Раздел курса | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Формы организации учебного процесса | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
| Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе). | Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). "Неопределяемые" (неприводимые к сильной позиции) фонемы. Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова). Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой -с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга). | 26 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | – принимают и сохраняет учебную задачу; – планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – разграничивают орфограммы на изученные правила и неизученные; – по освоенным опознавательным признакам обнаруживают орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); – осознают познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находят в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; – анализируют и характеризуют языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – участвуют в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задают вопросы, отвечает на вопросы других. | - проверяют орфограммы слабых позиций в корне слова по сильной позиции; - разделяет служебные и самостоятельные части речи; - определяет понятия формы слова и однокоренные слова; - работу окончания в слове; - понятия текст, тема текста. определяют состава слова (простейшие случаи). - определяют сильные и слабы позиций звуков. определяют фонемный состав значимых частей основы слова. – пользуются учебником, находить информацию; – анализируют и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение; – выделяют в звучащей речи слова, обозначающие предметы; – делят слова на группы по разным признакам; – отличают текст от набора предложений; – выполняют фонетический разбор слова – видят «ошибкоопасные места» в словах и правильно их писать; – пишут слова по специальному правилу и по словарю |
Окончание как значимая часть слова. | Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков. Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами. Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки. | 27 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | – действует по намеченному плану, по инструкциям -использует речь для регуляции своих действий; -самостоятельно находят нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использует её для решения учебно-познавательных задач; – применяют разные способы фиксации информации – владеют общими способами решения конкретных лингвистических задач; – осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строят несложные рассуждения, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, формулирует их; – выражают свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка. | - определяют одно и то же окончание и разные окончания, выявляют четыре набора падежных окончаний имен существительных. – разделяют понятия «проверочное» и «проверяемое» слово; – определяют изученные орфограммы. - сравнивают способы подбора проверочных слов для названий предметов. – определяют опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня; – называют правила письма с «пропусками»; – называют правила выполнения работы над ошибками. – называют понятие «непроверяемые написания»; анализируют правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, делают вывод о соответствии их написания основному закону русского письма. применяют способ проверки орфограмм в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных. составляют (в группе) алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имен существительных, контролируют его применение в процессе письма. применяют правила написания буквы ь после шипящих на конце существительных. применяют правила написания букв о и е после шипящих в окончании имен существительных и прилагательных, правила написания кратких прилагательных с шипящим на конце; применяют правила написания не с глаголами, буквы ь на конце глаголов, оканчивающихся на шипящий, буквы ё после шипящих; применяют способы определения спряжения глаголов (по 3 лицу множественного числа и по неопределенной форме); составляют (в группе) алгоритмы проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов, контролируют их применение в процессе письма классифицируют орфограммы различных типов, соотносят их со способом проверки. группируют слова по типам орфограмм. - контролируют правильность записи текста, находить ошибки и исправлять их, выяснять причины ошибок |
Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. | Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). "Проверочные слова" для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе). Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме. Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях. | 27 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | – действует по намеченному плану, по инструкциям, – выполняют учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; используют речь для регуляции своих действий; – понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводят её в словесную форму; – владеют общими способами решения конкретных лингвистических задач; – анализируют и кратко характеризует предложение, – осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строят несложные рассуждения, устанавливает причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; – понимают зависимость характера речи от задач и ситуации общения – выражают свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы | - определяют одно и то же окончание и разные окончания, выявляют четыре набора падежных окончаний имен существительных. – называют понятия «проверочное» и «проверяемое» слово; – изучают орфограммы. - способы подбора проверочных слов для названий предметов. – опознают признаки проверочных слов для орфограмм корня; – называют правила письма с «пропусками»; – называют правила выполнения работы над ошибками. – называют понятие «непроверяемые написания»; – называют правила работы с орфографическим словарем. -правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. анализируют правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, делают вывод о соответствии их написания основному закону русского письма. применяют способ проверки орфограмм в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных. составляют (в группе) алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имен существительных, контролируют его применение в процессе письма. применяют правила написания буквы ь после шипящих на конце существительных. применяют правила написания букв о и е после шипящих в окончании имен существительных и прилагательных, правила написания кратких прилагательных с шипящим на конце; применяют правила написания не с глаголами, буквы ь на конце глаголов, оканчивающихся на шипящий, буквы ё после шипящих; применять способы определения спряжения глаголов (по 3 лицу множественного числа и по неопределенной форме); составляют (в группе) алгоритмы проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов, контролировать их применение в процессе письма классифицируют орфограммы различных типов, соотносить их со способом проверки. группируют слова по типам орфограмм. контролируют правильность записи текста, находят ошибки и исправляют их, выясняют причины ошибок. |
Нефонемные написания в падежных окончаниях. | Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе - в гербарии, в стене-в армии и т.п.) Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции. Несоответствие закону письма обозначения фонемы в слабой позиции буквой Е после шипящих Ц. Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний. | 22 часа | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | -сравнивают и группируют предметы и их образы, классифицируют по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает; -соотносят известное содержание с неизвестным с помощью учителя -проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. -высказывают предположение по поводу способа действия - рефлексируют свои действия по содержанию деятельности -владеют способами самооценки выполнения действия, моделируют -соблюдают нормы речевого этикета -вступают в учебный диалог -понимает смысл текста -принимает и выполняет правила школьной жизни; -ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; -учитывают интересы других, сдерживают свои эмоции; | – пишут словарные слова; анализируют правописание падежных окончаний имен существительных и делают вывод о соответствии их написания основному закону русского письма. применяют способ проверки орфограмм в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных. составляют (в группе) алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имен существительных, контролируют его применение в процессе письма. применяют правила написания буквы ь после шипящих на конце существительных. применяют правила написания букв о и е после шипящих в окончании имен существительных и прилагательных, правила написания кратких прилагательных с шипящим на конце; классифицируют орфограммы различных типов, соотносят их со способом проверки. группируют слова по типам орфограмм. - контролируют правильность записи текста, находят ошибки и исправляют их, выясняют причины ошибок. |
Правописание личных окончаний. | Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе - указание на число и род, во множественном - только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы - отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся. Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма. Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях. Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов приставками. | 38 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | -сравнивают и группируют предметы и их образы, классифицируют по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает; -соотносят известное содержание с неизвестным с помощью учителя -проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. -высказывает предположение по поводу способа действия -рефлексируют свои действия по содержанию деятельности -владеет способами самооценки выполнения действия; моделирует -соблюдают нормы речевого этикета -вступают в учебный диалог -понимают смысл текста -принимает и выполняет правила школьной жизни; -ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; -учитывают интересы других, сдерживает свои эмоции; | применяют правила написания не с глаголами, буквы ь на конце глаголов, оканчивающихся на шипящий, буквы ё после шипящих; применяют способы определения спряжения глаголов (по 3 лицу множественного числа и по неопределенной форме); составляют (в группе) алгоритмы проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов, контролировать их применение в процессе письма классифицируют орфограммы различных типов, соотносить их со способом проверки. группируют слова по типам орфограмм. контролируют правильность записи текста, находить ошибки и исправлять их, выяснять причины ошибок. |
Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником). | Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов. Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение). Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с "двойной проверкой" (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения). Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). "Непроверяемые" орфограммы. Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании. | 30 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | – оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причины и способы преодоления; – преобразовывют практическую задачу в познавательную; – понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводит её в словесную форму; – осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делает выводы, формулируют их; – создают высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, – применяет приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. | - разграничивают понятия «приставка», «суффикс», отличие приставок и предлогов. – называют алгоритм выделения частей слова - способы действий при анализе состава слова. - называют правила написания удвоенных согласных на границе частей слов. - называют правила написания корней, приставок и суффиксов. - называют орфограммы написания разделительных ъ и ь. – выделяют приставку и суффикс в слове; – называют признаки приставки и суффикса – разграничивают приставки и предлоги; – правильно употребляют в речи суффиксы; – выполняют разбор слова по составу; объяснять значение частей слова – правильно пишут двойные согл. на границе частей слова – находят способ проверки написания слова (в том числе по словарю). - употребляют разд. ь и ъ. – выполняют словообразовательный разбор; – подбирают проверочные слова путем рассмотрения значения слова |