Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: - Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты); - Устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); - Устанавливать аналогии языковых единиц; - Объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; - Определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); - Классифицировать языковые единицы; - Находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; - Анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; - Выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; - Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: - С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; - Сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); - Проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; - Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); - Формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; - Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: - Выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; - Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); - Соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); - Анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - Понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: Общение: - Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - Признавать возможность существования разных точек зрения; - Корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; - Готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; - соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; - находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки; - сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. |