Слово как часть речи (6 часов) | Имя числительное | 2 | Работа индивидуально, в парах/ группах: формулирование ответов на вопросы: Что оно обозначает числительное?, Какие бывают числительные? Где применяются числительные?, Что такое наречие? Что оно обозначает?, какие вопросы отвечают наречия? Приведите примеры наречий, отвечающих на разные вопросы, Чем числительное отличается от других частей речи?, Чем наречие отличается от других частей речи? Какие части речи могут зависеть от числительного или от наречия? , Какие из перечисленных слов являются числительными или наречиями?, Как использование числительных и наречий влияет на понимание текста? Упражнения. Выполнение упражнений на распознавание и классификацию числительных и наречий (устно и письменно): Составьте предложения с числительными или с наречиями, замените выделенные слова в предложении числительными (наречиями), подберите подходящее наречие к глаголу, подберите подходящее числительное к существительному, исправьте ошибки в предложениях, придумайте небольшой рассказ, используя числительные и наречия. Прочитайте текст и определите, какие числительные и наречия помогают автору создать яркую картину. Найдите в тексте примеры, где числительное связано с существительным, и определите их падеж. Найдите в тексте примеры, где наречие связано с глаголом, и объясните, какую характеристику действия оно добавляет. Придумайте загадки, в которых ответами будут числительные или наречия. Творческие задания: нарисуйте рисунок, используя в описании числительные и наречия, представьте, что вы - писатель. Как вы используете числительные и наречия, чтобы сделать ваш текст более интересным? Разбор примеров употребления числительных и наречий в различных контекстах. Работа с учебником: чтение правил, выполнение упражнений. Лексические диктанты (запись числительных и наречий под диктовку). Составление предложений и текстов с использованием числительных и наречий. Выполнение заданий на развитие языковой зоркости (исправление ошибок, подбор синонимов и антонимов). Выполнение проектных заданий (например, создание презентации о числительных или наречиях). Игры и викторины на знание числительных и наречий. Составление кроссвордов и ребусов по теме. Работа в парах: взаимопроверка упражнений, обсуждение сложных вопросов. Редактирование текстов: поиск и исправление ошибок в употреблении числительных и наречий. Чтение и анализ текстов различных жанров (художественные, научные, публицистические). Нахождение в тексте числительных и наречий, определение их функции. Составление вопросов по тексту с использованием числительных и наречий. Пересказ текста с использованием числительных и наречий. Упражнения с применением интерактивной доски Изложение: чтение текста учителем или учащимися, объяснение трудных слов и выражений, ответы на вопросы по содержанию, запись ключевых фраз или предложений, отражающих содержание каждой части текста, воспроизведение текста на основе составленного плана, использование собственных слов и выражений, проверка орфографии, пунктуации, грамматики, стилистики, исправление ошибок. Упражнения на повторение: разбери слова по составу, вставь пропущенные буквы, объясни правописание, составь предложение со словом, сделай синтаксический разбор, фонетический разбор, морфемный разбор. Приведи примеры частей речи. | устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; создавать устные и письменные тексты для конкретной ситуации; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия | познавательные: базовые логические действия устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность); определять существенный признак для классификации языковых единиц ( частей речи); устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; базовые исследовательские действия формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; работа с информацией распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); анализировать и создавать текстовую, информацию в соответствии с учебной задачей; коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты в соответствии с речевой ситуацией; регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. | духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; эстетического воспитания: стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; рудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка) ценности научного познания: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |