СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент содержания рабочей программы по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы по русскому языку и календарно-тематическое планирование за 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент содержания рабочей программы по русскому языку 4 класс»

Содержание программы

Предмет: русский язык

Класс: 4

Резерв: 21 час

Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Формы организации учебного процесса

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Лексика

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

5

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

- Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,

предложения, тексты);

- Устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);

- Устанавливать

аналогии языковых единиц;

- Объединять объекты (языковые единицы) по определённому

признаку;

- Определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);

- Классифицировать языковые единицы;

- Находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

- Анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции

при анализе языковых единиц;

- Выявлять недостаток информации для решения учебной и

практической задачи на основе предложенного алгоритма,

формулировать запрос на дополнительную информацию;

- Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях

наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

- С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

- Сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

- Проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану

проектное задание;

- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

на основе результатов проведённого наблюдения за языковым

материалом (классификации, сравнения, исследования);

- Формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа

предложенного языкового материала;

- Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и

их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

- Выбирать источник получения информации: нужный словарь

для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

согласно заданному алгоритму находить представленную в

явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

- Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

- Соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации

о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

- Анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,

звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- Понимать лингвистическую информацию, зафиксированную

в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы

для представления лингвистической информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение:

- Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- Признавать возможность существования разных точек зрения;

- Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

- Готовить небольшие публичные выступления о результатах

парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

- соотносить результат деятельности с поставленной учебной

задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности

одноклассников, объективно оценивать их по предложенным

критериям.

Совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных

шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения,

подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

- Подбирать к предложенным словам синонимы;

- Подбирать к предложенным словам антонимы;

- Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

Состав слова

(морфемика)


Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно

выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).

Основа слова.

Состав неизменяемых слов (ознакомление).

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)

5

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

- Проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми

морфемами;

- Составлять схему состава слова;

- Соотносить состав

слова с представленной схемой;


Морфология

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Склонение имён существительных

(кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе; а также

кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);

имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение).

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные

местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного

числа; склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем

и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов.

Способы определения I и II спряжения глаголов.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.

Частица не, её значение (повторение)

43

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

- Определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени

существительного как части речи;

- Определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

- Устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;

- Определять грамматические признаки глаголов: спряжение,

время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род

(в прошедшем времени в единственном числе);

- Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);

- Проводить разбор глагола как части речи;

- Определять грамматические признаки личного местоимения

в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица

в единственном числе);

- Использовать личные местоимения для

устранения неоправданных повторов в тексте

Синтаксис

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами

в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления

в предложениях с однородными членами.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные

предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов)

16

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная


- Различать предложение, словосочетание и слово;

- Классифицировать предложения по цели высказывания и по

эмоциональной окраске;

- Различать распространённые и нераспространённые предложения;

- Распознавать предложения с однородными членами;

- Составлять предложения с однородными членами;

- Использовать предложения с однородными членами в речи;

- Разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые

с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения, без

называния терминов);

- Составлять простые распространённые

и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения, без называния терминов);

- Производить синтаксический разбор простого предложения

Орфография и пунктуация

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места

орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и

предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения

(уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных

(кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также

кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го

лица единственного числа;

наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться

и -тся;

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания в предложениях с однородными членами,

соединёнными союзами и, а, но и без союзов.

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из

двух простых (наблюдение).

Знаки препинания в предложении с прямой речью после

слов автора (наблюдение)

50



- Находить и исправлять орфографические и пунктуационные

ошибки на изученные правила, описки;

- Применять изученные правила правописания, в том числе:

непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания

имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий,

-ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания

имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце

глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или

отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а,

но и без союзов;


Развитие речи

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих

классах: ситуации устного и письменного общения (письмо,

поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом

точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы.

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в

явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное

чтение в соответствии с поставленной задачей.

30



- Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

- Создавать небольшие устные и письменные тексты (3—

5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);

- Определять тему и основную мысль текста;

- Самостоятельно

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

- Корректировать порядок предложений и частей текста;

- Составлять план к заданным текстам;

- Осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

- Осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

- Писать (после предварительной подготовки) сочинения на заданные темы;

- Осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;

- Формулировать устно и письменно простые выводы на

основе прочитанной (услышанной) информации;

- Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

- Осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

-Уточнять значение слова с помощью справочных изданий,

в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень