ И ПРИПУЩЕННЫХ ОВОЩЕЙ
1. Какие овощные гарниры подают:
а) к нежирному мясу - _______________________________________________
б) к жирному мясу - _________________________________________________
в) к отварному мясу - _______________________________________________
г) к жареному мясу - ________________________________________________
д) к рыбе - _________________________________________________________
2. Допишите предложения.
а) Овощные блюда ценят за содержание ________________________________
_______________, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.
б) Овощи в сочетании с мясом и рыбой улучшают процесс пищеварения, поддерживают _____________________________________________________.
в) В овощах, особенно в ___________________________, содержаться вещества, обладающие противосклеротическим действием.
3. Перечислите меры по сохранению витамина С при тепловой обработке овощей.
а) не допускать длительного хранения очищенных и нарезанных овощей;
б) ________________________________________________________________;
в) ________________________________________________________________;
г) ________________________________________________________________;
д) ________________________________________________________________;
4. Закончите схему приготовления картофельного пюре.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Проведите эксперимент по приготовлению картофельного пюре. Сварите 4 картофелины. Две из них протрите в горячем виде, а две в холодном. Опишите, что у вас получилось. ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, почему при приготовлении картофельного пюре, картофель протирают только в горячем состоянии? __________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__ ___________________ 20__ г. БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ ЖАРЕНЫХ ОВОЩЕЙ
1. Допишите предложения
а) Овощи жарят в небольшом количестве жира при t = _______ ˚С до образования поджаристой корочки, до готовности доводят в ______________
__________________________________________________________________.
б). Во фритюре жарят картофель, лук, петрушку. Нарезанные овощи _______
__________________, чтобы во время жарки не разбрызгивался жир.
в) При жарке во фритюре жира берут в ____________________ раза больше, чем овощей. Нагревают жир до t = __________˚С.
г) Такие жиры, как __________________________________________________
не используют для жарки во фритюре, так как они содержат много влаги и белковых веществ, которые при высокой температуре быстро сгорают и загрязняют продукт.
Укажите цифрами в правой колонке последовательность операций при приготовлении блюда «Котлеты свекольные».
Операции | Последовательность операций |
Подать на стол | |
Охладить до 50˚С | |
Обжарить с двух сторон | |
Сформовать котлеты | |
Прогреть с маргарином | |
Добавить, помешивая манную крупу | |
Дожарить в жарочном шкафу | |
Запанировать в сухарях | |
Протереть | |
Добавить соль и сырое яйцо | |
Сварить или запечь свеклу | |
Снова подогреть | |
Порционировать массу на п/ф | |
3. С какими соусами подают зразы картофельные? _______________
__________________________________________________________________
4. Для чего перед жаркой основным способом картофель промывают и обсушивают? ____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите блюда, приготовленные из овощной массы. ___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__ ___________________ 20__ г. БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ ТУШЕНЫХ И ЗАПЕЧЕННЫХ ОВОЩЕЙ
1. По представленному набору продуктов определите название блюда и составьте схему его приготовления. __________________________
Маргарин Морковь Репа Тыква Цветная или Белоко- Зеленый Мол. Соль
капуста чанная горошек соус сахар
капуста
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Дать определение тушению. ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите рецепт своего любимого блюда из овощей, приготовленного в тушеном виде. ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Отгадайте ребус:
Что это за блюдо? __________________________________________________
__________________________________________________________________
Используя ключевые слова, угадайте, какое блюдо здесь зашифрова- но?
6-7-13-15-16 – РУЧКА
11-8-12 – МЕЛ
14-10-6 – СЫР
5-4-3-16 – ПИЩА
2-1-12 – ВОЛ
9-7-17 – НУТ
----------------------------------------------------------------------------------------------------
5
. Какие операции приготовления голубцов показаны на рисунке?
1 - ________________________________________________________________
2 - ________________________________________________________________
3 - ________________________________________________________________
4 - ________________________________________________________________
6. Найдите ошибку (какой продукт лишний) в наборе продуктов для блюда «Рулет картофельный»: картофель, капуста, тыква, лук репчатый, маргарин, сметана, сухари. __________________________________________
7. На какие группы можно разделить овощи запеченные? __________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__ ___________________ 20__ г. БЛЮДА ИЗ ГРИБОВ
1. Написать классификацию грибов по строению шляпки.
а) губчатые - _______________________________________________________
__________________________________________________________________
б) пластинчатые - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
в) сумчатые - ______________________________________________________
2. Какие витамины содержатся в свежих грибах? _________________
3. Указать особенности обработки сумчатых грибов (сморчки, строчки). _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему перед Тепловой обработкой сушеные грибы замачивают? __________________________________________________________________
5. Какие продукты используют для приготовления блюда «Грибы в сметанном соусе»? _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
___ ___________________ 20__ г. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ (тест)
1. Как сохранить зеленый цвет овощей?
а) варить при медленном кипении; б) варить при бурном кипении; в) варить при закрытой крышке.
2. Как сохранить яркий цвет свеклы при варке?
а) добавить уксус; б) добавить сахар; в) добавить соль.
3. Как варят свеклу, морковь, фасоль, чтобы не ухудшились их вкусовые качества?
а) без соли; б) с сахаром; в) с уксусом.
4. В какой воде варят быстрозамороженные овощи?
а) в теплой; б) в холодной; в) в кипящей.
5. Как изменяется крахмал при нагревании в воде?
а) растворяется; б) клейстеризуется; в) набухает.
6. Почему картофельное пюре имеет вязкую консистенцию?
а) картофель протерли холодным; б) картофель протерли горячим;
в) добавили холодное молоко.
7. Почему при варке картофеля в молоке большая часть его не сохранила Фому нарезки?
а) мелко нарезали; б) добавили много молока; в) долго варили.
8. Почему на рулете картофельном при запекании появляются трещины?
а) не сделали проколы; б) картофельная масса влажная; в) картофельная масса плотная.
9. Почему котлеты картофельные при формовании трескаются?
а) картофельная масса плотная; б) картофельная масса жидкая;
в) картофельная масса холодная.
10. Сколько времени можно хранить запеченные блюда из овощей в горячем состоянии?
а) хранению не подлежат; б) не более 5 часов; в) не более 6-8 часов.
24